Как известно, всего пять столетий длилась скифская эпоха в Северном Причерноморье. К VII в. до н. э. относится первое упоминание о скифах, а в III в. до н. э. Великая Скифия уже прекратила свое существование. С VII в. до н. э. по III в. до н. э. Скифская эпоха достигла своего расцвета и угасла, сменившись сарматской эпохой. Сарматская эпоха – сменилась аланской, затем нашествие готское сменилось нашествием гуннов и завершилось всё Великим переселением народов.
Осетин по национальности, В.И. Абаев был большим знатоком древних иранских языков. Главной идеей его лингвистических трудов было найти связи осетинского языка и языка алан, через язык алан провести связать с сарматскими диалектами и дальше с языком скифов. Подбирая лексический материал для реконструкции скифской речи, В.И. Абаев не ограничивался временными рамками скифской истории, включал в словарный запас скифов слова более позднего сарматского и аланского происхождения.
Так, остатки скифского языка были погребены в словаре В.И. Абаева под последующими значительными следами сарматских и аланских наречий, которые существовали на территории Северного Причерноморья до V в. н. э.
Ухудшение в отношениях скифов и Боспорским царством началось с 310 года до н.э., когда умер боспорский царь Пересид I и началась борьба за престол между двумя его сыновьями, царевичами: Евмелом и Сатиром. Боспорский царевич Сатир, в борьбе за престол, опирался на старых союзников – скифов, а Евмел привлёк на свою сторону сарматские племена сириков, которые только появились в Северном Причерноморье. Евмел победил в этой гражданской войне, и Боспорское царство прекратило все союзнические отношения со Скифией. С этого времени в Боспорском царстве появляются «иранские» сарматские имена, появляется лексика из сарматских наречий. Пантикапейский царский некрополь Куль-Оба относится к IV в. до н. э. Он хорошо изучен археологами, и не вызывает сомнений, что это место погребения скифского вождя. Со второй половины III века до н. э., характер захоронений на территории Боспорского царства меняется, появляются надгробья с сарматскими именами.
В III-II вв. до н. э. скифы совсем вытесняются из политической жизни Боспора. Гарантом мирного договора 179 года боспорского царя, одного из сыновей Митридата VI Евпатора, Фарнака I с Каппадокией, Вифинией и Пергамом, становятся сарматы, во главе с сарматским царем Гаталом. В это время в боспорских надписях появляется много сарматских имен. Многие имена из Пантикапея, Фанагории, Горгиппии, относящиеся к III-II вв. до н. э. имеют сарматское происхождение и вполне подойдут для реконструкции сарматских наречий, но не для характеристики скифского языка.
Рассказывая о племенах, населяющих Скифию, Геродот сообщает о кочевниках, степняках, «не имеющие ни пашен, ни городов, ни поселений». Пытаясь определить язык, на котором говорят степные кочевники, Геродот отмечает, что их язык отличается от скифского, а сарматский язык, Геродот называл «испорченным скифским».
«Скифов-пахарей», «скифов-земледельцев», живущих на Днепре, Геродот называл «борисфенитами», то есть «днепровцами». Любор Hидерле, историк-славист, археолог, этнограф и лингвист, автор одиннадцатитомной энциклопедии «Славянские древности», утверждал:
«скифы именуемые пахарями и земледельцами … были несомненно славянами».
Согласно этим утверждениям, мы можем отнести к скифскому языку, только те слова из словаря В.И. Абаева, которые имеют корни в ведическом санскрите, в языке той «древней индоевpопейской теppитоpии, где славянство зарождалось.«(Любор Нидерле).
