Русский предприниматель, организатор кинопроизводства, режиссёр, сценарист, один из пионеров русского кинематографа Александр Ханжонков родился 8 августа 1877 года, (с.Ханжонковка, Макеевка, Российская Империя).
Легендарная Ялтинская киностудия была основана в 1917 году российской кинофабрикой «Ханжонков и Ко», как первая киносъёмочная база России.
Торговый дом «А. Ханжонков и К°» (или ателье Ханжонкова) — это российская компания по производству российских кинолент и прокату в России зарубежных кинофильмов, образованная в 1906 году Александром Алексеевичем Ханжонковым (1877- 1945 г.г.) российским предпринимателем, организатором кинопромышленности, продюсером, режиссёром, сценаристом, одним из пионеров русского кинематографа.
С 1910 года компания Ханжонкова становится бесспорным лидером российского кинопроизводства, издающая журнал «Вестник кинематографии» и журнал «Пегас» (с 1915 г.), в котором помимо материалов о кино, печатались новости современной культуры, театральной жизни, музыки, литературы.
Огромна просветительская роль киноателье Ханжонкова, как крупнейшего российского производителя уникальных киноматериалов научного, образовательного, познавательного характера.
В киноателье Ханжонкова был создан специальный Научный отдел для съёмок образовательных, этнографических фильмов, выпускавший киноленты по сельскому хозяйству, географии, зоологии, ботанике, медицине с привлечением ведущих российских научных специалистов.
На Ялтинской киностудии трудились видный деятель русской кинематографии, известный актер и режиссер Владимир Гардин (Благонравов) (1877 — 1965 г. г.), и один из основателей декорационного искусства, русский художник театра и кино Владимир Егоров (1878—1960 г.г.).
В 1911 году в компании Ханжонкова был снят первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя», поставленный совместно Ханжонковым и Гончаровым. Съёмки фильма велись в местах подлинных боев Крымской войны, с привлечением участников героической обороны Севастополя.
Премьера первого русского полнометражного фильма(2000 метров) «Оборона Севастополя», продолжительностью 1 час 40 мин, состоялась в присутствии августейшей семьи императора Николая II, осенью 1911 года в Ливадийском дворце — летней крымской резиденции царя. Император Николай II принял картину благосклонно, позже фильм с успехом прошёл по всей России и был закуплен к показу многими иностранными фирмами.
В 1912 году кино-компания выпускает в прокат первый в мире мультфильм, снятый в технике объёмной анимации — «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» в постановке Владислава Старевича.
Весной 1917 года Ханжонков вместе с сотрудниками своей кинокомпании выезжает в Крым в Ялту, где организует киностудию, полноценное кинопроизводство и до 1919 года выпускает новые фильмы. Во время Первой Мировой войны 1914—1918 г.г. в Голливуде сложились основные черты американской кинематографии, наладилось конвейерное производство фильмов. Создавая Ялтинскую киностудию в 1917 году, Ханжонков мечтал об создании в Крыму «русского Голливуда».
Специальный научный отдел ателье Ханжонкова снимал документальное, научно-популярное кино и просветительские и художественные фильмы. В 1917 году Александр Ханжонков снял фильм— «Аркаша женится», «В стране любви», «За счастьем», «Княжна Лариса», «Король Парижа», «Лина под экспертизой, или Буйный покойник», «Набат», «Покушение на губернатора», «Революционер», «Сумерки», «Умирающий лебедь». В 1918 году — «Декорация счастья», «Мечта и жизнь», «Мисс Мэри», «Поэт и павшая душа», «Проект инженера Прайта»,«Сказка весеннего ветра», «Честное слово», «Эпизод любви». В 1919 году — «Тереза Ракэн», «Фауст».
В мае 1919 года кинокомпания Александра Ханжонкова была национализирована ялтинским военно-революционным комитетом и преобразована в государственную Ялтинскую кинофабрику, но работала до 1920 года.
После разгрома армии Врангеля в Крыму в конце 1920 года, Ханжонков уехал в Константинополь, затем перебирается в Милан и Вену, где пытался заниматься кинопроизводство.
