Суфизм — самобытное направление в исламе.

Иван Кудрявцев. Этюд в Текие Дервиш

Художник Иван Кудрявцев. Этюд в Текие Дервиш

Суфизм — уникальное направление в исламе. Оно появилось уже при жизни Пророка Мухаммада, но пика распространения достигло в 12-13 веках нашей эры. Религиозно-философское учение Суфизм объединило сторонников исламского аскетизма в отдельную мистическую школу и в XIII— XV веках возникают «братства» или «суфийский орден». 

текие50_n

В Евпатории находится единственный в Европе монастырь странствующих, нищенствующих суфийских монахов-дервишей —  Текие Дервишей Мевляна – это община танцующих дервишей.  Текие дервишей— это памятник архитектуры 15  века, отличается  монументальной простотой форм, и полным отсутствием украшений на фасаде и внутри.

Характерные черты суфизма:
Аскетический характер : пренебрежение материальными ценностями, приоритет духовности. Суфии критиковали большинство мусульман, забывших о Боге и погрязших в повседневности.
Мистицизм (попытка выйти на высокий уровень понимания бога). Это характерно для суфизма и ряда направлений в шиизме. Для суннитов — подавляющего большинства мусульман — характерно более рациональное постижение веры.
Любовь бога к человеку, и наоборот.
Практический характер. Цель — изменение сознания верующего, приближение к Богу. Дискуссия: должен ли человек как бы «раствориться» в Боге, как в индуизме, или человек должен сохранить при этом свою личность и своё сознание.

Жан-Леон Жером Танец дервишей

Происхождение слова суфизм — дискуссионный вопрос. Есть несколько основных версий происхождения термина
От слова «шерсть», потому что носили грубое одеяние. Академическая этимология.
От ас-сафа — чистота.
От сифат — свойство
ах-ля суфаЛюди скамьи (бедные, практиковали особые формы духовности)
От София — мудрость.

Суфизм зародился как протестное движение, и всегда так или иначе им оставался. В результате — многие злые языки утверждают, что суфии находятся вообще вне ислама.

Протест против роскоши — одна из характерных особенностей суфизма. В этом смысле они напоминают православных нестяжателей и индуистских аскетов. Перенимали практики у индуистов, но остались органической частью ислама!

Исламская умма после смерти Пророка стала превращаться в гигантскую империю. Омейяды, Аббасиды — там были огромные богатства! Просто посмотрите, какую огромную территорию занимал халифат в девятом веке:

халифат в 9 веке

А затем государство разрослось и включило в свой состав Испанию! Ислам стал основой права, и государственного управления, но из религии исчезала духовность. Против этого и выступали суфии.

Цель суфизма вернуться к изначальной духовности, к религиозному переживанию.

суфийские дервиши

Адепты мевлеви носили высокий конический колпак, белую рубаху, широкий пояс и свободную чёрную накидку. Особое значение придавалось музыке, пению и танцам во время радений (сама) и коллективного вращения (зикра), отсюда название «братство вертящихся дервишей». При вращении дервиш держал правую руку обращённой к небу, а левую — к земле. Движения поначалу медленные и величавые с постепенным ускорением в такт музыке, кружатся отдельно вокруг своей оси и вокруг шейха и других дервишей.

Кружась, совершая свои молитвы, они не произносят ни звука, не производят никаких движений ладонями или головой, после чего, как получают знак шейха в зелёном головном уборе, медленно заканчивают вращение.

Во главе суфийской общины дервишей всегда стоял шейх (руководитель ордена, духовный учитель), его почитали не только ученики, но и весь город, человек необычайной святости, имевший личный опыт Сама – единения с Возлюбленным Богом. Шейх руководил жизнью братства и способствовал духовному просветлению членов ордена. Суфии живут по принципу: «В миру, но не от мира сего».

Этнографический музей Текие Дервишей в Евпатории находится по адресу ул. Караева, 18. тел.2-67-17.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org