Святки – Святые вечера.

святки-----

 

Большой и шумный праздник СВЯТКИ длится 12 дней, начинаясь в Рождественский сочельник (6 января) и завершаясь в день Крещенья (19 января).

Основными праздниками Святок является Рождество ХристовоСтарый Новый год в ночь с 13 на 14 января — Васильев вечер и Крещение Господне — 19 января.

При этом дни с 7 по 14 января назывались Святыми вечерами, а с 14 по 19 января – «страшными вечерами», в этот день берегли амбары и скотину от нечистой силы.

На Святки на Руси справлялись свадьбы, днём устраивали весёлые народные гуляния, катания на санях.

Со Святок в деревнях начинали готовиться к весне – перебирали семена, чинили инвентарь, телегу. Рождественские торжества совпадают со временем зимнего солнцестояния. Поворот солнца к лету означал приближение весны. В дохристианские, языческие времена древние славяне в период зимнего солнцестояния исполняли религиозно мистические обряды, связанные с культом природы, в которых было много заклинаний и гаданий. Без этих обрядов нельзя было надеяться на хороший урожай, приплод скота и птицы.

святки-

Язычество ушло, обряды остались и вплелись в христианство. Не смотря на то, что христианская религия осуждает ворожбу и гадания, эта привычка, как и тысячу лет назад остаётся живой в народе. Люди продолжают гадать на Святках и желают знать, что будет завтра. В книге «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия», изданной в 1880 году, собраны интереснейшие свидетельства и предания старины глубокой.

Святочные гадания.

Одной из ярких особенностей Святок являлись разного рода гадания. Гадать можно в любой день Святок, но самыми «верными» считаются гадания в рождественский и крещенский Сочельник, и в канун Васильева дня (под Старый Новый год в ночь с 13 на 14 января). В каждой крестьянской семье или всей общиной накануне главных святочных праздников совершались гадания об урожае, но самыми главными среди всех святочных гаданий были девичьи.

Повсеместно девушки гадали на литье воска от свечки, выливая воск в воду, и рассматривая получившуюся форму, толковали суть ответа по силуэту. На ворожбу с помощью литья были похожими гадания с выпусканием в стакан с теплой водой яйца, белка или желтка, с сжиганием скомканной бумаги и рассматриванием теней при этом.

О судьбе гадали по вытаскиванию «жребия». Девушка складывала в горшок женский головной убор, кусочек хлеба и кусок дерева, а затем, закрыв глаза, вытаскивала свою «судьбу» в новом году — замужество, продолжение девичества или смерть.

Очень часто крестьянские девушки гадали с «жировкой» (четырехугольной доской), только гадали здесь не одна, а четыре девушки. На уголки жировки клали хлеб, уголь, печину (кусочек глины от печи) и кольцо; покрывали все скатертью и пели: «Уж я жировку хороню ко святому вечеру, к святому васильевскому. Жировка маленька, окошка велики, косящатые, решещатые, не могла блоха скочить, коза скочила, рога увезила, хвост заломила. Вы берите свой уголок!» Скатерть открывали и смотрели, кому что попалось: хлеб – богато жить, уголь – к смерти, печина – жить в печали, кольцо – к замужеству.

Самое большое количество способов гаданий связано с вопросом – выйдет ли девушка замуж в этом году? Девушка стучала ложкой в окно чужого дома: если отзовется голос мужчины – выйдет замуж, голос женщины – «дома сидеть».

Гадали и на подворотне. Во время крещенской обедни гадающая девушка раскрывала передние и задние ворота, накрывалась скатертью, садилась на подворотню передних ворот и ждала. Если через двор проедет поезд с бубенцами и колокольчиками – к замужеству, если же ничего не будет слышно – остаться ей в девках в этом году.

Популярными были на счете зерна. Считали зерна до и после того, как давали его клевать курице. Считали и соломинки из взятой в сарае горсти соломы или чего‑либо другого. В первом и втором случае парный остаток зёрен (соломинок) предвещал замужество.

