Древнее придание гласит о чуде явления иконы Святого Гергия в 890 году. Херсонесские рыбаки во время жестокого шторма потерпели кораблекрушение у берегов мыса Фиолент, древние греки называли мыс Парфением или мыс Девы. Отчаявшись спастись в бушующем море, рыбаки стали взывать к святому великомученику Георгию Победоносцу. Услышав их мольбы о помощи, святой Георгий явился рыбакам на скале, стоявшей среди бушующего моря, и буря тотчас утихла. Спасенные рыбаки причалили к скале, явившей им чудесное видение, и нашли там среди скал икону святого Георгия. Святую реликвию вынесли на берег, а на следующий день вырубили в скале небольшой храм, и поместили в нём чудом обретённую икону святого Георгия.
Несколько спасённых рыбаков остались жить при скальном храме святого Георгия, как пустынники. Так появилась знаменитая обитель на скале Святого Явления, где херсонесским рыбакам явился Георгий Победоносец. На скале Святого Явления установили большой крест, который и поныне виден и с моря, и с берега.
Пещерный храм Рождества Христова
Георгиевский монастырь, стоявший на самом краю херсонеских земель, в 12 км от Балаклавы, построен на месте древней пещерной церкви, которая, по словам братии, существовала ещё со времен апостольских.
По мнению некоторых исследователей, время строительства пещерного храма Георгиевского монастыря относится ко II веку нашей эры. При реставрации пещерного храма в полу был обнаружен высеченный в скале винтовой ход, засыпанный камнями. Очистка хода, по словам иноков, была произведена на глубину 8 сажень (17 метров), после чего раскопки хода прекратили, и заделали, так и не добравшись до конца.
Во время её раскопок пещерного храма было найдено 75 древних серебряных монет неизвестного происхождения и времени. 10 монет настоятель монастыря отец Никандр (Чуватин) отправил в Таврическую епархию, откуда половина монет попала в Таврическую Архивную комиссию, а другая — в один из музеев Санкт-Петербурга.
В XIV-XV веках Георгиевский монастырь оказался на территории генуэзкого консульства Чембало, но остался православным монастырём. С 1304 года он находился в подчинении Готских митрополитов — правящих архиереев княжества Феодоро.
В 1475 году, после захвата Крыма турками, монастырская обитель святого Георгия перешла в подчинение Константинопольского патриархата.
Существовал монастырь святого Георгия и во времена турецкого владычества, о нём упоминает польский дипломат Мартин Броневский, посетивший эти места в 1578 году. С конца XVI века монастырская обитель святого Георгия перешла в подчинение Российской Империи.
В 1794 году обитель перешла в ведение Священного Синода Русской православной церкви. В 1778 году, когда происходило переселение крымских греков в Приазовье, большинство монахов обители святого Георгия ушли вместе с соотечественниками, а драгоценный монастырский архив был вывезен в Константинополь. Жизнь в монастыре святого Георгия не затихла и тогда – почти 100 лет прожил там единственный оставшийся монах – старец Калинник.
С 1806 года в монастыре жили уже русские монахи, а с 1813 года монастырь святого Георгия стал именоваться флотским – иноки монастыря служили на кораблях и в частях Черноморского флота, в военных гарнизонах Кавказа.
Многие из монахов обители святого Георгия прославились в сражениях Крымской войны, демонстрируя стойкость и мужество в самых опасных ситуациях.
С 1809 до начала военных действий в Крыму в1854 году во время Крымской войны, монастырь святого Георгия активно строился и превратился в крупную обустроенную обитель.
В 1891 года в обители монастыря Святого Георгия установили часовню в честь 1000-летия монастыря и 14 сентября 1891 года в Свято-Георгиевском монастыре состоялось торжественное богослужение, которое возглавил епископ Симферопольский и Таврический Мартиниан. В 1893 году престол пещерного храма был освящён во имя Рождества Христова.
Сегодня большая часть монастырского комплекса находится на территории воинской части Черноморского флота России. Церкви святого Георгия передана нижняя часть монастырского комплекса, спускающаяся к морю. За пределами современного монастыря остались монастырское кладбище, в том числе могилы знаменитых митрополитов Хрисанфа Новопатрского и Агафангела Типальдо – настоятелей монастыря конца XVIII – начала XIX в., монастырская колокольня, храм святого Воздвижения.
До наших дней сохранилась средневековая пещерная церковь Рождества Христова, состоящая из двух пещер – нижней и верхней, которые освящены и в них проводятся богослужения.
В 2008 году был заново отстроен наземный храм Святого Георгия, построенный в 1809-1814 гг. в стиле русского классицизма, и снесённый в годы Советской власти. Новый храм Святого Георгия принимает большое количество прихожан.
Чудотворная икона святого Георгия, обретенная по легенде спасенными моряками, не затерялась в веках. В 1778 г. уезжавшие в Приазовье монахи забрали её с собой – она хранилась в соборе города Мариуполя. Теперь же эта реликвия находится в Киеве – в музее изобразительного искусства.
На территории монастыря находится источник святого Георгия. Вниз от источника идет к морю самая длинная в Крыму лестница, построенная в 1891 году, и состоящая из 891 ступенек. По пути к морю находятся развалины загородного домика легендарного адмирала Лазарева Михаила Петровича (1788 — 1851). Спустившись по лестнице вы попадете на Яшмовый и Адмиральские пляжи. Подниматься наверх – довольно неблагодарное и тяжелое занятие. К счастью, в наши дни к пляжам ходят рейсовые катера, которые доставят вас в Балаклаву.
В XIX веке монастырь Святого Георгия многократно посещали и русские цари: Александр I (в 1818 и 1825 годах), Николай I (1837), Александр II (1861), Александр III (1893), Николай II (1898). Георгиевский монастырь в XIX веке посетили Александр Грибоедов (1825), Иван Айвазовский (1846), Александр Островский (1860), Иван Бунин (1889), Антон Чехов (1898)…
В 1820 году монастырь Святого Георгия воспел А.С. Пушкин, гостивший здесь с другом Раевским. «Георгиевский монастырь и его крутая лестница к морю оставили во мне сильное впечатление» (А.С. Пушкин).
Писал поэт и о языческом храме богини Дианы, развалины которого он ещё застал. «Тут же видел я и баснословные развалины храма Дианы». Эта тема настолько взволновала Александра Сергеевича, что в своем послании «Чаадаеву» он писал:
К чему холодные сомненья?
Я верю: здесь был грозный храм,
Где крови жаждущим богам
Дымились жертвоприношенья. .. О пребывании А.С. Пушкина свидетельствует выстроенная беседка рядом с монастырём .