Кандидат исторических наук Екатерина Михайловна Алексеева, начальник Анапской археологической экспедиции Института археологии АН СССР.
Античный мир оставил последующим временам богатое наследие — технологии разного рода производства и артефакты ремёсел. Во многом античное наследие греко-скифского мира было воспринято потомками раннего средневековья — сельское хозяйство, ремесло, строительное дело, чеканка монет. Греческая азбука легла в основу славянского письма (кириллица) и латинский алфавиты лёг в основу письменности всех народов Европы, пользующихся и ныне латиницей. Техника изготовления мозаики и фресок, известных в античные времена была унаследована средневековьем. Однако во многом забытая античная культура начала раскрываться во всем богатстве лишь в новое время.
Об античной живописи Северного Причерноморья было известно очень немного. В археологических раскопках прошлого века находили склепы с настенными росписями, но эта живопись, к сожалению, не сохранилась до наших дней. Мы судим об искусстве тех далеких времён лишь по сохранившимся изображениям на сосудах, монетах, саркофагах и скульптуре.
В 1975 году экспедиция Института археологии АН СССР раскопала в городе Анапе уникальный памятник античной эпохи — склеп с многочисленными фресками, повествующими о подвигах легендарного героя древнего мира Геракла.
Изображения Геракла и его подвигов были до сих пор известны лишь на глиняных сосудах, античных монетах и в скульптуре. Однако в монументальной живописи образ Геракла найден впервые.
На территории нашей страны не так уж много городов, которые имеют за своими плечами двухтысячелетний путь развития. К их числу относится и Анапа — древняя Горгиппия, возникшая в V веке до н. э. на берегу Понта Эвксинского.
Античный историк Страбон называет город «столицей синдов» — загадочного и малоизвестного племени, основавшего город Синд (Синдика), жившего в этих местах ещё до появления первых кораблей с древнегреческими торговцами и колонистами. В синдской гавани чеканили свои серебряные монеты с изображением головы коня и надписью «ΣΙΝΔΟΝ».
Горгиппия была расположена на редкость удачно. Товары из Таврии (Крыма), Кавказа и глубинных областей таинственной Скифии встречались в Горгиппии на оживленных торжищах с изделиями искусных мастеров древней Греции, Египта, стран Востока. Горгиппия процветала, однако в III веке н. э. город внезапно погиб под ударами вражеского нашествия, и на этом заканчивается античный этап её истории.
Систематические археологические раскопки Горгиппии начались с 1959 года. Работать археологам необычайно трудно. Сегодня большой курортный город на берегу Чёрного моря плотно застроен. Вести археологические раскопки можно только в местах новостроек и во дворах современных домов.
И всё же экспедиции под руководством старшего научного сотрудника Института археологии АН СССР Ирины Тимофеевны Кругликовой за 15 полевых сезонов удалось исследовать различные участки античного города и определить его планировку. Главная магистраль Горгиппии тянулась вдоль моря, от неё разбегались переулки. В первые века существования города в V веке до н. э. улицы были вымощены булыжником и обломками глиняных амфор. На таких мостовых сохранились даже колеи от телег, найдены утерянные в древности бронзовые монеты. Городские мостовые более позднего времени (I—III вв. н. э.) представляют собой громадные плоские камни положены на слой глины и щебня. Улицы Горгиппии неоднократно ремонтировались и трижды перестраивались за время существования города.
На месте гостиницы «Анапа» археологи обнаружили акрополь древнего города, место первоначального поселения или возвышенная и укреплённая часть верхнего города. В акрополе возвышались большие общественные здания, стояли мраморные статуи и помещались надписи высеченные на каменных стеллах, повествующие о событиях в жизни города.
Чем занималось население Горгиппии?
Ответить на этот вопрос несложно. Раскопан ряд производственных комплексов — цистерны для засолки рыбы, винодельни с давильными площадками, гончарные печи, обнаружены следы металлургического производства. Более полно исследованы археологами кварталы гончаров. Керамические мастерские снабжали горожан амфорами и черепицей, посудой, найдены грузила и статуэтки, в позднее время — кирпич.
От жилых построек древней Горгиппии сохранились подвалы домов. Стены подвалов, как и сами дома, возводились из камня либо их строили из сырцовых кирпичей, крышу крыли черепицей различной формы.
Наряду с городскими кварталами археологическая экспедиция исследовала и древний некрополь. Древнее кладбище рядовых жителей города располагалось в районе современного кинотеатра «Родина». На некотором удалении от него находился некрополь знати. Возможно, над могилами возводились курганы, но мы об этом можем только догадываться, так как в средние века все насыпи были уничтожены. Территория богатого некрополя раньше почти не подвергалась исследованиям. Минувшим летом на одном из её участков начались раскопки.