Гадая о том, кто раньше выйдет замуж, девушки бросали каждая свою лепешку собаке или подпускали петуха к горсткам зерна, в колечке той или иной гадающей. Девушки смотрели чью лепешку сначала съест собака или чью горсточку зерна выберет и станет клевать петух, та первой выйдет замуж. С этой же целью девушки брали огарки первых зажженных утром лучин, шли с ними к проруби и опускали в воду подожженные лучины; возвратясь домой, снова старались их зажечь: та девушка, которой это удавалось сделать быстрее всех, должна была раньше других выйти замуж.

Девушка, отправлялась к амбару, говорила: «Суженый‑ряженый, приходи рожь мерить!» Потом она прислушивалась к звукам внутри амбара: если послышится, что там пересыпают зерно, то девушка выйдет замуж за богатого, если же почудится, что метут пол веником – быть ей за бедным.

Самые опасные из всех святочных гаданий – «страшные» гадания, во время которых нечистая сила могла утащить гадающую девушку на «тот свет». По языческим поверьям, во время обряда девушка могла точно увидеть образ конкретного человека, своего жениха, которым оборачивалась нечистая сила.

Для «страшных» гаданий выбирали места, где жила или могла появляться нечисть: баня, овин, перекресток дорог, прорубь на реке, церковная паперть, даже около кладбища. Такое гадание могло совершаться и в доме, но при этом не должно было быть никого, кроме гадающего.

В групповых гаданиях у проруби или на перекрестке дорог девушек сопровождала пожилая знающая женщина, которая объясняла, что нужно делать. Во время обряда гадания она должна была вызвать нечистую силу: «Отступитесь, ангелы! Приступитесь, дьяволы!» или «Собирайтесь, все черти, большие и маленькие, из всех озер и болот и расскажите, как год проживет (имя)».

Одно из «страшных» языческих гаданий было основано на ощущениях. Девушка гадала в бане или около овина, обращаясь соответственно к баннику или овиннику — нечистым духам, хозяевам этих строений. Если девушку по лицу или руке погладят голой рукой, быть ей замужем за бедняком; мохнатой рукой тронут – за богатого выйдет; а если никто не тронет – «сидеть в девках» ещё год.

Самые «страшные», но одновременно и самые точные языческие гадания были основаны на высматривании жениха в зеркале, в воде колодца или проруби. Гадающая девушка покрывалась скатертью и заглядывала в воду, которая символизировала границу между потусторонним и нашим миром, оттуда должен появится образ её будущего мужа. Девушка рисковала своей жизнью, так как находилась в пределах «того света», и могла не вернуться назад .

Самым распространенным гаданием с зеркалом был обряд приглашения суженого на ужин в бане или нежилой комнате. Девушка готовила два прибора — тарелки, ложки, чашки, ножи и вилки никогда не брали, так как в этом случае нечистый зарежет или заколет гадающую. Ставила свечи и, глядя в зеркало на отражение окна за левым плечом, приглашала жениха отужинать.

В некоторых языческих традициях ставили два зеркала – одно напротив другого, и смотрели в образующийся с помощью зеркал коридор, откуда должен был возникнуть образ суженого. Особенностью всех гаданий, до полуночи, с высматриванием в зеркале жениха является то, что лицо его может показаться, если это незнакомый человек; если же женихом станет уже знакомый человек, то можно увидеть только его затылок. Девушка распускала волосы, расстегивала пуговицы, оставшись одна в комнате, ставила одно зеркало на стол, впереди себя, второе зеркало – позади себя. Затем ставила две зажжённые свечи на стол возле зеркала и загадывала на суженого, глядя в зеркало на столе. Ровно в полночь суженый показывался в зеркале. Как только девушка рассмотрит его, она должна отвернуть от себя зеркало и три раза сказать «Аминь». Иначе девушка может пострадать или даже умереть.

Из‑за особой опасности «страшных» языческих гаданий их совершали далеко не все, а лишь самые смелые и решительные девушки. Психологически эти гадания, самые напряженные, но и самые яркие и запоминающиеся. Хотя святочные гадания и утратили в сознании современного человека своё первоначальное магическое значение языческого обряда, но они до сих пор остаются одним из захватывающих развлечений в период Святок.

You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply

spam protection *

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org