Летний туристической сезон в Крыму в самом разгаре. Сейчас уже можно подвести предварительные итоги и сделать примерные прогнозы на перспективу развития туристического бизнеса в Крыму.
Сейчас общий тон прогнозов успешности туристического сезона сменился с позитивного на осторожно-позитивный и даже умеренный. Очевидно, в этом году поток туристов на полуостров снизится по сравнению с 2013 годом в 2,5-3 раза.
С уверенностью можно сказать, что с 2015 года поток туристов в Крым будет расти, но не более чем на 20-25% в год.
Прежде всего, надо понять, почему ожидания по туристическому потоку из России пока не оправдываются, набраться терпения, проанализировать ситуацию и понять точки приложения сил.
Сейчас главная проблема туристов – как добраться до полуострова. Сейчас пропускная способность морских портов «Кавказ» и «Крым» составляет до 10 тыс. пассажиров и 2 тыс. машин в сутки. Каждые 15 минут в очередь на паромную переправу встают от 5 до 10 автомобилей. Пока существует три основных потока туристов, едущих на отдых в Крым — это организованные туристы, дети, добирающиеся поездом и автобусом или летящие самолетом, и автомобилисты, над долго застревающие в очереди на переправе в Керчь.
По данным министерства курортов и туризма Крыма, в 2013 году полуостров посетили около 6 млн. туристов, из них 34% иностранцы (россиян 26%) ,которые принесли в бюджет Крыма 55% дохода. В 2013 году основной поток туристов прибывал в Крым поездом, по украинской железной дороге, и всего 10% потока туристов прибыло в Крым авиарейсами.
Сегодня 78% туристов Крыма — россияне, 9% — граждане Украины, 8% — граждане республики Беларусь, 1% граждане Казахстана, 4% — зарубежные туристы.
Мощности аэропорта «Симферополь» позволяют увеличить его пропускную способность всего на 40%. Если пропускная способность аэропорта «Симферополь» увеличится за счёт организованных групп туристов или детей из России, то потребуется большое количество автобусов для доставки туристов по крымским городам к месту отдыха. Парковка в аэропорту «Симферополь» уже сейчас очень тесна для автомобилей, а большие автобусы быстро переполнят стоянку и не смогут разместиться на ней одновременно.
Транспортная инфраструктура Крыма развита неплохо — прекрасно работает не дорогой муниципальный транспорт, автобусы, электрички, поезда, есть троллейбусные маршруты из Симферополя через горы на Южный Берег Крыма. Гостиницы и санатории ЮБК заполнены за 70%, частный сектор — на 30%, хотя есть возможности принять за сезон миллионы туристов из России.
Очень хочется надеяться, что в РЖД максимально упростят все процедуры покупки билетов по Интернету, введут прозрачный механизм заявок туроператоров, занимающихся внутренним туризмом (их всего 10%). Основная масса тур-операторов России работает на зарубежные курорты, им понадобится не более 5 минут, чтобы переубедить и переориентировать туриста с Крыма на Турцию или Египет. Большое значение для туристов имеет не только комфортность отдыха, но цена путёвки, проживания, экскурсий, что в значительной степени, дешевле, чем на Черноморском побережье Кавказа.
Несомненно, туристический потенциал Крыма огромен и вскоре Крым сможет вернуть себе статус всероссийской здравницы и курорта мирового масштаба. Полгода назад, мало кто в мире знал, где находится Крым, теперь же интерес к нашему полуострову огромен, о Крыме узнали все. Инвестиции в инфраструктуру и недвижимость Крыма неуклонно растут, как и цены на недвижимость в Австрии
Российский турист воспринимает Крым с позиции лечебно-оздоровительного медицинского туризма и обеспечение качественных услуг. Туристы интересуются, где можно лечить болезни сердечно-сосудистой системы, дыхательных путей, простудные заболевания.
Впереди огромный труд и годы адаптации специалистов российского туристического бизнеса для того, что переориентировать российских туристов на курорты Причерноморья, чтобы реально продавать путёвки на юг России — в курортные города и посёлки Крыма, на курорты Краснодарского края.