В древности Херсонес часто становился местом ссылки врагов Римской империи. В майские иды 655 года в годы правления Константа II (641—668 г.г.) в Таврику был сослан обличитель ереси монофелитства 74-й Римский папа Мартин I Исповедник. Измученного длительным путешествием и предыдущими испытаниями епископа-старика в Херсонесе морили голодом. Из письменных источников известно, что в ссылке в Херсонесе Святой Мартин умер 16 сентября 655 г. , и был погребён в «прекрасном доме Девы Марии, именуемой Влахернской». Позднее мощи папы Мартина I вывезли в Рим, где они покоятся и поныне, но память о святом Мартине Исповеднике ещё долго чтили в Херсонесе.
Синод Русской православной церкви включил в поминальный список святых (церковный месяцеслов) тех, кто был канонизирован до 1054 года, когда произошла Великая схизма —разделение Церкви на западную и восточную. В церковный месяцеслов Русской православной церкви внесён День памяти Святого Мартина 27 апреля, вспоминают святого Мартина и 28 декабря – Собор Крымских святых.
Загородный некрополь в Карантинной балке Севастополя был местом паломничества начиная с VII века и на протяжении многих столетий. Со всего мира храм и некрополь съезжались паломники для поклонения месту захоронения Папы Римского, святого Мартина I Исповедника. Современники писали, что «и Север, и Юг, и Восток, и Запад — все стекаются к гробнице великого мужа и получают исцеление».
Считается, что именно на этом месте крестилась дружина князя Владимира. «Именно над мощами святого Мартина Исповедника, принявшего мученическую кончину в 655 году, и нетленными останками херсонесских христиан, положенными в подземные храмовые крипты ранее VII века, крестилась дружина князя Владимира, частично состоявшая из варягов. Таким образом, очевидно великое духовное значение святого Мартина, папы Римского, и корсунского Влахернского храма в укоренении «буйных латинов-варягов» на благодатной почве истинной Православной Веры, принятой в 988 году Русью от Греческой Церкви», — пишут на сайте Севастопольского благочиния.
С самого начала нашей эры в Карантинной балке существовало загородное кладбище Херсонеса. Первые захоронения в некрополе были сделаны в I веке н.э., многим склепам более 2 тысяч лет, их можно увидеть и сейчас.
Археологи Фредерик Дюбуа де Монпере (1843) и Павел Беккер (1856) на своих картах указали на некрополь к югу от городских стен, состоящий в основном из склепов. На территории Херсонесского некрополя, в 500 метрах к югу от оборонительной стены Херсонеса, находится разрушенный Храм Богородицы Влахернской.
Руины крестообразного храма Святой Девы Марии, построенного в V веке, и есть этот прекрасный дом Богородицы Влахернской. Это не просто церковь. Она выстроена над мощами знаменитых на весь христианский мир святых.
Древний храм Богородицы Влахернской в Карантинной балке Севастополя нашли во время археологических раскопок ещё до революции 1917 года, тогда же в царской России было принято решение о реконструкции уникального храма. Сделали деревянную крышу, и в храме периодически совершались богослужения. Храм Богородицы Влахернской выполнен в крестовидной форме без апсиды с алтарем в центре храма. Испокон веков это место посещалось местными жителями и считалось святым, а в начале 20 века храм опекала императорская семья Романовых.
Храм Богородицы Влахернской, фото 1912 года
«Это был загородный храм при городском кладбище Херсонеса, позже на месте храма был монастырь, судя по хозяйственной деятельности, предполагается, что женский. На кладбище покоятся останки троих херсонесских священномучеников и Мартина Исповедника в склепах с христианской символикой и росписями, сохранившимися до нашего времени. Сейчас храм и некрополь в запустении, часть из них просто закрыты для посещения.»
Цветная мозаика из храма Святой Девы Марии была перенесена в музей Херсонеса, от самого храма Богородицы Влахернской остались стены, которые стоят до сих пор. Сейчас храм находится на охраняемой территории Херсонесского заповедника.
Заведующая отделом средневековой истории «Херсонеса Таврического» Татьяна Яшаева рассказывает:
«В древности здесь был загородный некрополь, который называли «кладбище святых». Об этом было хорошо известно не только жителям Херсонеса, но и далеко за его пределами. Это место прославилось тем, что в склепе под храмом в 655 году был погребён один из столпов православия — Папа Мартин I. Он был борцом с монофелизмом» (монофелизм — попытка под видом религиозного благоговения осуществить политическую акцию).
Один раз в год, в день памяти святого Мартина, проводим на месте его захоронения богослужения», — рассказал Отец Стефан, отметив, что раньше сюда съезжались со всего мира для того, чтобы поклониться месту захоронения святого Мартина Исповедника, а сейчас многие севастопольцы даже не знают о нём.
Один из севастопольских диггеров Дмитрий Гальцев рассказал, что находится под храмом сейчас.
«Мы осмотрели весь храм сверху и увидели в полу что-то вроде колодца, на дне которого, среди кучи мусора в боковой стенке виднелся проход. Мы туда спустились, пролезли по сводчатому тоннелю высотой около метра и наткнулись на развилку.
Правое ответвление уходило под воду, а левое вело вверх. Мы выбрали левое. Протиснувшись в расщелину, мы обнаружили что-то вроде небольшой усыпальницы или склепа. Судя по всему, под полом церкви, ровно под алтарем, хоронили кого-то очень почитаемого. Дальше начали искать информацию и выяснили, что здесь был захоронен Папа Римский Мартин I».
Уникальному памятнику раннехристианского периода храму Святой Девы Марии необходима реставрация.
О письмах Святого Мартина Исповедника из Херсонеса