День медведя отмечали 13 декабря по всей России. Считается, что именно в это время он отправляется в спячку. У Крыма есть все основания чествовать сильного и независимого царя наших лесов.
Беспокойные соседи
Медвежьи кости нередко встречаются в культурных слоях палеолитических стоянок Крыма. Археологов удивил рацион первобытных обитателей грота Чокурча на окраине Симферополя. На первом месте у искусных охотников было мясо мамонта, ну а пещерный медведь, очевидно, считался деликатесом: жировые запасы его современных родственников достигают чуть ли не половины общего веса.
В пещере «Таврида» открыт палеонтологический музей, рядом с останками древних гиен, саблезубых кошек, верблюдов, обнаружены кости медведя, обитавшего в Крыму около полутора миллионов лет назад.
Наводят на размышления артефакты, обнаруженные и в подземных полостях, явно неприспособленных для жизни людей. Останки восьми (!) пещерных медведей открыли в 60-х годах прошлого века в Красной пещере. Тогда же порадовала гора Басман, на дне вертикальной природной полости, получившей название «шахта Медвежья», нашли кости нескольких особей бурого медведя. Совершенно непонятно, как они очутились в западне.
Древние косолапые наведываются в учёный мир и сегодня: в недавно открытой пещере «Таврида» обнаружили челюсти этрусского медведя, предка пещерного и бурого медведей. Уникальная находка расширяет ареал этрусского медведя и свидетельствует, что крымский зверь представлял связующее звено между азиатскими и европейскими сородичами.
Медведь — священное животное?
В 1963 году школьники – члены научного общества «Малая академия наук» – обнаружили на склонах горы Северная Демерджи пещеру. Исследования показали: карстовая полость, получившая имя Малой академии, на протяжении многих тысячелетий использовалась как святилище. Об этом говорили высеченное на камне схематичное изображение человеческого лица, обломок лепного сосуда с процарапанными на нём символами стихий.
Но самые впечатляющие артефакты ожидали первооткрывателей в труднодоступном нижнем зале: скелеты трёх… пещерных медведей! Обсуждая с ребятами эту потрясающую находку у вечернего костра, профессор Виктор Дублянский высказал мнение, что зверь «крупно выручал» неандертальцев. Поскольку в ледниковый период основная пища медведей, растения, была доступна только два-три месяца, всё остальное время животные проводили в спячке, становясь для людей чем-то вроде консервов. Возможно, оттуда, из глубокой древности, пошёл культ медведя – спасителя племени от голода.
Внимательный посетитель увидит на стене подземного зала натёк, очень похожий на оскалившего пасть медведя. Как хочется верить, что к природной скульптуре приложил руку художник каменного века…
Кругом одни медведи!
Документы утверждают, что медведи водились на полуострове до Средневековья. В 1578 году Мартин Броневский, польский посол у крымского хана, рассказывая о фауне Татарии, сообщает:
«С юга и востока эта страна лесиста, изобилует реками, рыбою, многими лесными зверьми: оленями, сернами, вепрями, медведями».
Несколько лет назад в одной из пещер на Ялтинской яйле нашли скелет крупного бурого медведя. Сотрудники Палеонтологического института РАН провели радиоуглеродный анализ костей и определили, что матёрый красавец бродил по горам и долам во второй половине XV века.
Поскольку в поисках еды Топтыгину необходимо было обойти обширные территории, соседство человека и медведя в Крыму оказалось печальным для медведя, со временем крымские мишки в дикой природе были истреблены. А взаимоотношения людей и животных перешли в новое качество.
Медвежье побережье в Крыму
Надо полагать, медведь был настолько распространён в древней Тавриде, что его присутствие получило отражение в топонимах. В районе Айпетринского массива есть пещеры Аю-тешик и Аю-коба, в названиях которых звучит тюркское слово «Аю» — «медвежий», в восточном Крыму известна Аю-кая — «Медвежья скала».
Однако, без всякого сомнения, главный «медведь» обосновался на Южном берегу Крыма. Это одна из «визитных карточек» Крыма Медведь гора – Аю-даг. Гора возвышается эдаким «необитаемым островом» посреди издавна обжитых Партенита и Гурзуфа. Её звероподобный мрачноватый облик породил множество легенд. Однако стоит углубиться в хитросплетения языкознания, как вскоре выяснится: медведи, обитающие в научных дебрях, гораздо интереснее самых хитроумных фантазий. Судите сами.
Медведь на латыни называется «урсус». Согласитесь, очень похоже на «юрзуф», как во времена Пушкина называли Гурзуф. По-гречески медведь звучит как «арктос». Не напоминает ли это слово Артек? А поскольку и Артек, и Гурзуф непосредственно примыкают к Медведь горе — Аюдагу, поневоле начинаешь думать, что три разноязычных, но одинаковых по смыслу топонима связаны с каким-то реальным эпизодом в летописи нашей природы.
У древних народов, чьим промыслом в давние времена была охота, существовало поверье, что талисман в виде медвежьего когтя не только оберег, но и приносит удачу в деле и хороший заработок.