Летом 1975 года при рытье котлована на улице Горького строители наткнулись на свод большого каменного склепа, находившегося всего в 80 сантиметрах от поверхности земли. Погребальная камера была вырублена в скальном грунте и уходила на глубину до трёх метров. Громадные каменные блоки весом до тонны каждый образовывали стены гробницы. Свод каменного склепа был возведён по точнейшим математическим расчётам так, что ряд замковых камней держал всю дугу многотонного перекрытия. Входом в склеп служил колодец, также вырубленный в скале и облицованный камнем. Именно через него и опустили когда-то в гробницу саркофаги с останками умерших, а затем закрыли каменные двери склепа, задвинули деревянный засов и плотно забутовали все вокруг мелкими камнями, хотя это не спасло гробницу от разграбления. Пробив свод, грабители сумели проникнуть в склеп. Они приподняли тяжелые крышки каменных саркофагов, подложили под каждую из них по два камня и через образовавшиеся щели вытащили покойников на пол. Сняв дорогие одежды и украшения и ограбив погребальный инвентарь, хранившийся в нишах стен склепа, грабители покинули усыпальницу. Сейчас мы можем догадываться, что это был богатый склеп.
Погребальная камера площадью 14 квадратных метров и высотой 3,5 метра служила семейной усыпальницей. В ней стояло три одинаковых саркофага, выдолбленных из каменных глыб. Большие каменные крышки скреплялись с саркофагами раствором извести, а один из них — свинцовой скрепой. Грабители унесли из погребения вещи, но в склепе сохранились уникальные по красоте и содержанию настенные росписи.
Фрески античной эпохи известны во многих местах, их находили как в богатых домах, так и в погребальных сооружениях. Чаще всего фресковые росписи только имитируют кладку стен, то же было и в Анапском склепе. Цоколь, идущий над полом, изображен в виде красной полосы метровой ширины, опоясывающей стены.
В первые века н. э. в строительной технике античного мира появилась мода облицовывать стены богатых построек пестрым мрамором и даже янтарем, из тонких плиток камня выкладывали сложные орнаменты. На стенах менее богатых домов появилось воспроизведение каменной облицовки. Склепы — дома мёртвых — расписывались в подражание домам живых.
В Анапском склепе над красным цоколем расположена полоса метровой ширины, имитирующая пестро-мраморную облицовку стен: широкие красные овалы на белом, желтом или голубом фоне, зигзаги, крапинки в кругах. А между ними — живописно изображенные колонны с орнаментированными капителями.
В этом поясе поражает точная разметка рисунков, сделанная циркулем, и симметрия в общей структуре орнаментов. Над ним размещалась полоса с висящей на крючках драпировкой с бахромой и кистями. В изгибах ткани — выразительные лица, вероятно, маски.
Выше следует ещё более интересный ярус, повествующий о жизни и двенадцати подвигах великого героя Эллады — Геракла.
Легендарный герой борется змееголовым чудовищем — лернейской Гидрой,
Геракл борется со львом, ловит керинейскую лань,
Геракл крадёт в саду Гесперид волшебные яблоки, дарующие бессмертие, и совершает другие бессмертные подвиги.
Геракл стреляет из лука в стимфалийских птиц со смертоносными перьями-стрелами;
Геракл приводит коров Гериона, укрощает критского быка, усмиряет пса Цербера, охраняющего вход в подземное царство Аида и побеждает в битве с амазонкой.
Львиная шкура, палица и горит с луком и стрелами всегда при нем. Движения Геракла и побеждаемых им чудовищ полны реализма и экспрессии.
В склепе включена и бытовая сцена трапезы, в центре — бородатый мужчина, по бокам — две женщины в покрывалах и два юноши. Кто они? Справа от застольной сцены Геракл, убивающий Диомеда.
Прекрасна цветная фресковая роспись напротив входа в склеп, изображающая сидящих в креслах мужчина и женщина, перед ними стоит юноша. Может быть, именно на этой сцене представлены трое погребенных в склепе?
Фигуры обрамлены нарисованными деревьями, павлинами, плывущими черепахами, над головами сидящих — круг со змеей.
Над входом в склеп изображены растения, венки из ветвей, пестрые круги и звери — два повернутых друг к другу козла, сцена травли пятнистого оленя двумя собаками.
На потолке склепа циркулем очерчен широкий круг, в него вписана шести лепестковая розетка. Круг опоясан пестрой орнаментальной каймой, лепестки раскрашены в разные цвета. По белому фону свода разбросаны гирлянды и лепестки роз.
Все росписи выполнены в технике фрески природными красками по сырой штукатурке, толщина которой колеблется от 1 до 2 сантиметров.
