Смута. Гибель каганата.

иудеи

Глава 6.

Принятие иудейства в государственном масштабе произошло в Хазарии при кагане Обадии.
По данным арабских источников, в частности Масуди, иудейская религия стала господствующей в каганате во времена халифа Харун-ар-Рашида, следовательно, Обадия начал свою реформаторскую деятельность где-то на рубеже VIII — IX веков – через несколько лет после воцарения на троне. Отец его, последний языческий каган Хазарии, умер примерно в 790 году, о чём сохранилось известие в «Житии Иоанна Готского».

карта-хазар-----
После принятия иудаизма каганом Обадией и его окружением «стали стекаться к нему иудеи из разных мусульманских стран и из Рума», – отметил Масуди. Следует сказать, что уже при кагане Булане, предпринявшем попытку внедрить иудаизм в Хазарии, много евреев переселилось в Восточное Предкавказье из Ирана под давлением мусульман. Вновь прибывающие евреи, гонимые в христианских и в мусульманских странах, быстро заселили целые кварталы хазарских городов, особенно крымских. Большое их количество поселилось и в Итиле. Они плотным кольцом окружили трон Обадии. Иосиф писал, что после многочисленных войн, которые вели, очевидно, дети и внуки Булана, «воцарился из сыновей его сыновей царь по имени Обадья. Он поправил царство и утвердил веру надлежащим образом и по правилу. Он выстроил дома собрания (синагоги.– С. П.) и дома учения и собрал мудрецов израильских, дал им серебро и золото, и они объяснили ему 24 книги священного писания, Мишну, Талмуд и сборники праздничных молитв».

Вполне допустимо, что каган Обадия, обращаясь в иудаизм, стремился не только к противопоставлению своего государства двум великим державам – Византийской империи и арабскому халифату, но и к ослаблению языческих пут сакрализации и ограничениями собственной власти, что дало бы ему реальную возможность управлять в собственном государстве.

Вероятно, именно поэтому каган Иосиф и написал в письме, что Обадия «поправил царство», то есть, по его мнению, несколько отрегулировал отношения кагана со своими подданными.

Смута.
На деле же всё обстояло иначе. Еврейские проповедники с большим трудом обосновали иудейское происхождение кагана и его окружения, поскольку, согласно догмам иудаизма – узкой, сугубо национальной религии, иноплеменники не могут быть истинными иудеями, они не смогли признать иудеями тех, кто ими никогда не был, и не смогли сделать этого для всех народов, входивших в состав Хазарского каганата.

Следовательно, новая религия Хазарии не объединила, а, наоборот, разъединила и без того непрочное государственное образование, возглавленное хазарами. Принятие иудаизма каганом, царем и всей придворной знатью Итиля, оторвало их от остальной хазарской аристократии, жившей в дальних провинциях, мало связанных со столицей, пользовавшейся весьма значительным влиянием в своих кочевьях и аилах, где она играла роль родовых старейшин. Между итильской и провинциальной аристократией началась борьба за власть и влияние в каганате. Провинциалы и все, кто не принял иудейской религии, в том числе христиане и мусульмане, объединились против правительства Хазарии. Возникла своеобразная хазарская фронда.

Вот что написал о ней спустя 100 лет Константин Порфирородный: «Когда у них произошло отделение от их власти и возгорелась междоусобная война, первая власть одержала верх, и одни из восставших были перебиты, другие убежали и поселились с турками (венграми. – С. П.) в нынешней печенежской земле, заключили взаимную дружбу и получили название кабаров».
Борьба шла беспощадная, в ней гибли не только простые граждане выражающие недовольство, но и виднейшие представители иудейской знати. В числе последних были, очевидно, сам Обадия и два его сына: Езекия и Манассия. Только этим можно объяснить тот факт, что после Манассии за неимением прямых наследников власть взял в руки Ханукка – брат Обадии.