В 1922 году в Бадене на арендованной вилле Александр Ханжонков организовал исследования по созданию звуковых фильмов, однако, вскоре он был вынужден прекратить исследовательские работы из-за нехватки средств.
В 1923 году представители акционерного общества «Русфильм» обратились к Ханжонкову с предложением вернуться на родину. Александр Ханжонков принял предложение, однако акционерное общество «Русфильм» закрылось, так и не начав работать.
Ханжонков работал некоторое время в Москве консультантом на 1-й фабрике «Госкино» СССР, в здании, которое до национализации в 1923 г. принадлежало его Торговому дому «А. Ханжонков и К°». Затем Ханжонков работал заведующим производством «Пролеткино» СССР.
В 1926 году Ханжонков вместе с группой руководителей «Пролеткино» был арестован по уголовному делу о финансовых злоупотреблениях в этой организации. Ввиду отсутствия доказательств его вины Александр Ханжонков был освобождён, однако, был лишён политических прав и получил запрет на работу в области кинематографа. Резко ухудшившееся здоровье, вынуждает Ханжонкова переехать из Москвы в Ялту.
В 1930 года Ялтинская кинофабрика входит в трест «Восток-кино».
Одним из первых режиссеров Ялтинской кинофабрики стал известный советский режиссёр Яков Александрович Протазанов (1881 – 1945г.г.), снявший в Ялте в 1930 году известный фильм «Праздник святого Иоргена», по мотивам одноименного романа датского писателя Геральда Берстеда.
Сценаристы фильма: Илья Ильф (Файнзильберг), Евгений Петров, Яков Протазанов, Владимир Швейцер. С участием известных актёров: Анатолия Кторова, Игоря Ильинского и Михаила Климова.
В 1935 году на Ялтинской кинофабрике снята приключенческая сказка «Новый Гулливер» (1935 г.) — советская детская анимационно-игровая сатирическая комедия Александра Птушко по мотивам романа Джонатана Свифта, созданный средствами объёмной мультипликации с уникальными комбинированными съёмками. Режиссер и сценарист Александр Птушко.
В 1936 году Ялтинскую киностудию передали студии «Союздетфильм». В этот период с киностудией сотрудничают видные советские литераторы — Вениамин Каверин (Зильбер, 1902—1989 г.г.), кинорежиссер Всеволод Илларионович Пудовкин (1893 — 1953 г.г.).
В 1938 году на Московской киностудии «Союздетфильм» в Ялте был снят полнометражный чёрно-белый художественный фильм-сказка «По щучьему веленью», режиссёром Александром Роу по одноимённой пьесе Елизаветы Тараховской.
По мотивам сказки Алексея Толстого в 1939 году снят художественный игровой и кукольный фильм «Золотой ключик», режиссера Александра Птушко.
В 1934 году Ханжонков обращается к председателю «Кинофотоуправления» (министру кинематографии СССР) Борису Шумяцкому с письмом, в котором пишет:
«…Моё положение и в моральном и в материальном отношении стало настолько невыносимо, что я решился обратиться <…> с просьбой помочь мне найти выход из такового… Прошу своим авторитетным словом поддержать мой труд и помочь мне войти в рабочую семью Советской кинематографии полноправным её членом. Вне этого предо мною остаются лишь перспективы на дальнейшее ухудшение моего здоровья, вызываемого постоянной нуждою, и в конечном итоге — смерть от недоедания, на которую я здесь оказался обречённым вместе со своею женою».
Александр Ханжонков был реабилитирован и получил правительственную персональную пенсию. В последние годы жизни Ханжонков писал мемуары, его воспоминания опубликованы в книге «Первые годы русской кинематографии», вышедшей в 1937 году.
Во время немецко-фашистской оккупации Крыма 1941—1944 г. г., прикованный к инвалидной коляске Ханжонков, оставался в Ялте. Александр Алексеевич Ханжонков скончался 26 сентября 1945 года.