Создание «Каменной летописи Севастопольской обороны»

балаклава-севаст

К 50-летию обороны Севастополя в Крымской войне 1854 – 1855 гг. в Российской империи начали готовиться заранее. В 1899 году был создан Комитет по восстановлению памятников севастопольской обороны, во главе с Великим князем Александром Михайловичем.

За пять лет до полувекового юбилея обороны Севастополя Комитет по восстановлению памятников севастопольской обороны составил обширный список памятников, которые бы стали «Каменной летописью Севастопольской обороны» — события общенационального масштаба.

Его Императорское Высочество великий князь Александр Михайлович

Его Императорское Высочество великий князь Александр Михайлович

Ещё в конце 1880-х годов Великий князь Александр Михайлович  выбрал Севастопольский яхт-клуб местом приписки своей яхты «Тамара», что вызвало удивление его друга, будущего императора, а на тот момент ещё цесаревича Николая Александровича. Александр Михайлович избрал Черноморский флот местом своей военно-морской службы, и к началу ХХ века великий князь уже более 10 лет был знаком с городом, пропитан его «духом».

Андрей Медардович Зайончковский, русский генерал, герой Первой мировой войны

Андрей Медардович Зайончковский, русский генерал, герой Первой мировой войны

«Правой рукой» великого князя в процессе преображения города накануне юбилейной даты был Андрей Зайончковский участник Комитета по восстановлению памятников Севастопольской обороны, ставший в 1907 году автором «Исторического путеводителя по Севастополю».

В список запланированных строительных работ Комитета вошли не только памятник Затопленным кораблям, но и панорама обороны Севастополя Рубо, и строительство самого здания Панорамы, строительство шоссейных дорог и оформление скверов, реконструкция пяти из восьми бастионов первой обороны Севастополя, включая Малахов курган и нынешний Исторический бульвар (тогда — 4-й бастион), и создание уникальной 5-километровой бордюрной стенки с наименованиями частей, принимавших участие в героической обороне города.

балаклава-севастол

Автор многих проектов Фёдор Еранцев — военный инженер, в 1890-е годы — городской голова Севастополя, а также городской архитектор Зейсман и художник Фельдман, живший в Севастополе с 1891 года, много строивший в городе в 1890-е — начале 1900-х годов, в том числе дворец Главного командира Черноморского флота и портов, Покровский собор, дачу городского головы Алексея Максимова.

Из этих работ складывается впечатление, что активное участие горожан в создании внешнего вида памятников было естественным — ведь это была «их» оборона. Военный историк Д.П. Парский писал в 1901 году в книге «Севастополь и памятники его обороны»:

«Подобно 1812 году, Севастопольская эпопея может служить лучшим выражением того высокого мужества и самоотвержения, на которые способен русский человек в годину бедствий своего отечества».

Бородинская панорама Франца Рубо в Москве, 1912 г

Бородинская панорама Франца Рубо в Москве, 1912 г

Сравнение Севастопольской обороны с Бородинским сражением было настолько популярно в начале ХХ века, создание памятников Севастопольской обороны предвосхитило празднование 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года и создания панорамного полотна Бородинского сражения.

Великий князь Александр Михайлович, стремившийся слышать пожелания севастопольцев, организовал общероссийскую кампанию по сбору средств на памятники в Севастополе, причём эта кампания дошла даже до таких глубин страны, как Нерчинская каторга в Забайкалье, о чём свидетельствует целое дело в архиве «Канцелярии управления Нерчинской каторгой» в Государственном архиве Российской Федерации.

панорама-

В 1901 г. Комитет принял решение о создании Панорамы, в которой будут отражены «важнейшие события Севастопольской обороны» и увековечить память героев.

Конкурс на лучший проект здания для будущей панорамы Петербургская Академия художеств объявила ещё в марте 1902 года. Из 14 проектов, представленных на конкурсе, были отмечены три лучших.

Великий князь Михаил Николаевич предлагал утвердить проект городского архитектора Севастополя Вейзена. Император Николай II был склонен утвердить проект архитектора С.В. Беляева, занявший второе место. Однако, по требованию Ф.А. Рубо, после внесённых поправок и изменений строительная комиссия так и не решилась воплощать его в жизнь и направила на рассмотрение и утверждение императора в Санкт-Петербург проекты трёх других конкурсантов.