 Междоусобица страшно ослабила государство в целом. Так, после репрессий, предпринятых против крымских христиан хазарским каганом, после ликвидации Готской митрополии Крым откололся от Хазарии, и его немедленно присоединила к себе Византия. Хазарскому кагану пришлось с этим смириться, так как анти-иудейски настроенные феодалы и союзные с ними венгры тревожили кагана даже на его собственной земле. В ответ на это каган разрушил один из самых великолепных замков в своем государстве – Правобережный, который принадлежал, видимо, болгарину – оппозиционеру.
  Война феодалов против кагана продолжалась в течение нескольких лет, очаги её вспыхивали то в одной части Хазарии, то в другой, поскольку это были этнически разные народы и, нередко, враждебные друг другу (феодалы) аристократические роды сталкивались в этой борьбе между собой. Степь полыхала, и в этом дыму военных пожарищ на территорию каганата начали проникать новые кочевнические орды – венгров и печенегов.

Хазария в VIII—IХ века

 Арабы называли венгров баджгард – башкиры. Вероятно, оттуда, из Южного Приуралья, двинулись венгры на восточные хазарские земли, а затем в Северное Причерноморье, где находилась таинственная страна Леведия, о которой писал Константин Порфирородный: «Народ турков (венгров) в старину имел жительство вблизи Хазарии, в местности, называемой Леведией…».
Определить точно местоположение Леведии невозможно. Археологически она неуловима, так как венгры не оставили там характерных для них памятников. По свидетельству Константина, они пробыли в ней всего три года. Из Леведии венгры отошли под давлением печенегов в страну, которую тот же Константин называет Ателькузу (междуречье). Судя по перечислению рек этой области: Варух (Днепр), Куву (Буг), Трулл (Днестр), Врут (Прут) и Серет, находилась Ателькузу в междуречье Днепра и Серета. Вот туда-то и сбежали кабары – три взбунтовавшихся хазарских рода, объединённые под главенством одного вождя (князя).

Венгры помогали хазарам «во всех войнах», а хазарский каган отдал венгерскому воеводе в жены знатную хазарку. Сами же хазары не смогли помочь венграм в их борьбе с печенегами, и именно поэтому венгры отошли из Леведии в Ателькузу (междуречье Днепра и Серета). Видимо, после этого отношения между правителями Хазарии и венгров испортились, результатом чего и явилось объединение венгров с хазарскими беженцами – оппозиционерами кагана.
Несмотря на то, что венгры приняли к себе врагов кагана и те, как равные вошли в венгерский союз, хазарское правительство старалось подчинить их себе, включить в сферу своего влияния. Необходимость этого была очевидна. Венгры, переселившись в Ателькузу, стали соседями дунайских болгар и Византии. Для борьбы с Византийской империей на западных рубежах хазары искали любых союзников. С помощью послов кагана прежнего воеводу венгров отстранили от власти, в пользу ставленника хазарского кагана Арпад: «Его и провозгласили князем по обычаю и закону хазар, подняв на щите».

Пока хазары интриговали в Ателькузу, пока каган и царь, опекая евреев, ссорились с византийским двором и церковью, по дорогам, проторенным венграми, на хазарскую степь наступали орды печенегов. Только в самом конце IX века один из наследников Ханукки попытался прервать их движение на запад. Он заключил союз с гузами, кочевым народом, жившим в приуральских степях, и те, «вступив в войну с печенегами, одержали верх, изгнали их из собственной страны». Печенеги, бежав оттуда, некоторое время бродили по разным странам, нащупывая себе место для поселения, пока не нашли его в Ателькузу. Воспользовавшись тем, что венгры ушли в поход и в кочевьях их оставались только женщины, старики и дети, печенеги, без труда истребив население, заняли чужие стойбища. Венгры, «возвратившись и найдя свою землю таким образом пустою и разграбленною, поселились в той стране, где живут ныне». И случилось это, пишет Константин Порфирородный, «50 лет тому назад», т. е. если вспомнить, что император сочинял трактат в 949—950 гг., в первые годы Х века.

Вскоре территория расселения печенегов намного превысила Ателькузу, которая занимала только правобережье Днепра. Об этом хорошо был осведомлен Константин Порфирородный, который отмечал, что печенеги кочуют всего в пяти днях пути (120—150 км) от Хазарии, шести днях пути (150—180 км) от Алании и в непосредственной близости от Боспора. Каган же Иосиф сообщал Хасдаю, что протяженность страны, занятой этими кочевниками, от границ Венгрии на восток равна четырем месяцам пути, т. е. более чем 3 тыс. км (из минимального расчета – 25—30 км в день).