Скифский язык (Абаев) | Русский язык | Ведический санскрит | Русский язык |
Абра — abra | облако | Абра — abhra | облако, небо |
Агар — agar | огромный | Агра — agra | огромный |
Ад — Ad | еда, есть | ад – ada | еда, есть |
Алуф – aluθ | Спиртной, алкоголь | Али — ali | алкогольный, спиртной, эль |
Арма – arma | Кисть руки | Ирма – īrma – | Рамо- плечо |
Арта — arta | Истина, правда | Арта -Artha — цель | Толк, смысл |
Арьяна — Aryana | арийский. | Арья, ария — Ā́rya, ari̯a | господин, хозяин дома |
Аста — ašta | восемь | Аста — aṣṭā | Осмь, восемь |
Бага – Baga | бог | Бага — bhaga | БОГ, доля, судьба |
Бала – Bala | военная сила | Бала – bala — сила | Бала(клава)- военная (крепость) |
Бор, бора — Bor(a) | Желтый, коричневый | Бур – bhūr | бур, бурый, (бура- земля; буравить) |
Брата – Brata | Брат | Братр — bhrātṛ | Брат |
Брин – brin | Брить | Бри –bhrī –ранить | Брить |
Вак – Vac | Слово | Вака – vaca | Вече, вякать, вокал |
Вараза — Varaza | кабан | Вараха– varāha | боров, хряк, кабан |
Варка — varka | волк | Врка — vṛka | Волк, урка |
Гару – garu | Тяжелый | Гуру – guru – весомый | Груз |
Гасти – gasti | Гость | Гости-goṣṭhī-собрание | Гость, гости |
Гау — gau | Корова, говядина (говор) | Гава – gava — говядина | Говядина, говорить |
Да – Da — Дар – dar — Дарана – darana — Дарга — darga | давать.Держать, разрушать, ломать долго | Да- dā Дар – dar Дарана — daraṇa — Дирга — dīrgha | дать. Дай- dai -давать. Дана–daan’a–даяние. Держи, держать, Дрань, драньё, Долог, длинный |
Данта – Danta | зуб | Данта – danta | зуб |
Дану – Danu | река | Дану – danu | Река (ДОН, ДНепр, ДОНец, Днестр) |
Даса — dasa | десять. | Даша — daśa | десять. |
Двара — dvara | дверь, ворота | Двар, двара- dvār, dvāra | дверь, ворота |
Зевак — zevak | лентяй | Жаб — jabh | Зев, зевака |
Зура — zura | сила | Сара — sāra | Сила, энергия |
Кути – kuti | Кутя | — | Кутя, кутёнок |
Маду – Madu | Мёд | мадху – madhu | Мёд |
Ман – mān | Думать, хотеть | ман – man | Мнить, мания |
Мар – mār | Убивать | мр — mṛ -умирать | Мор, умирать |
Мата – māta | Мать | Мата- mātā, matri | Мать |
Мизда – mizda | плата, взятка | Мидха- mīḍha — премия, взятка | Мзда, взятка |
Нава – Nava | Новый | Нава – nava | Нов, новый |
Нама – Nama | Имя | Наман – NAMAN | НАИМЕНование, имя |
Пада – Pada | След, пята, подножье | Пада – pāda-нога | Пята, стопа, под ногой |
Панти – panti | Путь | Пата – patha | Путь |
Парадата – paradata | Устанавливать | Парада –parādā | Порада (совет), парад |
Пари — pari- | Через, за | Пари– pari – через, за | Пере- |
Пасу – pasu | Овца | Пашу – paśu — крупный рогатый скот | Пасти, пасу, пастух |
Пати — Pati | господин | Гаспати – ghasspati | господин, хозяин |
Пай – pay | Поить | Пайя – pāya – вода | Поить |
Пита – Pita | Отец | питар, питр – pitar, Pitr | питатель, отец, небо |
Пората — porata | Большая река | Парата — paratā-высшая степень | Порадис — рай |
Сапта (хапта) — Hapta | семь | сапта – saptá | семь |
Сата — sata | сто | Śata — сто | сто |
Шати — šati | счастье | Сита- Śita- довольный | Сыт, сытый |
Стана — stāna | Стан, стоянка | Стана — sthāna | Стан, стоянка, страна |
Сьява — syāva | чёрный | Сиява — śyāva | Сивый, сивка — тёмно серый цвет |
Свар\хвар — Hvar | Солнце, Свар, бог Сварожич | Савитар – savitar | Солнце, светило |
Така — taka | Ткать, нить | — | ткать |
Тап — tap | Топить, греть | Тап — tap | топить |
Угра – Ugra | Мощный | угра – ugra | угроза. |
Фри – fri | Любовь | при — pri – приятно, угодить, порадовать | Приять, приятно |
Хварз — hvarz | хорошо | хршу — hṛṣu | Хорош, хорошо |
Из словаря скифского языка, составленного В.И. Абаевым, следующие слова имеют также славянские корни: Зевак — Зевак — Zevak – ленивый ( родственное слово в рус. яз. — зевака), Гасти — Gasti – гость (рус. яз. — гость), Кана — Kana — конопля (греч. κανναβις). Казар — Kazar дом (греч. καραρυες ) — хаза – (родственные слова в рус. яз. — хата, казарма). Кути — Kuti — собака — (греч. κουζαιος ). (в рус.яз.: кутя). Мука – Muka- семя (греч. Μουγισαγος).
