Спектакль «Евпаторийский десант» в Крымском ТЮЗе

спектакль евпаторийский десант

14 мая 2021 года в Крымском государственном театре юного зрителя состоится премьера документального спектакля «Евпаторийский десант» о событиях 5 января 1942 года в Евпатории. 

Огромную помощь в подготовке спектакля театру оказал Евпаторийский краеведческий музей. Именно его архивы стали отправной точкой будущей работы. Встречались с историком и писателем Владимиром Сергеевичем Кропотовым, с 80-х годов изучающим евпаторийский десант и написавшим подробнейшую книгу «Тактический десант. Евпаторийская десантная операция 4-5 января 1942 года».

35-батарея

В дни подготовки коллектив постановщиков и артисты посетили и музейный историко-мемориальный комплекс героическим защитникам Севастополя «35-я береговая батарея». Его подземные катакомбы стали прообразом сценографического решения. А для погружения в тему ходили по знаковым местам этого события вместе с одним из лучших экскурсоводов Крыма, краеведом Павлом Гертрудовичем Хорошко.

О том, что представляет собой спектакль, узнаем у команды постановщиков.

00_десант
ПРЕЗУМПЦИЯ ФАКТА
5 января 1942 года в Евпатории был высажен тактический морской десант Красной армии.
Недолгий успех операции уже через сутки обернулся полным крахом. Из семи ста сорока бойцов, выжило 70 человек. Из высадившихся на берег – 20 За время оккупации в
Евпатории было расстреляно 12 640 стариков, женщин, детей — почти треть довоенного населения города. А тысячи человек были угнаны на работу в Германию.

Это исторический факт.
режиссер Андрей Пермяков
«Мы жили в старом городе и, ежедневный маршрут из дома в школу и театр, проходил, через улицу Революции, как раз мимо памятника тому самому десанту. И каждый день, грозный, огромный и старый корабль наталкивал на мысли об истории, о Великой Отечественной войне, о море и  о подвиге людей, сражавшихся в этой войне. История о десанте, городские
легенды, передаваемые жителями Евпатории из уст в уста, не могли не отозваться в моем сердце и, как творческого ребенка, и, как маленького гражданина. Позже, повзрослев и став режиссером, я то и дело мысленно возвращался к теме десанта. И тема эта сильно волновала меня тогда исейчас, а неуемное желание высказаться не давало покоя».

Макет сценографии спектакля Евпаторийский десант
ПОГРУЖЕНИЕ НА ВЫЕЗДЕ
Гигабайты архивных данных, документов, фотографий,
свидетельств участников событий и мирных жителей
Евпатории легли в основу спектакля. Огромную помощь в
подготовке оказал Евпаторийский краеведческий музей,
историк и писатель Владимир Кропотов, с 80-х годов
изучающий эту тему.
артист Сергей Толстых:
«В дни подготовки к спектаклю мы не только ходили в музей. Один из лучших экскурсоводов Крыма, краевед Павел Хорошко водил нас по реальным местам тех событий, подробно рассказывал окаждом доме, каждой улице, пристани. Мы посетили мемориальный комплекс «35–я береговая батарея» в Севастополе. Тамсобрано много человеческой боли, отваги, ответственности. Лично на меня этот визит произвел неизгладимое впечатление. Мы сами собирали воспоминания у свидетелей тех событий, детей десантников, сегодняшних
жителей Евпатории. Все их истории прозвучат в спектакле».

5 января 1942 года,-десант

МОРЕ ТЕЛ
Помимо основного действующего лица — текста, в спектакле будет использоваться драматургия иного рода — хореографическое выражение происходящего. Внутреннее действие будет дополнять точный пластический рисунок, которому будут подчинены свет (художник по свету Андрей
Костюченков), музыка (композитор, аранжировщик Павел Гавронов, заглавная песня – Виталий Нарышкин), мультимедийное оформление (Антон Химич, Олег Кушлю).
Пластиограф Дарина Шарпило:

«В пластическом образе спектакля мы решили опираться на принципы биомеханики Всеволода Мейерхольда, закольцованность действий и «эмоциональную» хореографию. Нам хотелось вывести содержание каждого конкретного эпизода спектакля во внешнюю форму, поддержать его актерским жестом и передать залу этот заряд. Есть такой закон: если кто-то рядом ест лимон, твое тело мгновенно отзовется. По этому принципу мы и решили работать».