Руководитель Академии художеств и Император Николай II утвердил проект военного инженера Ф.-О.И. Энберга:

«Наиболее приглянулся Великому Князю проект Энберга, Вейзена проект найден очень красивым».

Художник Франц Рубо -1908-1910

Художник Франц Рубо -1908-1910

Заказ на создание Панорамы в 1901 г. получил художник Ф.А Рубо, основоположник отечественной школы батальной и панорамной живописи.

Во время подготовительных работ по созданию панорамы в 1901 – 1902 гг. Ф. Рубо приезжал в Севастополь. Он посещал места расположения бастионов и батарей, побывал на Малаховом кургане, Историческом бульваре, встречался с участниками событий, написал около 50 этюдов.

Сюжетом для Панорамы художник избрал день отражения защитниками штурма Малахова кургана и Корабельной стороны 6 (18) июня 1855 г.

В начале января 1902 г. эскиз картины был представлен в Зимнем дворце для знакомства и утверждения. Последующая работа велась в Мюнхене, в специально построенном павильоне. Писать Панораму Ф. Рубо помогали художники Л. Шенхен, О. Мерте, К. Фрош и 20 студентов Баварской Академии художеств.

Представляется уместным привести полный список строительных работ — особенно учитывая тот факт, что из запроектированного было выполнено всё запланированного Комитетом.

балаклава-севастополь

Согласно делу из архива политической полиции Российской империи за 1904 год «О праздновании 50-летия обороны Севастополя», «Перечень строительных работ по восстановлению памятников Севастопольской обороны» состоял из следующих пунктов.
«1. На бульваре 4-го бастиона:
а. постройка здания панорамы.
б. восстановление участка оборонительной линии 4 бастиона в его первоначальном виде и с восстановлением начала минных галерей 1854-1855 гг.
в. устройство парка на бульваре 4-го бастиона и переустройство ограды его.
г. постановка знаков 4 бастиона и Язоновского редута.
д. обозначение отдельных батарей.
2. Обозначение в виде каменной стенки, тропы, аллей и шоссе направления бывшей линии обороны, на протяжении от бастиона № 1 до бастиона № 3 включительно, с устройством скверов на бастионах № 1, 2 и 3.
3. Постройка шоссе от бастиона № 1 по Ушаковой балке до берега и устройство на берегу пристани.
4. Устройство часовни в башне Малахова кургана.
5. Постройка памятника Камчатского люнета на Камчатской горе и дороги к нему.
6. Постройка памятника на месте смерти Адмирала Истомина, у подошвы Камчатской горы.
7. Постройка памятника героям вылазок на бастионе № 3.
8. Постройка павильона на бастионе № 1.
9. Постройка памятника затопления кораблей у Приморского бульвара и переустройство части этого бульвара.
10. Постройка колоннады и пристани у начала бывшего плавучего моста через бухту, возле Яхт-клубской пристани.
11. Постройка часовни на месте кончины Адмирала Корнилова.
12. Восстановление пещерного храма в Инкермане».

Список памятников был прислан в Департамент полиции Министерства внутренних дел из Строительной комиссии в Севастополе, которая должна была отвечать за весь ход работ по строительству памятников.

Его Императорское Высочество великий князь Александр Михайлович

Его Императорское Высочество великий князь Александр Михайлович

Великий князь Александр Михайлович защищал финансирование всех работ по подготовке к 50-летию Севастопольской обороны от вмешательства Министерства финансов; и в конечном итоге злейший враг великого князя на тот момент — министр финансов С.Ю. Витте отправил смету на строительные работы на утверждение в Государственный совет без каких-либо изменений.

Строительство в 1904 г . Памятника затопленным кораблям в Севастополе

Строительство в 1904 г . Памятника затопленным кораблям в Севастополе

 

У памятника Затопленным кораблям три главных автора: военный инженер Фридрих Оскар (Оскар Иванович) Энберг, архитектор Валентин Августович Фельдман и скульптор Амандус Генрих (Аманд Иванович) Адамсон. Технической стороной дела руководил талантливый военный инженер, строитель Фридрих Оскар Энберг.

