Святые апостолы Пётр и Павел

petrpavel

   12 июля Церковь празднует Память первоверховных апостолов Петра и Павла. Подошел к концу Петровский пост, который готовил христиан к этому дню. Зачастую в Церкви праздниками становятся события, которые   в мирском понимании скорее трагичны, а не радостны (например, усекновение главы Иоанна Предтечи). Вот и сегодня тот   день, когда, по преданию, главные христианские апостолы, «учителя среди учителей», Петр и Павел были казнены в Риме.

Пётр и Павел – два столпа веры – два   диаметрально противоположных характера: вдохновенный простец и неистовый оратор – приходят к единому окончанию своего земного пути.

Пётр первоначально назывался Симоном, имя Кифа (по-арамейски «камень,  по-гречески — «петрос» — «скала, камень»), было дано ему самим Христом.

Симон (Пётр) был старшим братом апостола Андрея Первозванного.  Пётр, как и его брат Андрей, был простым рыбаком в отдалённой палестинской провинции Галилея. 

Однажды Господь вошёл в лодку Симона, чтобы проповедовать людям, которые собрались на берегу. Окончив проповедь, Иисус велел братьям Симону и Андрею отплыть подальше и забросить сети. Рыбаки повиновались, и их улов был так велик, что сети стали рваться, хотя за ночь до этого они не смогли выудить ни одной рыбы.

Тогда Симон упал перед Иисусом на колени и воскликнул: «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный!» (Лк. 5: 8). Но Иисус поднял его с колен и сказал: «Не бойся, отныне будешь ловить человеков» (Лк. 5: 10). Тогда Пётр оставил лодку, сети и семью и последовал за Иисусом.

Христос дал Симону новое имя — Кифа, по-арамейски «камень» (по-гречески  «Пéтрос»). Этого имени первый ученик Христа был удостоен за твёрдость веры, которую можно было сравнить с нерушимой скалой. Пётр единственный из апостолов отважился пойти за Христом по воде.

Не отягощенный образованием и особой учёностью Пётр был очень простым и искренним человеком, его образ мышления очень живой, характер горячий. Для него была характерна плавенная речь, побуждающая к немедленным действиям.

Пётр становится участником многих событий, описанных в Евангелии. Апостол Пётр вместе с Иоанном и Иаковом были свидетелями Преображения Христа на горе Фавор и через некоторое время – его страданий в Гефсиманском саду, где разгорячившись, Пётр отсёк ухо одному из стражников, пришедших схватить Христа. Пётр искренне уверял Христа, что никогда не отречётся от Него.

Однако и Петру суждено было испытать отречение от Господа. Накануне распятия Христа Пётр обещал учителю, что не оставит его даже под страхом смерти. Но Иисус ответил: «В эту ночь, прежде нежели пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня».

После ареста Иисуса Пётр следовал за учителем ко двору первосвященника. Там его узнали и начали расспрашивать, он ли был с Иисусом. Пётр трижды отрёкся от Христа, сказав, что он не его ученик. Когда раздался петушиный крик, Пётр вспомнил слова Господа, осознал совершённое и горько раскаялся.

Петра называют Апостолом надежды христианской, ему вручил Господь ключи от Рая. Пётр находит в себе силу признать своё предательство и сокрушенно плакать о своей слабости.

После Воскресения Христа апостолы Пётр и Андрей Первозванный вернулись в Галилею и снова стали рыбачить, пока однажды у берега не появился Иисус. Узнав учителя, Пётр бросился к нему вплавь вперёд лодки.

Именно в эту встречу Господь призвал Петра стать апостолом и предсказал ему мученическую смерть. И после покаяния Петра Господь трижды утверждает его в апостольском звании словами – «паси овец моих».

Апостол Пётр первый содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день пятидесятницы и обратив 3000 душ ко Христу. Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере христианской ещё 5000 иудеев. Духовная сила, исходившая от апостола Петра была настолько сильна, что даже тень его, осеняя лежащих на улице больных, исцеляла их (Деян. 5, 15). 

Внук Ирода Великого, Ирод Агриппа Первый, в 42 году после Р. X. воздвиг гонение против христиан. Он умертвил апостола Иоакова Заведеева и заключил апостола Петра в темницу. Христиане, предвидя казнь апостола Петра, горячо за него молились. Ночью случилось чудо: в темницу к Петру сошёл Ангел Божий, оковы спали с Петра, и он беспрепятственно ушёл из темницы, никем не замеченный. После этого чудесного освобождения книга Деяний упоминает о нём только ещё раз при рассказе об Апостольком соборе.

