В древнейшей части Риг-Веды, написанной на ведическом санскрите, от которого происходят все Индоевропейские языки, слова: Кинвин, киндин, килкин — kinvin, kindhin, kilkin, означают «конь, лошадь», и происходят от единого корня «кин» — kin – конь. (Родственные слова в укр. яз. кiнь, рус. яз. – конь, болгар. – кон, венгер. – ló, макед. и серб. – коњ, пол. – koń, рум. – cal, славац. – kôň, славен. и харват.– konj, чеш. – kůň, эст. – hobune).
В Риг-Веде нестареющий, огненный, тысячеглазый, божественный конь о семи поводьях, был олицетворением Солнца, он несёт по небу Солнце — символ вечности и бесконечности. Солнечное «Колесо времени» в ведическом санскрите — Кала – kala – Время. (родственные слова в др. рус. яз. КОЛО — колесо, круг, повозка, телега; КАЛендарь — «колесо времени»; укр. яз.: «коли» — когда? – местоимение времени)….
Именно, колесо, как символ времени и вечного Солнца мы находим в древнеиндийской архитектуре храмов, и в скифских курганах, и в дохристианских храмах есть символы бога Солнца. В Крыму можно увидеть языческие символы солнца (коло) в Мангуп-КАЛЕ — ранне-христианском государстве Феодоро, когда многие языческие символы перешли в христианство.
В мифологии позднего индуизма Калкин — «белый конь», является десятым воплощением бога Вишну, (Вышнего, Всевышнего), грядущего судьи человечества.
В языческих верованиях праславянских племён Солнце изображалось, в виде Горнего (Вышнего, Всевышнего) огненного коня, движущегося по небу. От слова — «Горний» происходит имя языческого, славянского солнечного божества Гор — Хорс, Хорос. (это слово перешло в EN. Horse – лошадь).
В древнейшей части «Риг-Веды» Крылатый Конь – это воплощение бога Агни (бога Огня) и посредник между двумя мирами, перевозящий души умерших в Вышние небеса. В «Ригведе» само небо сравнивается с крылатым конем, украшенным жемчугами. В «Риг-Веде» Ашвас, эквос – asvas, еk(w)os — лошадь, конь. Ашвины — крылатые солнечные божества, «обладающие солнечными конями» или «рожденные от солнечного коня».
В «Риг-Веде» мы находим и упоминание о масти лошадей – это Гаура – gaura – каурый, светло-каштановый, желтый с подпалинами, желтоватый, красноватый, бледно-красный (родственные слова в рус. яз: каурый, «Сивка-бурка, вещая каурка…»). Белые и светло-каштановые, каурые кони в мифологии древних славян считались посланниками Солнца, тепла и солнечного света. В мифах древней Греции известен летящий на белых крыльях конь Пегас (Пегаш — конь пегой масти) .
С древнейших времён славяне верили, что солнечный диск несут по небу быстрые кони, которых медленно запрягает Заря-заряница. В «Риг-Веде» кони, несущие утреннюю зарю, именуются столь медленными, что люди устают ждать, видя, как медленно Заря встаёт над горизонтом, это описание соответствует северным, арктическим широтам, где жили первые арийские племена, говорившие на ведическом санскрите и слагавшие гимны «Риг-Веды», которые в устной форме передавались из поколения в поколение. «Риг-Веда» — древнейший письменный документ (3500 г. до н.э.— 2000 г. до н.э.) , записанный на пра-санскрите (ведическом санскрите).
В фольклоре многих народов мира позднее были созданы мифы и легенды о солнечных божественных конях несущих по небу Солнце.
В древней славянской мифологии сохранился образ святого всадника, первобога Перуна, а позже и былинного героя-богатыря Гергия-Победоносца на могучем коне, легко преодолевающем горы и реки. Имя бога Перуна, происходит от слова ведического санскрита — Пурвас — pûrvas –«находящийся впереди» — Первый (на старославянском яз.- прьвъ, рус. первый). Былинный богатырь на коне – непобедим и побеждает трёхголового змея: «На море, на Окияне, на острове Буяне, на бел — горючем камне Алатыре, на храбром коне сидит Перун — Гормовержец, побеждает змея лютого, огненного, который летал в неверное царство пожирать людей, убил змея лютого, огненного, избавил девицу царскую и всех людей…».
В христианской религии восточных славян, пророк Илья разъезжает по небу на колеснице, запряженной конями. Покровителями лошадей считаются Николай и Флор (Фрол) и Лавр «лошадники» — 18.VIII – «конский праздник». В этот день лошадей подводили к церкви и кропили святой водой, купали, украшали лентами их хвосты и гривы, кормили досыта, устраивали конские выставки и скачки на неосёдланных лошадях, запрещалось седлать лошадей и работать на них.
У южных славян покровителем коней считался св. Федор (Тодор) Тирон. Тодорова суббота — первая суббота Великого поста была конским праздником.