Во второй половине 17 века патриарх Никон провёл церковную реформу, целью которой было сближение Русской Церкви и Константинопольской. Были изменены некоторые богослужебные традиции и это привело к расколу Русской Церкви. Не все православные приняли реформы и образовалось старообрядчество, которые хотели сохранить древние ритуалы, традиции и обряды.
Последователей прежних традиций подвергали гонениям и называли «раскольниками», и только в 20 веке в России ситуация немного смягчилась. После церковной реформы старообрядцы были вынуждены менять место жительства, уходя в малонаселенные, пустынные края Поволжья, Урала, Сибири, Дона.
Митрополит Московский и Коломенский Платон (Петр Георгиевич Левшин; 1737 — 1812) ввёл в Русской православной церкви единоверие. Единоверцы – это старообрядцы, которые готовы были признать власть и иерархию официальной Церкви, то есть они соглашались на постановку им священников, но при этом продолжали служить по старопечатным книгам и креститься двумя перстами. Таких старообрядцев Платон предлагал называть не раскольниками, а единоверцами. В октябре 1800 года император Павел I подписал прошение московских старообрядцев, готовых признать власть и иерархию официальной Церкви, эту дату принято считать началом единоверия.
В 19 веке старообрядцы появились и в Крыму. Из-за гонений официальной церкви и государства старообрядцы поселились вдали от города, на берегу моря. Пейзаж местности и сегодня почти такой же: пологие холмы, рыжеватая почва, которая редко орошается дождями, мелкое Азовское море. Для старообрядцев этот край стал самым лучшим местом на свете, тихой гаванью, вдали от городской суеты. Староверы, выбрали этот уголок, из-за плохой почвы, решив, что раз тут плохие земли, значит никого из антихристовых слуг поблизости нет...
В описании Крыма 1784 года, когда он только-только стал частью Российской империи, близ Керчи находилась татарская деревушка Мамат. По словам старожилов, русские переселенцы прежде испросили разрешения у местных жителей поселиться рядом. До сих пор в рассказах старожилов проскальзывает упоминание, что «землю уступили татары» деревушки Мамат.
Вскоре на берегу Азовского моря вырос небольшой посёлок русских старообрядцев, мирно соседствуя с татарами — жителями татарской деревушки Мамат. Понадобилось немного времени, чтобы название новой деревни староверы стали произносить по-новому — Мама.
А когда первые домики вытянулись вдоль берега, находящиеся рядом два села получили по второму слову в названии, чтобы можно было отличать их друг от друга: Мама Русская и Мама Татарская, так эти селения уже проходит в ведомостях о казенных волостях 1829 года, и значатся в списке населенных мест Крыма 1864 года.
Старообрядцы, прибывшие с Поволжья не случайно выбрали для основания своего села побережье между Азовским морем и озером Чокрак («родник») , ведь и раньше они жили на Волге и занимались в основном рыболовством. На новом месте, поселенцы также занялись хорошо им известным рыбным промыслом, которое кормило всё село.
Староверы редко употребляют мясо. У старообрядцев постных дней в году больше, чем скоромных. Большое внимание в питании уделяется рыбе. В книгах главного знатока старообрядчества Мельникова-Печерского описаны застолья старообрядцев-кержаков, где из всевозможных видов рыбы приготовлены самые разнообразные блюда. Рыба — неотъемлемый фактор долголетия старообрядцев.
Сегодня учёные доказали, что человек будет здоровым и проживёт дольше, если основу его питания составляют овощи, фрукты, рыба.
Наличие огромных площадей земли не приносило старообрядцам никакой пользы, здесь не было источников пресной воды, поэтому поля не распахивались и огородов у дома не держали.
Первые поселенцы на крымском берегу перво-наперво построили баню. По верованиям своим они старались жить в чистоте, только после строительства бани и телесного очищения, староверы приступили к строительству первых домиков.
Аскетичные образ жизни русских староверов наложил отпечаток на всю деревушку, домишки были маленькие, состояли из одной комнаты, разделённой на части с помощью дощатых перегородок, ширм или занавесок. Постройки первых старообрядцев напоминали небольшие полу землянки с крышей из камыша.
Жили старообрядцы дружно, несмотря на скромные размеры жилья, места хватало большим семьям, во многих было по семь — десять детей. Община старообрядцев была 250 человек и жила замкнуто, жён и мужей они искали в основном среди односельчан. Замуж выдавали рано в 13 лет, девочки в 14-15 лет становились уже мамами.
Жили староверы бедно, но не жаловались на судьбу, а работали и молились, их основной доход приносила торговля рыбой с жителями села Кез, расположенное неподалёку. На вырученные средства русские старообрядцы покупали ткани, овощи, хозяйственные мелочи, продукты. Одежда староверов красивая, вышитая разными узорами, которые являются для людей защитой и оберегом.
