Скифо-сарматская культура явилась продуктом жизни двух народов — скифов и сарматов, происходивших от индо-европейского племени, но в разное время выступивших на историческую арену европейской жизни.
Культура сарматов была сродни скифской культуре. Сарматы вытеснили скифов из Северного Причерноморья, и не только заняли их места обитания, приняли культуру родственных скифских племён, внося в нее некоторые свои особенности.
На высоких местах степи, на вершинах холмов, возвышаются многочисленные курганы сарматов. Археологи обнаружили в сарматских курганах уникальные ювелирные изделия сарматских мастеров II в. до н.э. — I в. н.э. и предметы античной культуры.
Наиболее известные памятники сарматского времени ( II в. до н.э. — I в. н.э. ) – это курган Хохлач под Новочеркасском, открытый в 1864 году. Курган Дачи у города Азова, открытый в 1986 году.
Диадема из кургана Хохлач, увенчанная древом жизни и идущими к нему священными жертвенными животными — оленями и горными козлами.
Кинжал в золотых ножнах, богато украшенный орнаментам из кургана Дачи. Ножны и рукоять кинжала украшены многократно повторяющейся композицией нападения хищной птицы-грифа на верблюда.
Самой замечательной находкой является уникальный серебряный кувшин с зооморфной ручкой и орнаментом персидской вязи букв из Авесты — сборника священных текстов иранского мира. Подобные предметы попадали к сарматам в виде даров или военной добычи или в результате торговли с персами.
Наивысшего расцвета культура сарматов достигает на рубеже нашей эры и, особенно, в I в. н.э., когда на Нижнем Дону появляются племена аланов.
Последний этап истории сарматов относится к II — IV вв. нашей эры, когда происходят существенные изменения в культуре и искусстве сарматских племен.
В это время исчезают предметы звериного стиля в погребениях кочевнической знати, и встречаются золотые изделия, исполненные в традициях греко-римского ювелирного искусства — декоративные подвески, серьги, ожерелья, флаконы для ароматических веществ, украшенные сердоликом, гранатом и цветным стеклом в напаянных гнездах.
В погребениях сарматской знати часто встречается серебряная и бронзовая посуда римского и средиземноморского происхождения.
Найденные в курганах артифакты скифской и сарматской культуры хранятся в Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике.
Они вечно живут лагерем, перевозя имущество и богатство туда, куда привлекают их лучшие пастбища или принуждают отступающие или преследующие враги. Племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвуют наравне с мужчинами», — так описывает сарматов Помпоний Мела.