Смерть в 37 лет талантливого клоуна-мима Леонида Енгибарова была воспринята многими как личная трагедия. Владимир Высоцкий очень эмоционально отреагировал на весть о смерти Енгибарова 25 июля 1972 года. Высоцкий написал стихотворение «Енгибарову — от зрителей».
Шут был вор, он воровал минуты,
Грустные минуты тут и там.
Неулыбчив и негромок будто —
Это не положено шутам.
В светлом цирке, между номерами,
Незаметно, тихо, налегке
Появлялся клоун между нами
В шутовском дурацком колпаке.
Зритель наш шутами избалован,
Жаждет смеха он, тряхнув мошной,
И кричит: «Да разве это клоун?
Если клоун — должен быть смешной!»
Вот и мы… Пока мы вслух ворчали:
«Вышел на арену, так смеши!»,
Он у нас тем временем печали
Вынимал тихонько из души.
Мы всегда в сомненьи — век двадцатый.
Цирк у нас, конечно, мировой, —
Клоун, правда, слишком мрачноватый.
Невесёлый клоун, не живой.
Ну, а он, как будто в воду канув,
Вдруг при свете, нагло в две руки
Крал тоску из внутренних карманов
Наших душ, одетых в пиджаки.
Мы потом смеялись обалдело,
Хлопали, ладони раздробя.
Он смешного ничего не делал —
Горе наше брал он на себя.
Только балагуря, тараторя,
Всё грустнее становился мим,
Потому что груз чужого горя
По привычке он считал своим.
Тяжелы печали, ощутимы —
Шут сгибался в световом кольце,
Делались всё горше пантомимы
И морщины — глубже на лице.
Но тревоги наши и невзгоды
Он горстями выгребал из нас —
Будто обезболивал нам роды,
А себе защиты не припас.
Мы теперь без боли хохотали,
Весело по нашим временам:
«Ах! Как нас приятно обокрали —
Взяли то, что так мешало нам!»
Время! И разбив себе колени,
Уходил он, думая своё.
Рыжий воцарялся на арене,
Да и за пределами её.
Злое наше вынес добрый гений
За кулисы, вот нам и смешно.
Вдруг весь рой украденных мгновений
В нём сосредоточился в одно.
В сотнях тысяч ламп погасли свечи.
Барабана дробь… и тишина…
Слишком много он взвалил на плечи
Нашего. И сломана спина.
Зрители, и люди между ними,
Думали: «Вот пьяница — упал».
Шут в своей последней пантомиме
Заигрался и переиграл.
Он застыл не где-то, не за морем,
Возле нас, как бы прилёг, устав.
Первый клоун захлебнулся горем.
Просто сил своих не рассчитав.
Я шагал вперёд неутомимо,
Не успев склонить главу над ним.
Этот трюк — уже не пантомима:
Смерть была — царица пантомим.
Этот вор, с коленей срезав путы,
По ночам не угонял коней.
Умер шут, он воровал минуты,
Грустные минуты у людей.
Многие из нас, бахвальства ради,
Не давались: проживём и так!
Шут тогда подкрадывался сзади
Тихо и бесшумно — на руках…
Сгинул, канул он, как ветер сдунул!
Или это шутка чудака?
Только я колпак ему придумал,
Этот клоун был без колпака.
Владимир Высоцкий (25 января 1938 — 25 июля 1980)
Леонид Георгиевич Енгибаров (Енгибарян; 15 марта 1935 — 25 июля 1972)— клоун-мим, выступавший в амплуа «грустный клоун», писатель. Народный артист Армянской ССР (1971). Родился Леонид в Москве в семье армянина Георгия Саркисовича, шеф-повара, работавшего в ресторане гостиницы «Метрополь», и Антонины Андриановны — русской, уроженки Тверской области.
Почти всю жизнь Леонид Енгибаров прожил в старом деревянном доме в Марьиной роще. С детства любил стихи Пушкина, сказки Андерсена и кукольный театр. В школьные годы Леонид стал заниматься боксом. После школы поступил в Московский институт физкультуры, но вскоре ушёл из него.
В 1955 году Леонид Енгибаров поступил в цирковое училище на отделение клоунады. Его режиссёром-педагогом стал Юрий Павлович Белов (1932—2015). Это был единственный режиссёр, с которым работал Енгибаров на протяжении всей своей жизни. В студенческие годы он нашёл для себя образ грустного клоуна-мима и с 1956 года стал выступать на эстраде.
Кумиром Леонида Енгибарова был известный французский актёр-мим Марсель Марсо (1923 — 2007), создавший в 1978 году парижскую школу мимов.
В 1947 году Марсо создал всемирно известный сценический образ белолицего клоуна Бипа в полосатом свитере и потрёпанной шляпе.
Впервые Марсель Марсо приехал в СССР в 1961 году, и в последующие годы он неоднократно приезжал с гастролями в Советский Союз, выступал он и в Евпатории в городском театре им. Пушкина. Под влиянием великолепной пластической репризы «Идущий против ветра» Марселя Марсо родилась «лунная походка», скопированная Майклом Джексоном. Марселю Марсо посвящён фильм Леонида Квинихидзе «Бип остаётся в Ленинграде» (1962)
В течение десятилетий Марсель Марсо выступал на сцене сольно.