По преданию, вдохновившему Генриха Сенкевича на написание целого романа «Камо грядеши». В I веке н. э. император Нерон начал гонения на христиан. Ученики апостола Петра боялись, что его подвергнут в Риме тяжелейшим пыткам и казням, и, чтобы не лишиться пастыря, уговорили его спастись бегством. Но, покидая Рим, на дороге Пётр увидел идущего к нему навстречу Христа.

«Дорожный посох Петра, выскользнув из его руки, упал наземь, глаза были устремлены вперед, на лице изображались изумление, радость, восторг. Внезапно он бросился на колени, простирая руки, и из уст его вырвался возглас: – Христос! Христос!

И он приник головою к земле, будто целовал чьи-то ноги. Наступило долгое молчанье, потом в тишине послышался прерываемый рыданьями голос старика:

– Quo vadis, Domine?* * Куда идешь, Господи? (Лат.)

До ушей Петра донесся грустный, ласковый голос:

Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое распятие.

Апостол лежал на земле, лицом в пыли, недвижим и нем. Назарий испугался, что он в обмороке или умер, но вот наконец Пётр встал, дрожащими руками поднял страннический посох и, ни слова не говоря, повернул к семи холмам вечного города.  Видя это, юноша повторил как эхо:

– Quo vadis, Domine?

– В Рим, – тихо отвечал апостол.».

(Г Сенкевич «Камо грядеши?»)

Апостол ПавелАпостол Павел

Апостол Павел до принятия христианства носил еврейское имя Савл, что значит «выпрошенный», «вымоленный». Второе имя Паулус, то есть «малый» — римского происхождения. По мнению историков, оно было дано ещё при рождении, но только после обращения в христианство он стал называться Павлом вместо прежнего Савл.

Савл был родом из знатной греческой семьи в городе Тарсе, столице провинции Киликии. Молодой Савл, как и его отец, был «книжник и фарисей», после окончания своего воспитания и образования он проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителей веры Христовой.  Фарисеи чтили Ветхий Завет и стремились в точности исполнить все его требования. Вот почему Савл поначалу воспринял  христианство как ересь и отправился преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске.

Однако в пути в Дамаск Господь чудесным образом призвал Савла к апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю и услышал голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос Савла: «Кто Ты?» — Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Господь повелел Савлу идти в Дамаск. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели.

Ослепшего Савла под руки привели в Дамаск, и на третий день крещён Ананией и стал Павлом, в момент погружения в воду купели он прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого учения. На время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе.

Ярость иудеев, возмущенных обращением Савла ко Христу, заставила его бежать в Иерусалим, где он присоединился к обществу верующих христиан и познакомился с апостолами.

Энрике Симоне, «Усекновение главы св. Павла». 1887 год.

Энрике Симоне, «Усекновение главы св. Павла». 1887 год.

Обращение Павла состоялось, когда ему исполнилось 30 лет, и еще 30 лет жизни он посвятил апостольскому служению. Пережив личную встречу со Христом, Павел свидетельствует о нём перед народами. Около 43 года Варнава вызвал Павла для проповеди в Антиохию, и потом путешествовал вместе с ним в Иерусалим. Павел совершил несколько миссионерских путешествий и проповедовал в Аравии, Сирии, Палестине, на Кипре, в Антиохии, в Афинах и многих других городах. Всюду творит чудеса и… терпит гонения. Из-за покушения эллинистов убить его, Павел отправился в свой родной город Тарс. Он основал множество поместных Церквей, к ним он и обращает свои знаменитые послания.

 Апостолы Пётр и Павел встречались на Иерусалимском соборе в 51 году.

Святого апостола Павла также сначала приговорили к распятию, но, узнав, что он римский гражданин, отсекли голову.

00-пётр-Павел

  Почему апостолов Петра и Павла почитают в один день?

Согласно церковному преданию, святые апостолы Пётр и Павел приняли мученическую смерть в Риме около 67 года в один день — 12 июля (29 июня по старому стилю). Эта дата указана в дошедших до нас древних календарях: Римском, Карфагенском, в мартирологе блаженного Иеронима, в сакраментарии* папы Григория Великого.

Апостол Павел, как и апостол Пётр, много потрудился в распространении Христовой веры, когда Христианская церковь была единой, и справедливо почитается вместе с ним «столпом» Церкви Христовой и первоверховным апостолом.

Они оба мученически скончались в Риме при императоре Нероне, и их память начали праздновать в один день уже в первые века христианства.

Главная особенность православных праздников в том, что в каждом дне заложен свой особый смысл, который помогает понять, что именно человек должен сделать в своей жизни, чтобы та пустота, которая находится в душе каждого, заполнилась не тьмой, отчаянием и унынием, а Богом.

——————————  ***

*Сакраментарий (лат. Sacramentum — таинство) — в Западной церкви раннего Средневековья собрание текстов, которые произносились во время литургической службы.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org