
Драхма. Аверс: крылатый грифон, стерегущий зерно. Реверс: бык — Таврос
Начиная с I тысячелетия до н. э., на южном побережье и горах Крыма жили племена тавров, возможно, это коренные жители Тавриды. Самоназвание этого племени дошло до нашего времени от античных греков, эллины называли их «Ταύροις», а весь крымский полуостров «Χερσόνησος Ταύροις» — Херсонесом Таврическим, то есть «полуостровом тавров»….
Само древнее название крымского полуострова — Таврида происходит от греческого слова «таврос»— ταυ̃ρος «бык» (слав. *turь, русск. тур, др.-прусск. tauris -«зубр», латинское taurus «бык»). Местная форма этого этнонима могла реально быть *tur-ros– или *tur-rus- Τουρ-ξανθος «Тур светлый» (тавры, тавро-русы, *туро-русы). Исходные формы *tur– и *rus-, обе небезразличны для нашей Руси и к тому же так связаны между собой – гораздо теснее, чем это можно представить себе в наше время. Грубость военных обычаев, морские набеги на Византию, близость мест проживания – всё это накрепко роднит тавров и понтийских росов в представлениях византийцев уже в IХ веке. [Васильевский В.Г. Русско-византийские исследования. Вып. 2. Жития св. Георгия Амастридского и Стефана Сурожского.)
Константин Философ назвал тавров среди «многих родов», «книгы оумеюща и богоу славоу въздающа своимъ языкомъ кождо» (ЖК, гл. XVI). Реальное написание слова: тоурси, тоурсïи, тоур’си, тоуръси, *тауро-руси «тавро-русы», которое по-гречески могло звучать как *Ταυρο-ρως. Реальность подобного наименования мог бы подтвердить пример Ταυ̃ροι καί ‘Ρω̃ςοι, что-то вроде «тавры-росы» (греч. Ταυρος — «бык», русск. тур, слав. *turь, др.-прусск. tauris -«зубр», латинское taurus «бык» [Фасмер M. Этимологический словарь русского языка. Изд. 2-е. М., 1986 – 1987, т. IV, с. 122] *tur-ros– или *tur-rus-, от корня *ros/*rus– «белый», или *tur-rus– «Тур светлый», греческого ξανθός -«светлый», «светловолосый», *tur-rus– как Τουρ-ξανθος. Отсюда связь этнонима *tur-rus– и «русских» письмен понятных Константину Философу (Кириллу) во время прибывания его в Корсуни (Херсонесе). (К истокам Руси. Народ и язык.» Академик Трубачёв Олег Николаевич.)
Древнегреческая легенда рассказывает о том, что бог Дионис на двух быках вспахал землю Тавриды, поселил на ней людей и назвал их таврами (Ταυ̃ροι).
В глубокой древности Керченский пролив назвали по разному, самое древнее название записано у Эсхила «Боспор Киммерийский» (др.-греч. Κιβέριος Βόσπορος) по имени древнего народа, киммерийцы.
Из «Истории» Геродота известно, что «Боспор Киммерийский» зимой можно было перейти по льду, поэтому греки называли его Βόσπορος, -«Боспорос» — «коровий брод», «бычья переправа«. Геродот в рассказе о киммерийцах дважды упоминает Киммерийские переправы.
Один из древнегреческих мифов рассказывает о том, как любвеобильный Зевс проникся нежными чувствами к царевне Ио. Но ревнивая супруга бога-громовержца, Гера, превратив девушку в корову, держала её в заточении.
Когда же корове Ио удалось бежать, Гера наслала на неё волшебного овода, который беспрестанно жалил её и гнал её, не давая корове ни на миг остановиться. Бежала белая корова Ио через скифские земли, и наконец, она перебралась через пролив в Тавриду. С тех пор пролив между Меотидой (Азовским морем0 и Понтом Эвксинским (Чёрным морем) стали называть Боспором — «коровий брод».
В VI веке до н. э. греки ионийцы основали на западном берегу пролива город Пантикапей — будущую столицу Боспорского царства на месте нынешней Керчи.
Около 480 года до н.э. по обе стороны Боспорского пролива образовались древнегреческие города-полисы, объединившиеся в античное государство — Боспорское царство с двумя столицами Пантикапей в Тавриде и Фанагория на Таманском полуострове.