В 1959 году Леонид Енгибаров закончил цирковое училище со специализацией «соло-клоун». Леонид примерил на себя маску проказливого, любопытного, не унывающего подростка, пробующего жизнь на вкус.
25 июля 1959 года состоялся дебют Леонида Енгибарова на манеже Новосибирского цирка. С 1959 года работал в армянском цирковом коллективе.
В 1960 году Леонид Енгибаров гастролировал в Харькове, Тбилиси, Воронеже, Минске и других городах. В 1961 году прошли гастроли в городах Одесса, Баку, Москва. Первые гастроли в Москве, прошедшие в цирке на Цветном бульваре, имели оглушительный успех. Первые заграничные гастроли Леонида Енгибарова прошли с большим успехом в Польше (Краков, Варшава).
В 1962 году прошли гастроли в Ленинграде, где Енгибарову вручили медаль за лучший номер года. В Ленинграде он познакомился со своим кумиром Марселем Марсо и актёром Роланом Быковым, ставшим его близким другом на всю жизнь.
В 1963 году снялся в главной роли (клоун Лёня) в фильме «Путь на арену» (студия «Арменфильм», режиссёр Г. Малян и Л. Исаакян).
В 1964 году снялся в роли немого пастуха в фильме Сергея Параджанова «Тени забытых предков» (студия имени Довженко, Киев).
В 1964 году в Праге, на Международном конкурсе клоунов Леонид Енгибаров занял первое место. Тогда же в чешских газетах были впервые опубликованы новеллы Енгибарова-писателя. В Праге родилась дочь Енгибарова — Барбара. Её мать — чешская журналистка и художница Ярмила Галамкова.
В 1965 году состоялись вторые гастроли в Москве.
В 1966 году на экраны вышел документальный фильм «Леонид Енгибаров, знакомьтесь!» (режиссёр — В. Лисакович).
За 1960—1969 годы Енгибаров объездил с гастролями весь Советский Союз, побывал с концертами и в Евпатории, где его очень тепло принимали зрители. Особенно его любили в Одессе, Киеве, Ереване, Ленинграде.
В марте—июле 1970 года прошли третьи московские гастроли Енгибарова.
В 1970 году в Ереване был снят фильм «2-Леонид-2».
В 1971 году Леонид Енгибаров вместе с Беловым создал спектакль «Звёздный дождь» и показал его в Ереване и в Московском Театре эстрады.
Енгибаров ушёл из цирка и создал свой театр совместно с режиссёром Юрием Беловым. По замыслу Енгибарова, это должен быть «театр с моноспектаклями, где останутся мои репризы, клоунады, где появится масса новых трюков, но где всё будет объединёно одной идеей». За пять месяцев был создан спектакль «Причуды клоуна».
В Ереване вышла первая книга новелл «Первый раунд».
В 1971 году Енгибаров снялся в фильме Т. Е. Абуладзе «Ожерелье для моей любимой» (в роли клоуна Сугури).
С октября 1971 года по июнь 1972 года Енгибаров гастролировал со своим театром по всей стране. За 240 дней было сыграно 210 спектаклей.
В 1971 году он снялся в небольшом эпизоде в фильме В. М. Шукшина «Печки-лавочки».
В июле 1972 года Енгибаров приступил к работе над новым спектаклем. В Москве и Подмосковье стояла небывалая жара и засуха, горели торфяные болота, воздух был наполнен дымом, было нечем дышать. 24 июля 1972 года Енгибаров вернулся домой после концерта в Зелёном театре. Из-за ангины, которую он переносил на ногах, он плохо себя чувствовал и умер ночью. Причиной смерти стал оторвавшийся тромб, в свидетельстве о смерти записано: «хроническая ишемическая болезнь сердца». Енгибарову было 37 лет.
Чешский певец Карел Готт, друживший с Леонидом Енгибаровым, записал в 1974 году песню «Byl jak já» в память о клоуне Енгибарове.
Он был, как я
(перевод с чешского)
Он был, как я:
любил песни,
умел смеяться.
Он жил, как я,
и с вопросом загадочным
шёл своим нелёгким путём,
как и я.
Он мечтал, как я.
А ты спрашиваешь,
откуда я его знаю.
Лицо его было, как моё.
Когда же он наложил грим
и приклеил нос,
то стал клоуном.
Он любил, как я,
когда весь зал аплодировал.
Он знал, как я,
блеск больших городов,
тоску долгих поездок.
Как я, хотел больше,
чем подставить лицо
свету софитов.
Как я, хотел сказать:
«Ваш друг клоун
опять с вами».
Он был, как я,
а ты спрашиваешь,
откуда ты меня знаешь.
Он жил, как я.
Ему никто уже не аплодировал,
когда он молча стоял на улице,
как я.
On byl jak ja, поёт Карел Готт
Слова Зденека Рытиржа,
Музыка Ладислава Штайдла, 1974 год.