Особый уклад жизни старообрядцев, способствует их долголетию.
В основе уклада жизни староверов лежит формула, изобретенная самими старообрядцами: чистота действий и мысли. Это означает творить только доброе и полезное, думать только о хорошем, не завидовать, не осуждать, не причинять боль другому. Они считают самой большой ценностью собственную жизнь. Староверы понимают, что все причины болезней у человека в голове.
У каждого человека лицо светится, выражая достоинство, но не гордыню. Никого староверы не обижают, не оскорбляют, матом никто не ругается, ни над кем не подшучивает, не злорадствует. Работают все — от мала до велика. Особое почтение к старикам, молодые никогда не перечат старшим. В особом почёте у староверов чистота, причём чистота во всем, начиная с одежды, дома, кончая мыслями и чувствами.
В селе Мама Русская до сих пор живут потомки первых поселенцев — семьи Типаковых и Кабановых, ещё старожилы помнят фамилию богача-старовера Дырина, который на свои деньги в 1913 году, выстроил в селе настоящую каменную церковь Рождества Пресвятой Богородицы, где дьякон проводил службы и молебны, а до того староверы молились в часовне.
В те времена в селе Мама Русская была и своя начальная школа, чем похвастать могло далеко не каждое большое крымское село. В начальной школе детей учили чтению, письму и арифметике, считалось, что этого вполне достаточно будущим рыбакам и многодетным мамам.
Общине старообрядцев недолго довелось пользоваться щедрым подарком благодетеля Дырина, выстроившего церковь. Село Мама Русская хоть и было на отшибе и в бездорожье, но и сюда добралась советская власть, а вместе с ней воинствующий атеизм. Советская власть устроила в церковном здании сельский клуб.
Одна из верующих успела частично спасти церковную утварь храма, хранила её в своём доме, а после войны вернула в храм, об этом рассказала старожил села Ольга Александровна Карнилова.
«Здесь рядышком старушка жила, тетя Ксения, так она смогла вынести и спрятать кое-какую церковную утварь у себя в доме, Евангелие старинное, разные украшения, икон много было…»
Во времена Второй мировой войны старообрядческий храм Рождества Пресвятой Богородицы сильно пострадал, лишился крыши, которую пустили на строительство военного блиндажа.
В послевоенное время восстановленная церковь старообрядцев лишилась своих сокровищ, нашёлся «предприимчивый» человек, лишивший маленький храм и этого достояния. Однажды сюда привезли отпевать умершего — он родился и жил раньше в этом селе. Гроб сопровождали родственники и их знакомые, среди которых были молодые люди не очень разборчивые в средствах обогащения. Скорее всего, кто-то из них и высмотрел старинные иконы, украшавшие храм. Однажды утром бабушки обнаружили сбитый замок на дверях храма и ограбленное помещение. Добрые люди помогли постепенно приобрести иконы, но уже, конечно, современные, а те — старинные иконы, традиционного письма — сгинули безвозвратно.
Жизнь в селе Русская Мама была тихой и размеренной, тут не было городских соблазнов, алкоголя, табака, может поэтому многие жители села были долгожителями. Старушки часто доживали до столетнего возраста, мужчинам это удавалось реже, ведь работа у рыбаков была всегда сложная и опасная. Нередко рыбаки не возвращались домой, пропадая в морской пучине.
В небольшой деревушке затерянной на Азовском берегу, жители сохранили исконно русскую культуру, старообрядцы продолжали креститься двуперстием (в официальной церкви — трехперстное), свято почитали традиционные церковные правила.
Старообрядцы создавали в своих домах Красный угол, с трисоставным восьмиконечным крестом. По древнерусскому верованию именно такая форма креста считается совершенной (четырехконечный крест был заимствован патриархом Никоном из латинской церкви). Нательные крестики староверы носят согласно возрасту и полу: у мужчин более прямые, у женщин — выпуклые и имеют форму Вифлеемской звезды, дети носят маленькие крестики. В домах у старообрядцев положено было иметь поминальные книги.
В 1948 году село Мама Русская было переименовано в посёлок Курортное. Это единственное место в Крыму, где до сих пор живут старообрядцы. Местные старушки сами проводят службы, следят за храмом.
Потомки тех, кто когда-то перебрался сюда из Поволжья сетуют, что уже забылись многие старинные песни и ритуалы. Молодежь покидает село в поисках лучшей жизни, а число староверов постепенно уменьшается.
На 2017 год в селе Курортном числится 17 улиц, 2 переулка, садовое товарищество и 2 территории ОПК: Азовский и Кварц-Причал 267; на 2009 год, по данным сельсовета, село занимало площадь 139,1 гектара на которой, в 207 дворах, проживало 160 человек. Курортное связано автобусным сообщением с Керчью и соседними населёнными пунктами.