Диабол. Фанагория -393г. до н.э. На аверс — кабира в конической шапке, украшенной венком. На реверсе — бодающий бык, пшеничное зерно и надпись -ФАNА
В Крыму его граница со временем расширилась, включив большую часть полуострова. В конце II века н.э. государство вошло в состав Понтийского царства, расположенного на южном побережье Понта Эвксинского.(Чёрного моря).
По словам старинного русского азбуковника, по спискам XVI и XVII веков, Турас значит март, то есть Марсов месяц. Воинственный, ярый, буйный характер Тура доказывается и тем, что имя его Яр-Тур, Буй-Тур, нередко служило эпитетом храбрых, доблестных воевод и князей.
Слово: ярый (буйный) и тур служили и эпитетами бога солнца (и войны) и весеннего плодородия, воспоминание о котором ныне в народной памяти сохранилось, и под именем «Тура – удалого молодца».
Ой Тур, молодец удалой!
Он из города большого,
Вызывал красну девицу
С ним на травке побороться,
Ой, Дид-Ладо! побороться… [Русс. пр. праз. III, 124]
В этом вызове Туром красной девицы – «на травке побороться» несомненно проявляется похотливая природа весеннего бога.
Вспомним, что у греков Дионис, который, с одной стороны, как божество солнца, с другой – как представитель похоти, плодородия и растительной силы земли, как римский uber и русский Ярило, имел своим символом фаллос, иногда не только назывался быком — туром, но даже изображался в виде быка.
«Прийди владыка, – взывали к нему, – прийди в свой священный храм, вместе с Харитами, ударяя землю своей бычачьей ногой!» [Preller. Gr. Mylh. I, 544]. Символом Марса также служил и бык.
Древнейшие значения слова сохраняют, производные от «Тура», слова содержат в себе понятие о быстроте, скорости, поспешности: турить = ехать или бежать скоро, туриться = спешить, туровить = торопить, вытуряць (белорусс.) = высылать скоро с понуждением, туровый, туркий = скорый, поспешный.
Племена царских скифов появились в равнинном Крыму и Северном Причерноморье в VII веке до нашей эры. Геродот оставил нам свидетельства и описание внешнего облика скифов, описывая их, как светловолосых людей с голубыми или зелёными глазами. Бородатые, русоволосые, в длинных кафтанах, в мягких кожаных сапогах и войлочных шапках — скифы для древних греков представлялись дикими варварами. Бычий рог у скифов — ритуальный предмет и обязательный атрибут в обряде захоронения в кургане.

Белый бык в образе змееногой скифской богини земли в Херсонесе. Античная Таврия
В «Истории» Геродот записал древние сказания скифов о том, откуда пошёл скифский род. В сказаниях говорится об основоположнике скифского племени мифическом царе Таргитае (греч. Ταργιταος), который был сыном Геракла от змееногой богини, дочери реки Борисфен (Днепр).
Скифы, современники Геродота, считали, что царь Таргитай жил ровно за 1000 лет до вторжения персидского царя Дария, которое произошло в 513 году до нашей эры, то есть около 1513 г. до н. э. (Геродот IV 5, 7.)
В III веке до нашей эры в Тавриде существовало позднескифское государство со столицей в Неаполе Скифском (ныне Симферополь). Царские скифы активно вели борьбу с греческими Боспором и Херсонесом за влияние на полуострове.
Тарханкут.
Тархунт – «гром и молния», упоминается в русских былинах о богатыре Тархе Тарховиче (о Тархе Годиновиче). По-русски богатыря величали бы Тарх Тархович (Бык Быкович) — земное имя солнечного божества Дажьбога, поэтому старец-богатырь живёт на Сиянской горе (на Сияющей небесной горе) и является земным образом Дажь-бога, Дажий бог = «дневной бог», «бог дня».
Академик Б. А. Рыбаков видит в прародителе скифов старца-богатыря Тарха Тарховича в русских древнейших сказаний, где богатырь Тарх Тархович (Тур Турович, Бык Быкович) живёт 1000 лет на Сиянской горе и враждует с Бабой-Ягой, которая в древнерусском сказании выступает верхом на коне предводительницей женского конного отряда степного войска и воюет с пастухами (Тархами или Турами), пасущими быков-туров.
Храм Юпитера Долихена в Балаклаве
Двадцать пять лет назад в Балаклаве при строительных работах в частном дворе из-под земли показалась древняя кладка… Археологи, сменившие строителей, выяснили, что это — римское святилище, построенное во II веке нашей эры. Посвящен храм был Юпитеру Долихену, в Балаклаве, на улице 40-летия Октября. Культ этого бога родился в городе Долихия (греч.Δουλίχιον- dolichos -длинный). Долиха (др.-греч. Δολίχα, Dolíkhā) или Долихе (др.-греч. Δολίχη) был известен как место, отмеченное многими древними авторами как город, другими же — как остров на побережье Ионического моря близ Акарнании, Греция. В «Илиаде» в Каталоге кораблей говорится, что Мегет, сын Филея, привёл 40 кораблей в Трою из Дулихия и священных островов, которые он называет Echinae (Эхинады), которые расположены за морем, напротив Элиды.
Бога Юпитера (Тарх Тархович, Тур Турович, Бык Быкович) изображали вооружённым ритуальным топором-секирой и божественным оружием (ваджрой) бога громовика, стоящим на спине белого быка, одного из самых почитаемых животных. Очевидно, в истории храма Юпитера Долихена в Балаклаве была какая-то катастрофа, которая привела к его частичному разрушению, но римские строители восстановили стены храма. Учёные нашли в стене закладную плиту древнего святилища с надписью:
«Юпитеру Лучшему Величайшему Долихену. Вексилляция Нижней Мезии, которая дислоцируется…, под командованием Антония Валента, военного трибуна I Италийского легиона, храм… восстановила с помощью Новия Ульпиана, центуриона того же легиона».