Большая Медведица
До принятия христианства на Руси одним мифологическим предком для многих жителей Руси был «дикий зверь, хозяин леса», а его настоящее Имя люди опасались даже произносить, заменяя его другими словами, так как опасались, что он тут же появится и будет преследовать, ходить по пятам, «заберёт и унесёт».
Именно поэтому для «дикого зверя» придумывали другие имена: орша, роша (латин. ursus), косолапый, бурый, хозяин, потапыч, топтыгин, Михаил Иванович, медведь, волосатый, волохатый;( отсюда – волхв – волохатый, или одетый в медвежью шкуру ( «скотий богом Волос» — Б. Рыбаков.) Такая же предосторожность в отношении имени «зверя» сохранилась в санскрите: глагол gam — идти, ходить, gamana — ходящий; Мад-гам-ан — math-gam-han — «ходящий за мёдом», медведь.
Существовало множество преданий о превращении человека в «бурого, волосатого» зверя и снова в человека вызывали страх. Поедание медвежатины крестьяне на Руси приравнивали к людоедству.

А.С.Пушкин и Раевская в Гурзуфе
Поскольку мир пронизан «тонкими властительными связями» культуры, уже не удивляешься тому, что Александр Пушкин и Антон Чехов, «гении места» под нынешним названием Гурзуф, отдали дань «медвежьей» теме.
В 1820 году состоялось путешествие Пушкина из Гурзуфа в Бахчисарай. «Полуденный берег» запал в душу «поклонника муз». Он признавался:
«Так, если удаляться можно оттоль, где вечный свет горит, где счастье вечно, непреложно, мой дух к Юрзуфу прилетит».

Александр Пушкин на скалах Гурзуфа , И.К. Айвазовский, 1899
Вспоминает поэт и «утёсы Аюдага», а местные жители наверняка поведали увлечённому юноше байку об огромном медведе, возжелавшем выпить море. Пушкинские сказки известны каждому, но мало кто знает, что поэт намеревался дополнить цикл «Сказкой о медведихе». Жаль, что произведение осталось незавершённым.
1888 год был наполнен важными событиями в жизни Антона Чехова. В феврале он написал водевиль «Медведь». За «живую и весёлую пьеску» ухватились многие театры.
«Мой Медведь следовало бы назвать Дойной коровой. Он дал мне больше, чем любая повесть, О, публика!» – изумлялся автор успеху «сценической безделки».
Полученные гонорары за водевиль «Медведь» позволили Антону Павловичу, наконец-то, впервые посетить Крым. Впечатления были неоднозначными, но искромётными:
«Ялта – помесь чего-то европейского с чем-то мещански-ярмарочным». Однако «купание до того хорошо, что я, окунувшись, стал смеяться без всякой причины».
«Трутся об ось медведи, вертится Земля!»
В кинокомедии режиссёра Гайдая «Кавказская пленница», которая снималась в Крыму, прозвучала замечательная «Песенка о медведях». Песня сразу ушла в народ и принесла большие доходы сочинителям. Леонид Дербенёв, придумавший незамысловатый с виду, но глубокий текст, признавался, что на авторские отчисления купил автомобиль.
Так что вполне заслуженно в разных уголках нашего волшебного края можно найти памятники грозным, но симпатичным животным. В середине прошлого столетия во многих скверах появилась композиция «Медведица с медвежатами».
К сожалению, в Симферополе скульптуру «Медведица с медвежатами» разрушили хулиганы. Керченской повезло больше, неравнодушные горожане её кое-как отреставрировали и перенесли в один из дворов. А вот гурзуфская медведица жива и здорова, украшает парк. Упрямые они, гурзуфские «урсусы» и «арктосы»! Улыбчивый Олимпийский мишка поселился в Алуште, крепыш встречает гостей, приезжавших на отдых. В городе находился учебно-спортивный центр «Спартак», где тренировались будущие олимпийцы.
Не забывает своего сказочного любимца-медведя и наша детвора. В 2011 году вышел первый мультфильм под названием «Машины сказки», состоящий из 26 серий по мотивам русских народных сказок. В 2014 году — второй выпуск под названием «Машкины страшилки». После успеха в России мультфильм «Маша и Медведь» стали показывать и за рубежом, где наш мультик неожиданно встретили с небывалым восторгом не только дети, но и взрослые.
Всплеск «медвежьей» активности пришёлся на 1980 год время летней Олимпиады в Москве, а затем счастливый «Мишка-талисман» стал талисманом зимних олимпийских игр в 2014 году в Сочи.