Скифская лексика по данным письменных источников.
Акинак – короткий, прямой скифский меч. Слово имеет скифское происхождение. В русском языке есть близкое по звучанию – «клинок», и абсолютно то же самое значение. Но В.И. Абаев связывает слово «акинак» согдийским и хорезмийским словом «кинк» -kynk – клинок, меч, впрочем, в русском языке и слово «кинк» — kynk тоже сохранилось — кинжал и клинок.
Анаксирида или сарабары – широкие штаны скифов-саков, собранные внизу или подвязанные у щиколотки, они заправлялись в сапоги. Геродот сообщал:
«саки, они же скифы, имели на головах прямые остроконечные шапки, носили анаксириды, имели местные луки, кинжалы и топоры-сагарии«. (Геродот VII 64.)
В греческом языке нет шипящих звуков «ц», «ч», «ш», «щ», поэтому греческий историк Геродот, записывая скифские слова, заменял звук «ш» на похожий греческий звук «с» — «шаравары» он записывает, как «саробары».
Саравара — Σαραβαρα – так комедиограф первой половины IV в. до н. э. Антифан в своей комедии «Скифы» назвал скифские штаны: «все одеты в шаровары и хитоны«. Греки не знали штанов, поэтому Антифан для обозначения штанов, использовал скифское слово «шаровары». (Антифан, комедия «Скифы»)
Сагарий или сагарис – σαγαρις – скифский топор (секира). Оружие скифов, записанное Геродотом, как «топоры-сагари» — это «топоры-секиры» — оружие древних славян. На Крите почитался символ Зевса Критского — секира или двусторонний топор — λάβρυς — лабрис, на лидийском наречии означает «секира«.
Бутир – взбитое молоко до густоты сливок или сметаны. ( Гиппократ, «О болезнях»). Скифское слово Бутир созвучно с немецким «Butter» – масло.
Гиппака (иппака) – название сыра, изготовляемого скифами из кобыльего молока. По-скифски «гиппа» — лошадь. (Гиппократ, «О болезнях» ). Науке известен род ископаемых трёхпалых лошадей Гиппарион (Hipparion).
Горит – футляр для лука и стрел у скифов.
Зарива, Царива — Ζαρινα – царица у скифов-саков. (Ктесий.) В древнерусском эпосе есть схожее имя царевны -«Зоря-Зоряница».
В комедии Аристофана (Aristophanes, Ran., 608.), упоминаются четыре скифских имена – это скифы-полицейские: Дитилас — Διτυλας – Скифское имя-прозвище Дитилас — «здоровяк» (родственное слово в рус. яз. «детина»).
Пардокас – Παρδοκας — историк Бледйз читает скифское имя Пардокас, как Спардокас — Σπαρδοκας или Спардакос -Σπαρδακος, и считает это имя тождественным латинскому имени Spartacus – Спартакус – Спартак.