Режиссер, Андрей Пермяков:
«Подобные истории, сегодня могут быть рассказаны иначе,чем так, как это делалось раньше в советском театре или кино, выводя на первый план лишь пафосные, возвышенные призывы, положительных героев и их подвиги.
В какой-то момент пришло понимание, что «Евпаторийский десант» может стать документальным спектаклем, основанным, в первую очередь, на историях участников и свидетелей, как самодостаточных литературных первоисточниках. Живым спектаклем на основе судеб конкретных людей».

расстреляный тральщик "Взрыватель", Евпатория 1942 год

расстрелянный тральщик «Взрыватель», Евпатория 1942 год

ОСТОВ КОРАБЛЯ
Основным элементом сценографии спектакля стал остов
тральщика «Взрыватель» — флагмана десантной операции.
Он, заваленный на правый бок, стал метафорой всей
рассказываемой истории.
Художник Ольга Долгова:

«Меня вдохновляют евпаторийцы. Мне кажется, они особенные: очень искренние, открытые. Совершенно невозможно представить их, погружёнными в войну. Когда война приходит в любое место, она сжигает человека, оставляет его остов, суть…
Передо мной стояла непростая задача: сохранить характеристику персонажа в костюме, но не давать абсолютно точной копии. Мы трансформировали многие формы, дав им нужную нам интонацию. Лишили временных характеристик, но оставили эмоцию».

Режиссер Андрей Пермяков:
«Мне хотелось не только поделиться своими мыслями и ощущениями со  зрителем, но и внести свою лепту в сохранение памяти об этом малозаметном, в рамках общей, всемирной истории, но очень важном и значимом в контексте истории нашего города подвиге».

десантники-0

5 января-День памяти Евпаторийского десанта

Розовая дымка тамариска
Затянула шрамы старых ран
В месте, где высаживался с риском
На безмолвный берег наш десант.
Да, силёнок было маловато!
Разбросало в штормовой волне,
Но штыки — в руках, и есть гранаты —
Для врага достаточно вполне.
Ни к чему слова, излишни клятвы,
Вы решили биться до конца…
Тельники и чёрные бушлаты
Защищали души и сердца.
Еле тлела жизнь среди развалин,
Город спал, лишь грохотал прибой…
Ни враги, ни жители не знали
То, что очень скоро грянет бой.
Что начнут в исподнем немцы драпать,
Чувствуя пришедший смертный час,
Что сгорят они и их гестапо,
Не уйдя от кары в этот раз.
Им, Европу захватившим с треском,
С маршами, с фанфарами, с гульбой,
В Городе вдруг станет мало места,
А ведь шёл всего сорок второй.
Как же им той ночью было страшно
И не согревал ни шнапс, ни ром…
Призрак беспощадной рукопашной
Нависал дамокловым мечом.
Пронеслась по лабиринту улиц
Чёрной смертью тысяча чертей…
Шёл десант, и настигали пули
В панике бежавших патрулей.
То была Победа, без сомненья,
Только силы вражьи — велики…
Трое суток в полном окруженье
Дрались, погибая, моряки.
Чудом, но сумел в каменоломни
Поредевший отойти отряд.
Мы должны их поимённо помнить
Жизни положивших здесь ребят.
А забудем — у морского среза
Прочно утвердились на песке
Три матроса, тройка острых лезвий,
Слившихся в отчаянном броске.
Вот он, Город, мирно спящий, близко…
Память благодарную хранит
Розовая дымка тамариска
И дождями вымытый гранит.
Сергей Овчаренко.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org