Ялтинский градоначальник Думбадзе в 1913 году писал о чрезмерно возросшем количестве автомобилей на курортах Крыма, на тот момент во всем Крыму насчитывалось менее 70 автомобилей. «Чертовы телеги» носились по узким, серпантинным дорогам с неимоверной скоростью, из-за чего часто случались аварии и наезды на пешеходов, домашних животных и птиц. В отношении первых автомобилистов, ездивших без правил, ялтинские власти принимали очень жесткие судебные меры и штрафы.
Первое дорожно-транспортное происшествие произошло 1831 году в английском городе Милбенке. Паровая повозка врезалась в стену по причине объезда детей, которые гуляли на проезжей части.
В 1865 году в штате Огайо было всего 2 автомобиля, да, и они врезались друг в друга.
Первый пешеход погиб в дорожно-транспортной аварии 17 августа 1896 года в предместье Лондона, на женщину наехал автомобиль.
Первые водители погибли в 1898 году в Париже. Погиб французский гонщик и его механик когда машина перевернулась на трассе.
30 мая 1896 года в Нью-Йорке электромобиль столкнулся с велосипедом.
Первый русский автомобиль был представлен публике 16 июля 1896 года на Всероссийской торговопромышленной выставке в Нижнем Новгороде. За рулем первого русского автомобиля были его создатели — отставной лейтенант русского военно-морского флота Евгений Яковлев и хозяин каретных мастерских Пётр Фрезе.
В 1899 г. Ипполит Романов изобрёл первый российский электромобиль (электрокар).
На его создание ушли годы упорной работы. Итог – двухместная машина, способная разгоняться до 40 км/час и проезжать расстояние до 60 км на одном аккумуляторе. Ипполит был человеком дальновидным и испросил у российского правительства 500 тыс. рублей на создание 80 электро- автомобилей и открытие 10 специальных маршрутов.
Как это обычно бывает, недовольство высказали конкуренты изобретателя – крупные извозо-промышленники. Они убеждали власти, что электоравтомобили – безумный прожект, выгода от которого выглядит весьма сомнительной. Да и с электрификацией в стране были большие проблемы. В итоге денег никто не дал, а Ипполит занялся разработкой других технологий.
После развала Российской империи в 1918 году Ипполит Романов навсегда уехал в США. Там он и продолжил свои разработки и даже добился патента на ряд их них, например, электрическую монорельсовую дорогу. Известный российский журнал «Автомобилист» в 1914 г. писал:
«Электромобили – весьма интересная разработка, которую нельзя просто так отбрасывать. Важно применить их там, где они докажут свою практическую необходимость и эффективность».
Первые ДТП в Крыму появились с появлением первых автомобилей в 1901 году. Первая «чёртова телега» появилась в Крыму 19 сентября 1901 года, водитель автомобиля венгерский инженер Геза Ковач, он же и совершил первое ДТП, за что был оштрафован на 120 рублей.
Помните, некогда популярную песенку об автомобиле:
Наверно скоро мы ходить разучимся
Уже привычка ездить в нас живёт
Пройти пешком всего два шага мучимся
Сто километров на авто не в счёт.
Автомобили, автомобили
Буквально всё заполонили.
Там, где вековая лежала пыль,
Свой след оставил автомобиль.
На железнодорожном вокзале в Симферополе в начале 20 века работали и извозчики, и первые таксисты, которые с первого взгляда определяли неопытность туриста и толщину его кошелька. Не давая опомниться приезжему, они подхватывали под руки сошедших с поезда туристов, направляя носильщиков багажа к автомобилю или дорогому фаэтону .
Движение по пыльной грунтовой дороге из Симферополя в Евпаторию оживилось в конце 80-х годов 19 века, но для пассажиров этот путь в 63 версты был настоящей пыткой. На 1908-1914 годы приходится расцвет шоссейных дорог в Крыму. Скорость автомобилей на дорогах Крыма не превышала 15 верст в час.
В 1913 году сильно возросла интенсивность движения по шоссе Евпатория-Симферополь, за одни сутки по дороге проходило до 40 автомобилей и около 500 гружёных подвод. В 1914 году шоссе Евпатория-Симферополь было засыпано гравием. Такси в Евпатории, как и телеги, громыхали по булыжным мостовым города, создавая невероятный шум.
В путеводителе за 1914 год сообщается, что закрытые 20-местные автобусы, работающие как Такси Симферополь Евпатория , за 5 руб. 10 коп. доставит пассажиров на курорт в Евпаторию за 3-4,5 часа. Очень часто автобусы ломались в пути, пассажирам приходилось искать ночлег в придорожных сёлах за 20-30 копеек с человека .
В тех же путеводителях по Крыму туристы искали сведения и о развлечения на курортах, и о достопримечательностях достойных внимания путешественников.
Как и на любом морском курорте, большой популярностью у туристов Крыма пользовались морские путешествия на парусниках, лодках, пароходах. Морские прогулки давали туристам возможность со стороны моря осмотреть восхитительную панораму береговой линии крымского полуострова или же отправиться с экскурсией в другие приморские города Крыма. Ежедневно из Евпатории в Севастополь и Одессу отправлялись пассажирские пароходы.
Очень большой популярностью у туристов пользовались поездки в известные сегодня памятные места — монастыри Севастополя, Херсонес, крымские водопады. Во многих курортных городах Крыма, в том числе и в Евпатории, где можно было легко проиграть 25-50 рублей в азартные игры. Внимательно рассмотрев эти билеты, можно прийти к выводу, что №0041 свидетельствует о количестве посетителей (11), купивших в казино Евпатории билет за 50 рублей.
Цены на жильё в частных гостиницах в Ялте, Евпатории, Феодосии, Алуште и других городах и посёлках уже в 19 веке были очень высоки. Можно было снять комнату в частном доме за 50 рублей в месяц— эта цена за комнату на крымском курорте, примерно, равнялось месячному жалованию учителя.
В первом ялтинском «санатории» для легочных больных номер с полным пансионом стоил туристу от 110 до 150 рублей в месяц. За врачебное наблюдение и лечебные курсы физиотерапии, грязевые процедуры, массаж для мужчин и женщин надо было доплачивать отдельно. В начале 20 века цены на лечение и проживание в пансионах и гостиницах Евпатории были примерно такими же, как в Ялте.
Очень интересные исторические факты Евпатории и вообще курортных мест в Крыму!
Спасибо, Натали! Мы любим Крым и нашу древнюю Евпаторию! Мы очень хотим, чтобы и Вы полюбили её!