скиф Скивлиас –Σκεβλυας – «Скиф-Лиас» и Скиф-Тахотай — (греч. σκυθαι τοξοται)– «Тахо-Царь».
Каннабис — Κανναβις – скифское слово, означающее конопля.(Геродот IV 74.)
Karares — Καραρυες – название дома у скифов. (из сочинений Гесихия.) Слово «карарес» созвучно с древнерусским русским названием дома «хорома», хоромина — что тоже означает «дом».
Коландак — Κολανδακης – скифское имя, написанное на черно-лаковом килике из Ольвии начала IV в. до н. э. Несомненна связь имени Коландакис- (греч. κολανδακης) со скифским самоназванием «сколоты» – «идущие за солнцем».»С Коло» — skolo — с колесом-солнца. Ит\т – «идти» происходит от глагола ведического санскрита- Ит, итати — iṭ, eṭati – идти, идёт, войти. Слово «сколот», записанное Геродотом, возможно, звучало, как «сколоит» — «С солнцем иду» или «за солнцем иду».
Скиф Матасий — Ματασυς – это имя написано в письме жителя Березани Ахиллодором в 30-10 гг. VI в. до н. э. Из письма следует, что Матасий был владельцем построек и рабов. Ю.Г. Виноградов считает, что Матасий — скифское имя. ( Ю.Г. Виноградов, ВДИ, 1971, №4;)
Олкас — Ολκαβας – скифское имя.(Аппиан, Фронтин.)
сына скифского царя Скилура (II в. до н. э.) — Палак — означает «сильны, мощный». Древнегреческий географ и историк Страбон (64 до н. э. — 24 н. э.) и римский писатель, автор «Естественной истории» Плиний Старший (23-79 гг. н. э.) связывали название гавани и крепости Палакион или Балаклава с именем сына скифского царя Скилура Палака. Бала — bala — власть, сила, мощь, энергия, сила. Клава — крепость.
Саки\сакас — Σακαι – персы называли саками и азиатских, и европейских скифов. Геродот пишет, в древнеперсидских надписях упомянуты 4 группы саков-скифов:
Cаки – «хаома+варга», «варящие sauma» жили в долине реки Мургаб. В ведическом санскрите – сома, хаома — soma, haoma — дурманящий напиток, вар — var – варить.
Саки – «тигра+хауда» — «в остроконечных шапках», жили в предгорьях Тянь-Шаня (античные авторы отождествляются их с массагетами).
Саки – «пара+да+райя» — «которые за морем (за рекой)». В ведическом санскрите «пра\пара» — вперёд. (-УРА! — возглас войска, атакующего врага.)
Саки- «пара+сугудам» — «за Согдианой», т.е. которые проживали за Согдианой — в низовьях Сырдарьи и Амударьи, в бассейне Аральского моря.( Геродот I 153;)
Сакиндак — Σακυνδακη – вид скифской одежды.( из сочинения Гесихия). Сакиндак созвучно со словом «армяк» — верхняя, долгополая одежда из грубой, шерстяной ткани, которую носили славяне.
Скифики – кожаная скифская обувь. Слово упоминается в произведениях Лисия – аттического оратора V-IV вв. до н. э., а также в стихах Алкея: «…и подвязавши скифики…«. ( В. Латышев. «Известия…», ВДИ, 1947, №2, стр. 301.). В скифской одежде многое было сделано из кожи, шапки, сапоги, пояса и детали одежды. Возможно, по созвучию с названием кожаных изделий греки назвали скифов «скифами». (Известно, что Юфть — толстая кожа, а сафьян — выделанная кожа коз.). По-русски «скуфья» — небольшая остроконечная шапочка, которую носили скифы (др.-русск. скуфиа -остроконечная шапка, через ср.- греч. skouphia, из греч. skyphos — «чашка») — в архитектуре — купол, скиния, сводчатое перекрытие.