памятник затопленным кораблям

 

Самим ходом строительных работ занимался полковник Зайончковский под руководством великого князя Александра Михайловича. Здание Панорамы решили возвести на Историческом бульваре, бывшем 4-м бастионе.
Строительные работы взялись осуществлять Энберг, являвшийся автором не только итогового проекта здания Панорамы, но и первого варианта памятника Затопленным кораблям, и некий Смульский, строитель «Памятника затопления кораблей» и памятник на Камчатском люнете, спроектированный Энбергом. Незначительные работы выполняли Мейн, Строев, Нецветаев.

оборона севастополя

В августе 1904 г. картина и детали предметного плана Панорамы были доставлены в Севастополь. 14 (27) мая 1905 г. Панорама «Штурм 6 июня 1855 г.» была открыта.

С началом Великой Отечественной войны и обороны Севастополя 1941 – 1942 гг. работа Панорамы не прекратилась. Она «сражалась» за город вместе с его защитниками. 25 июня 1942 г. во время налета фашистской авиации и артиллерийского обстрела здание Панорамы загорелось. При спасении художественное полотно разрезали на части. Удалось спасти 86 фрагментов – 2/3 картины, на лидере эсминцев «Ташкент» их вывезли в Новороссийск, впоследствии доставили в Новосибирск и Москву.

Оборонительная линия Тотлебена на панораме художника Ф.Рубо

Оборонительная линия Тотлебена на панораме художника Ф.Рубо

К 100-летию обороны Севастополя 1854 – 1855 гг. было принято решение воссоздать Панораму Ф.А. Рубо. Основой стали спасённые фрагменты. Панорама, получившая название «Оборона Севастополя 1854 – 1855 гг.», открылась 16 октября 1954 г. в восстановленном здании.

Севастопольская Панорама – одна из самых известных среди панорам мира. С 1954 г. её посетило более 40 миллионов человек. Цифры эти – свидетельство огромного интереса к истории страны, ее героическому прошлому, к панорамному искусству.

Его Императорское Высочество великий князь Александр Михайлович

Его Императорское Высочество великий князь Александр Михайлович

Итак, великий князь Александр Михайлович, во-первых, принимал непосредственное участие не только в выработке общей «идеологии» проекта по превращению Севастополя в «город-памятник», но и в повседневной рутине самого процесса создания памятников Севастополя — он утверждал «рисунки архитектора Колобе», принимал решения по поводу «Энберовских амбразур», постройки памятника на Камчатской горе «из орудий», постановки «орудий на лафетах вокруг здания панорамы»; входил в вопрос качества производившихся работ, выступая, например, «третейским судьёй» в конфликте Энберга с неким Смульским (оба были подрядчиками по строительству памятников).

Во-вторых, Александр Михайлович стремился реализовывать видение горожан Севастополя, что не удивительно, если знать, что великий князь интересовался городом с конца 1880-х годов, он присутствовал при спуске на воду корабля «Меркурий» и, сообщая об этом своему другу, будущему императору Николаю, отмечал: «Ты, конечно, знаешь, кто такой Казарский».

Мнение севастопольцев интересовало великого князя чуть ли не в первую очередь, иначе вряд ли Зайончковский, пересылая ему «многоречивое письмо Протопопова» , одного из членов Комитета по восстановлению памятников Севастопольской обороны, по поводу памятника вылазкам, писал:

«Я нарочно представил письмо в подлиннике, т.к. инициатива всего изложенного принадлежит голосу из Севастополя».

оборона севаст

Сегодня о героической истории Севастополя напоминают только сами памятники — Затопленным кораблям, Панорама, Исторический бульвар, Малахов курган. Велико значение Севастопольской обороны для всей страны. Севастопольская оборона стала смысловым центром Крымской войны, в город были свезены памятники той войны из Николаева, Одессы, Киева. При подготовке «50-летнего юбилея Севастопольской обороны» были приведены в порядок не только севастопольские кладбища, но и кладбища в Бахчисарае, Симферополе, Перекопе, Херсоне, Бериславе, Аккермане и Екатеринославе.

«Незабвенная в истории России оборона Севастополя, непререкаемое свидетельство мощи и духовной крепости русского народа, изумивших весь мир, есть, наравне с Отечественной войной, не только достояние русской армии и флота, но и всего русского народа. А потому широкое увековечивание памяти обороны Севастополя, помощь престарелым ветеранам и надзор за местами упокоения усопших должны быть предметом попечения для всей России».

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org