Данные обоих источников являются достаточно надежным свидетельством того, что степи в середине Х века действительно были заняты кочующими печенегами и поэтому даже номинально не входили в состав каганата.
От печенежского нашествия пострадали не только северные провинции Хазарии. В огне пожарищ погибли Фанагория и несколько мелких приморских поселков на Боспоре, печенеги уничтожили все крымские степные болгаро-хазарские поселения и, по-видимому, истребили всех жителей, оказавших им сопротивление.

Печальные последствия нашествия печенегов, так же как и все остальные неудачи хазар в войнах, территориальные потери их государства, объяснялись прежде всего внутренним ослаблением каганата: новая религия не объединяла, как уже отмечалось, а, напротив, разъединяла и без того непрочное государственное образование, возглавленное хазарами. В войнах и в подавлении восстаний иудейское правительство вынуждено было опираться не на население своей страны, не на своих вассалов, а на союзников извне. Так, восстание кабаров, оппозиционеров кагана, было подавлено с помощью печенегов и гузов, именно после этого события оба эти народа появились в восточноевропейских степях.

саркел-макет

Саркел, выстроенный на границе домена и предназначавшийся для охраны владений кагана и пересекающихся здесь сухопутных дорог от кабаров и венгров, заселили выходцы из гузских орд. Цитадель крепости Саркел, как показали археологические раскопки, до самого конца жизни города была занята чуждым остальному населению кочевым отрядом гузов.

Как только венгры попытались начать проводить свою политику в Восточной Европе, хазарские правители натравили на них печенегов, печенегов же они постоянно держали в страхе перед гузами, а мусульманский отряд лариссиев использовали для борьбы с возвышающейся с каждым годом на западе христианской Русью и Аланией.

Перед мусульманским халифатом каган Хазарии заискивал. Иосиф подчёркивал в своём письме, что он защищает мусульманский мир от русов. Однако ему далеко не всегда удавалось помешать русам пройти по хазарским землям. Мы, естественно, говорим не о мирных торговых караванах, беспрепятственно двигавшихся по дорогам и торговавших в любом хазарском городе.

 

рус-флотилия---_fleet_on_Bayeux_Tapestry

 Первый военный поход русов в море Джурджан (Каспийское) зафиксирован в источниках между 864—884 гг. С начала Х века походы русов на берега Каспия повторялись  систематически. В 909 г. вооружённые отряды русов на 16 судах подплыли к острову Абесгун и уничтожили его торговый флот, в 910 году взяли город Сари.

рус-флотилия_fleet_on_Bayeux_Tapestry

В 913 году, по данным Масуди, русы на 500 кораблях появились в Керченском проливе. Испросив позволения у хазар пройти по Дону, они поднялись до переволок, перетянули суда в Волгу и затем спустились в Каспийское море. Каган, занятый в это время борьбой с печенегами, не смог и не захотел им воспрепятствовать, тем более что русы обещали ему половину добычи. На обратном пути, остановившись у Итиля, русы послали кагану часть богатств, но здесь вмешалась мусульманская гвардия лариссиев, потребовавшая разрешения расправиться с пришельцами, проливавшими кровь мусульман. Каган разрешил, однако предупредил русов о готовящемся нападении. Три дня шло кровопролитное сражение, и русы были разбиты. После этого на несколько десятилетий русы прекратили нападения на мусульманские страны, опасаясь, видимо, аналогичного предательства.

Rus_Caspian

   В 943 году, при кагане Иосифе или его отце, русы снова и тем же путём прошли к Каспийскому морю и даже захватили город Берду на реке Куре. Когда местное население начало с ними партизанскую войну, русы, в одной из стычек потеряв своего вождя, закрылись в крепости Берда и перезимовали там. Весной следующего года русы прорвались к своим судам, и ушли на родину.

Самые неприязненные отношения после принятия каганом иудейства установились у Хазарии с Византийской империей. Большинство нападений на Хазарский каганат в IX и Х веках было спровоцировано Византией. Действовать она начала через Аланию и через народы, которые были враждебно настроены по отношению к каганату, то есть через печенегов. Константин Порфирородный писал, что аланы могут причинить немалые затруднения Хазарии, нападая на Саркел и прилегающие провинции, из которых «идут все средства жизни и всё довольство Хазарии».