Ретуальный двойной топор-секира и рогатый бык в пещере Бурун-кая
В крымской пещере «Таврида» найдены кости доисторических животных, среди них различные виды медведей, саблезубые кошки, быки, лошади и другие виды животных, обитавших на нашем полуострове более полутора миллионов лет назад.

Вот такие быки водились в Тавриде
Найдены в пещере и кости быка Leptobos, что был похож на современных африканских быков ватусси с большими раскидистыми рогами. Бык Leptobos весом около 350 килограммов, предпочитал саванные ландшафты.

Бычьи рога найденные палеонтологами
В Крыму быками называли ещё завезённых из Малороссии степных волов, но местные жители их не ценили, так как эти волы считались ленивыми и к тому же большими обжорами. А вот крымские горные волы были небольшого роста и могли питаться любым кормом, они легко взбирались на скалистые уступы, могли вывозить грузы не только в повозках, но и волоком. Шкуры крымских волов вывозили в огромных количествах ещё в античные времена.
Издавна в Крыму разводили буйволов, также именуемых быками, они были смирные, сильные, неприхотливые. Но был один значимый недостаток: рядом с водоемами, лужами, речками, морем, животные становились неуправляемыми. Они рвались к воде и погружались в неё на долгое время.

Серебряная драхма- 403 г.до-н.э.-На аверсе: бог Арес ; на реверсе: бык и надпись-ΘΕΟΔΟ.jpg
Во многих местах Крыма до наших дней сохранился древний обряд, связанный с быком. Бык — непременный символ праздника в честь святых Константина и Елены, который отмечается 3 и 4 июня, установлен церковью в честь римского императора Константина I и его матери — императрицы Елены. Во время праздника белого быка приносили в жертву.

Диабол- Фанагория-403г.до н.э. Аверс — голова кабира в коническом шлеме; реверс — белый Бык и зерно пшеницы, надпись ФА(нагория)
На северном склоне самой высокой горы Крыма Бабуган-яйла есть ещё одно название, связанное с коровой — это Сагыр-тепе, «коровья гора». В нескольких километрах к югу от села Каменское Ленинского района существовало небольшое село Огуз-Тепе, «бычья гора» или «бычий холм«. В Раздольненском районе деревушка Огуз-Оглу («бычий сын», «потомок быка«)
Можно сказать, что корова «отметилась» и на территории Никитского ботанического сада. Один из выведенных в Никитском саду сортов грецкого ореха носит название «Боспор».
Ещё один «след быка» остался в небе. В 1916 году русский астроном Григорий Неуймин, работавший в Симеизской обсерватории, обнаружил в главном поясе астероидов неописанную ранее малую планету, и назвал её Таврида (греч. Τουρ-ξανθος «Тур светлый» или «Бык белый»