Скиф – сын бога Зевса ( в сочинениях Диодора), сыновья Скифа – Пал и Нап, разделили Скифию. Плиний Старший рассказывая о народах Средней Азии, пишет: «Там напеи, как говорят, были уничтожены палеями.». Войны-«палы» от скифского bala — военная сила, дружина. Палы – славянское племя— поляне. Напы – земледельцы.Скифы-Русь — Σκυθας τους Ρως – этот этноним упоминается в схолиях, византийского писателя Фемистием к сочинению Аристотеля «О небе». «Мы заселяем среднее пространство между арктическим поясом, близким к северному полюсу, и летним тропическим, причем скифы-русь и другие гиперборейские народы живут ближе к арктическому поясу…«. (В. Латышев цитирует этот отрывок по собранию сочинений Аристотеля, изданному Берлинской академией наук в 1836 г.).
Сколопит — Scolopitus – скифский юноша царского рода. Легенда рассказывает об изгнании с родины царевичей Сколопита и Плина. Изгнанники со своими дружинами скифов поселились у реки Термодонт, что в Малой Азии. Здесь они стали родоначальниками племени амазонок. Имя Сколопит, несомненно, связано с самоназванием скифов – сколоты\ сколоиты. По Геродоту самоназвание скифов – Сколоты, а персы называли их саками. ( Юстин, Эпитома сочинений Помпея Трога, II, 4, 1).
Тевтома — Τευταμος – это скифское имя встречается у Ктесия. Имя Тевтома созвучно имени-прозвищу «Невтома» (Неутомимый). Возможно, в имени есть указательное местоимение «Те» — то, тот, этот. «втома» — утомление, усталость.
Тевтар – имя скифа, который, согласно древнегреческому мифу, обучил Геракла стрельбе из скифского лука. (из сочинений Геродора Гераклейского). Возможно, в этом имени есть указательное местоимение «Те» — то, тот, этот. «втар» — второй.
Шпако — имя сестры скифского царя Ишпакая. Шпако стала женой киммерийского царя Теушпы (Теиспа). (Геродот I 110). Имена Ишпакай и Шпако Абаев производит от слова «špaka» – собака, хотя, в скифском языке собака – это «кути» (в рус.яз.: кутя, кутёнок). Фасмер видит в имени Шпако авестийский корень «aspa» – лошадь.
Эорпата, Орпата — Οιορπατα – Геродот пишет: «скифы называют амазонок «эорпата», что по-эллински означает мужеубийцы; «эор» – ведь, означает муж, а «пата» – убивать«. (Геродот IV 110.)
Пата – скифское слово, обозначающее «убивать». В ведическом санскрите слово пад, пата – pad, Pata – падать, летать, ( в русском «пята», подошва), в авестийском — pada – наследство, (в русском – потомство, потомок, потом).
Эор – мужчина, муж по-скифски. (Геродот IV 110.) Ленгвисты отмечают, что скифское слово «эор» похоже на тюркское ойор, эйр, эр – мужчина. Но гораздо раньше тюркского, в ведическом санскрите появилось слово: арья\арий — Ā́rya, ari̯a — «господин», «хозяин дома», мужчина. В древнерусском «оратай» — пахарь, земледелец, мужчина.
ЭнАреи -– εναρεες – гадатели у скифов, женоподобные мужчины, гадающие с помощью ивовых прутьев (ЭнАреи — «не арии»). Геродот предположил, что энареи – это потомки тех скифов, которые кощунственно разграбили святилище Афродиты Урании в Сирии. Афродита Урания наказала их, навеки поразив женским недугом. (Геродот I 105, IV 67.)
Энареи или Анарии\Анарья — anārya- «не арий», то есть не мужчина, не господин, не хозяин дома.
Да, скифская эпоха была очень короткой, но скифы не исчезли, как это принято считать, они, просто, стали называть себя по-другому, и это было известно ещё Геродоту — «Скифия — Русь«
Карта миграций народа с гаплогруппы R1a начиная с эпохи неолита (2800 г. до.н.э.) до позднего бронзового века (ок. 1000 г. до н.э.). Гаплогруппа R1a1 — является биологическим маркером русского этноса.