Используя нанятых гузов,  хазарский каган большим трудом, разбил аланское войско и взял в плен царя алан. Однако он уже не мог наказать его как взбунтовавшегося вассала и не хотел делать из него непримиримого врага. Каган обошёлся с ним как с равным, принял его с почётом и потом женил своего сына на аланской царевне. В результате аланские князья выгнали из страны византийских священников и на время вернулись к религии предков – язычеству, Византии пришлось отказаться от союза с аланами и начать интригу с печенегами.

Занятый стычками с Аланией, каган упустил из виду своих северных подданных – славян, плативших ему дань в IX веке. В 80-х годах IX века русский князь Олег, пройдя в земли хазарских племён, присоединил их к своему растущему государству.
Постоянная провокационная деятельность Византии привела к организации гонений на всех христиан в каганате, считавшихся, видимо, потенциальными союзниками Византии.

В связи с усложнившейся обстановкой в 860 году к кагану Хазарии была послана особая христианская миссия, возглавленная знаменитым Константином (Кириллом) – создателем славянской письменности. В «Житии Константина» говорится, что его миссия явилась ответом на посольство от хазар, попросивших прислать к ним проповедника, который смог бы переспорить в диспуте о вере иудеев и мусульман. В случае победы христианского посла хазары обещали якобы перейти в христианство.

Константин начал свой путь в Хазарию из Крыма, где он обратил язычников в христианство и, как и его далекий предшественник, епископ Исраил, проповедовавший у савир, приказал срубить дуб, которому поклонялось ранее обращённое в христианство население. После этого он направился в центральные области Хазарии и принял участие в богословском диспуте. Хотя в житии и написано, что Константин победил раввина и кадия, каган почему-то не переменил религии.

В арабских источниках и в письме Иосифа подробно рассказывается об этом споре. Хитрый раввин сумел стравить своих противников, поставить их в невыгодное положение и тем самым победить обоих, убедив кагана в истинности и благородстве своей религии. Константин вернулся домой ни с чем.

мусульманки

 

Хазарские правители, принявшие иудаизм, стали значительно не терпимее относиться не только к христианам, но и к мусульманам, населявшим все восточные и южные хазарские города. Обозлённый враждебными акциями мусульман по отношению к иудеям, хазарский каган, услышав, что мусульмане осмелились разрушить синагогу, приказал снести минарет в Итиле и казнить муэдзинов. При этом он сказал: «Если бы, право же, я не боялся, что в странах ислама не останется ни одной не разрушенной синагоги, я обязательно разрушил бы и мечеть». От восхищавшей современников необычайной веротерпимости хазарского правительства ничего не осталось. Чем догматичнее становилась религия хазарского кагана, чем крепче смыкалось вокруг него кольцо раввинов, тем стремительнее терял он власть не только над данниками и вассальными государствами, но и над своими подданными.

К середине Х века Хазарский каганат только в воображении кагана представлял собой какую-то заметную политическую единицу. Иосиф, рассказывая в письме о своем государстве, описывал прежние его границы, прошлое величие. Правда, кое-какие владения каганат сохранил. Так, несмотря на то, что восточные Приазовские степи были заняты печенегами, препятствовавшими общению хазар с таманскими и восточными крымскими портами, эти порты восточного Крыма оставались ещё под властью Хазарии.

Каганат всеми силами старался удержать их, поскольку через морские портовые города осуществлялась связь государства с богатыми странами Передней Азии и Византией. Экономика Хазарии опиралась теперь только на широкие международные торговые связи, установившиеся у неё с ближними и дальними народами и государствами в прежние времена. Большую роль играла при этом транзитная торговля, нередко спекулятивная перепродажа. Хазария превращалась в типичное паразитирующее государство. Её правители держались на подачках торгового капитала, который они до поры устраивали, поскольку ему требовалась власть, организующая более или менее успешно защиту его интересов, защиту торговых городов, в которых сосредоточилась вся экономическая жизнь каганата.

Судя по археологическим данным, изменился даже характер ремёсла в городах Хазарии. Самобытное искусство погибло, ремесленники не создавали уже высокохудожественных произведений. Место ремесленников-одиночек заняли большие мастерские, в которых изготовлялись вещи, предназначенные для массовой продажи, сделанные небрежно, наспех.
Большое государственное образование с прочной экономической базой, яркой культурой, сильной центральной властью, сумевшей сплотить вокруг себя этнически разные народы, развалилось. От него осталось маленькое паразитическое ханство, тормозившее развитие экономики в соседних странах, мешавшее их торговле с Востоком. Достаточно было сильного толчка, чтобы оно исчезло с лица земли.