Сочетание инкрустационного стиля росписи, имитирующего каменную облицовку стен, с цветочным стилем, включающим растительные мотивы, изображения птиц и зверей, позволяет датировать Анапский склеп Геракла вторым веком н. э.
Во время раскопок склеп постоянно заполняла грунтовая вода, грозившая уничтожить фрески. Чтобы сохранить на века бесценные росписи, склеп был разобран по блокам и вывезен из котлована строящегося дома. Он будет вновь сложен в первоначальном виде на территории создающегося в Анапе археологического музея под открытым небом. Но прежде предстоит очистить росписи от покрывающих их солей. Реставрацию уникальных фресок из Анапского склепа производит художник-реставратор высшей квалификации, сотрудник треста «Росреставрация» Георгий Сергеевич Батхель.
Рассказом о судьбе склепа Геракла не завершается рассказ о работах 1975 года. Нас ждала ещё одна неожиданность. Чтобы демонтировать и вывезти раскопанную гробницу, необходимо было обнажить снаружи каменную кладку склепа. Прокапывая экскаватором траншею, мы обнаружили поблизости ещё один склеп. Он, подобно первому, тоже был вырублен в скале. На полу его стояли два каменных саркофага с массивными каменными крышками.
В одном были погребены две девочки. Их глаза закрыли золотыми наглазниками, губы — золотыми нагубниками, на грудь положили золотые нагрудники и поставили серебряный сосудик с тонким узором.
Каждой из погребённых полагался золотой венок с Афродитой. Все золотые вещи сделаны из тонкого золотого листа, и прекрасно сохранились.
Второй саркофаг украшен вырезанными каменными колоннами, нишами и изящными цветами. Крышка соединяется с саркофагом железной пластиной, залитой на обоих концах свинцовыми пломбами — несомненное свидетельство того, что захоронение не потревожено.
Во втором саркофаге был погребён знатный воин — найдены разного рода предметы — как предназначенные специально для погребения — золотые наглазники, нагубник, лепестки, покрывающие одежду, венок, так и личные вещи умершего — золотой браслет с бирюзой и стеклянной вставкой, массивная шейная гривна, золотая фибула (булавка), пряжка с инкрустацией, железный кинжал с золотой рукояткой в деревянных ножнах с золотым обкладом. На ножнах — павлин и многократно повторенный мотив охоты — орёл терзает зайца. Оба предмета украшены гранатами и бирюзой. Кроме личных военных доспехов, погребенному положили в саркофаг части конской сбруи, украшенной золотыми обкладками, серебряный и бронзовый кувшины, стеклянный сосуд.
Два массивных золотых перстня с тончайшими геммами на тёмных агатах.
Рядом с саркофагами мы увидели на полу едва ли не самые интересные вещи — бронзовая курильница с цветными эмалями, образующими растительный орнамент восточного типа.
В саркофаге знатного воина найдена очень дорогая по тем временам стеклянная чаша, сделанная из прозрачного синего, зеленого и бесцветного видов стекла. Между двух слоев бесцветного стекла была проложена золотая фольга. На полу мы обнаружили четыре бронзовых стригеля с ручками, украшенными эмалями. Стригелями спортсмены очищали тело от налипшего на масло песка. Здесь же найдены серебряные ложечки, стеклянные кувшины, два бронзовых светильника с головками птиц на изогнутых ручках.
Судя по этим вещам, второй склеп относится ко II—первой половине III в. н. э.
Склепы с настенными росписями, подобные Анапскому, раскапывались на территории Причерноморья в прошлом столетии, но по разным причинам они не сохранились до наших дней, и живопись безвозвратно погибла для науки. Наша задача — сохранить уникальные фрески Анапского склепа.
По материалам «Наука и жизнь» №1, 1976 г., Сокровища анапской земли.
Справка:
Алексеева Екатерина Михайловна, родилась 22.06.1938 в Москве.
Окончила исторический факультет МГУ по кафедре археологии (1961).
Учителя: Владимир Дмитриевич Блаватский (1899—1980).
Кандидатская диссертация: Массовые украшения населения античных государств Северного Причерноморья (1972).
Докторская диссертация: Античный город Горгиппия (1990).
Научные интересы: античная культура, памятники античной цивилизации Северного Причерноморья.
Служебная деятельность: работает в ИА РАН с 1961 г. (лаб., м.н.с., с.н.с., в.н.с.).
Научно-организационная деятельность: член специализированного Ученого совета исторического факультета МГУ по кафедрам археологии и этнографии, автор проекта экспозиции под открытым небом участка античного города Горгиппии на территории археологического заповедника в г. Анапе.
Экспедиционная деятельность: c 1958 г. по 2000 г. (Крым, Тамань, Танаис). 1972-2000 гг. — начальник Анапской экспедиции.