славяне

 Последний удар Хазарии нанесла Русь. Вот как описал это событие русский летописец: «В год 6473 (965). Пошёл Святослав на хазар. Услышав это же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве Святослав одолел хазар и город их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов». Ибн-Хаукаль добавляет, что русы «ограбили Болгар, Хазаран, Итиль и Семендер». За год до этого, в 964 года, Святослав отправился в земли вятичей, последних данников хазар. Он двинулся не через печенежские степи Приднепровья и Подонья, а по лесам – к Волжской Болгарии. Согласно летописи, Святослав «пошёл на Оку и на Волгу и встретил вятичей».

Победив болгар, русские спустились по Волге к Итилю. Ибн-Хаукаль рассказывает об этом походе так: «Русы разрушили всё это и разграбили всё, что принадлежало людям хазарским, болгарским и буртасским на реке Итиле. Русы овладели этой страной, и жители Итиля искали убежища на острове Баб-ал-Абваба и укрепились на нём, а некоторые из них в страхе поселились на острове Сия-Кух», вероятно, полуостров Мангышлак. ( С. П.)

Далее Святослав с дружиной взял Семендер, и по пути к Чёрному морю, он победил аланское войско, живших в Приазовье касогов (адыгов), тогда же, очевидно, покорил Таматарху. На ладьях войско Святослава поднялось по Дону до Саркела, и, заняв крепость, князь основал на месте Саркела русский степной форпост, который и назвали Белая Вежа.
После этого похода русский князь вернулся в Киев. На следующий год Святослав победил вятичей и заставил их платить дань в киевскую казну. А ещё через год Святослав предпринял далёкий поход в Дунайскую Болгарию, где он провоевал несколько лет, но так и не добился особых успехов на Балканах, и в 972 году, на пути домой у днепровских порогов, он сложил голову в стычке с печенегами, подкупленными для этой цели болгарами.

Отправляясь в поход на Хазарию, Святослав стремился отвоевать у Волжской Болгарии и каганата торговый путь на Восток – по Волге и Каспию. Однако, он не сумел удержать свои завоевания, увлекшись войнами на Балканах.
Поход Святослава, нарушивший все торговые пути Хазарии и разоривший её города, оказался для каганата роковым. Тяжесть удара усугублялась ещё тем, что Святослав, судя по некоторым источникам (например, Ибн-Мисхавейху), привлёк к войне с хазарами гузов. После того как дружина Святослава разбила и рассеяла армию хазарского кагана, гузы, видимо, совершенно беспрепятственно в течение нескольких лет грабили и разоряли беззащитные хазарские земли.
 В конце 70-х годов Х века многие хазары вернулись в Итиль и попытались восстановить город, надеясь заключить с русскими мир и подчиниться их власти. Интересно, что, по словам Мукаддеси, писавшего в конце Х века, «жители города Хазар (Итиля) уже были больше не иудеи, а мусульмане».

  Изменение религии хазар произошло под давлением обстоятельств: обессиленные борьбой с гузами, хазары обратились за помощью в Хорезм. Хорезмийцы согласились помочь, но лишь после обращения хазар в мусульманство. По данным позднейших авторов (XIII—XIV вв.), не только народ, но даже и сам каган стал исповедовать мусульманство. В ряде источников сохранились глухие сведения о непокорности жителей Хазарии, и об оккупации их городов хорезмийскими карательными отрядами.

В самом конце Х века сын Святослава Владимир, заключив союз с гузами, вновь прошёл путём отца на Болгарию, а затем вниз по Волге – на хазар, овладел всей страной и наложил на хазар дань.
Восточные города Хазарии были уничтожены, знаменитые сады и виноградники Семендера были сожжены, Итиль превращен в дымящиеся развалины.

Западная часть Хазарии, в основном таманские и крымские земли пострадала меньше. Однако и там жизнь на большинстве поселений замерла примерно в конце X века. Хазарское население сосредоточилось в городах.
  В XI веке хазары фигурируют в русской летописи в качестве участников заговора против князя Олега Тмутараканского. Это было последнее упоминание о хазарах в европейских письменных источниках.

С.А. Плетнева, «Хазары», Москва, «Наука», 1976 г.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org