Сходства археологических культур Крыма и Северного Кавказа.

Майкопская археологическая культура, относящаяся к эпохе раннего бронзового века (3500—2000 до н. э.), имеет большое сходство с Кеми-Обинской культурой, представляющей культуры крымских и степных племён, что обусловлено их общим происхождением, их соседством на территории Причерноморья и одновременностью существования во времени. Учёные отмечают и антропологическое сходство лиц представителей обеих археологических культур.

В захоронениях киммерийцев и майкопцев, археологи находят образцы самой первой металлоносной культуры на Кавказе, относящейся к концу 3-го тысячелетия до н. э.

Племенам Кеми-обинской и Майкопской культуры было известно искусство добычи и обработки металлов, бронзы, серебра, меди, золота. Им был известен и гончарный круг, на котором они изготовляли глиняную посуду.

И в Кеми-обинской, и в Майкопской археологических культурах обнаружен одинаковый тип захоронений в курганах, окружённых кромлехами, во многом схожи и украшения (звериный стиль). Если представители Майкопской культуры хотели отметить значимость умершего, они, как и кеми-обинцы, устанавливали на вершине кургана каменную антропоморфную стелу (скифская баба) или вертикальный камень — менгир.

В Крыму и на Кавказе в курганах найдены посмертные дары — оружие, украшения, посуду, одежду, а также делали жертвоприношения людей и животных. И в Кеми-обинской и Майкопской археологических культурах было развито скотоводство, разведение овец и крупного рогатого скота (коров, быков), пасли на горных склонах Крыма и предгорьях Кавказа, причём, в раннее время в Майкопской культуре преобладало свиноводство. Встречаются и не значительные останки лошадей.

Племена Кеми-обинской и Майкопской культуры занимались земледелием, о чём свидетельствуют находки мотыги, кремневых вкладышей для серпов, которые вставляли в деревянную или костяную основу серпа, каменных зернотерок.

Носители Майкопской культуры, были солнцепоклонниками, так же, как и племена Кеми-Обинской археологической культуры среднего неолита, существовавшей на территории Нижнего Поднепровья, Приазовья и в Крыму (близ г. Белогорска) в 3 тысячелетии до н. э.

Майкопская культура получила свое название от известного своими сокровищами Майкопского кургана — археологического памятника, относящегося к эпохе раннего бронзового века (3500—2000 до н. э.).

Майкопский курган, был найден в 1897 г. на восточной окраине Майкопа и исследован известным русским археологом Н.И.Веселовским.

Высота кургана 11 метров, диаметром около 100 метров. Вокруг кургана был установлен каменный круг — Кромлех или Храм Солнца. Каменный круг состоял из нескольких вертикально поставленных камней – менгиров, образующих концентрическую окружность — круг Солнца.

В курганных захоронениях кеми-обинской культуры стены ямы тщательно выкладывались хорошо обработанными и подогнанными друг к другу каменными плитами, или деревом, такое же построение и в Майкопском захоронении. Стенки могильной ямы Майкопского кургана были обшиты деревом, и бревенчатый в два наката потолок  поддерживался столбами, стоявшими по углам. Дно могильной ямы было выложено речным булыжником, посыпанным красной краской (суриком).

В Майкопском кургане по скифскому обряду захоронен племенной вождь и две женщины. Тела  их густо засыпаны ярко-красным суриком, лежат они, в согнутом положении, на правом боку, голова направлена на юг, лицо на восток. Солнцепоклонники верили, что жизнь человека – это круг, умерший должен и после смерти лежать также, как в утробе матери.

Останки вождя покоятся под  балдахином, расшитым золотыми бляшками в виде 38 колец, фигурками 19 быков и 68 львов. Балдахин закреплён на 4 серебряных шестах, на которые надеты литые золотые и серебряные фигурки быков. Среди золотых украшений в Майкопском кургане найдена золотая царская диадема, золотые, бирюзовые и сердоликовые бусины, разной величины. Царская тиара, в виде высокой остроконечной шапки, украшена подвесками из золотых бляшек, бирюзы и ляпис-лазури, найдены украшения из серебра, а также два золотых и четырнадцать серебряных сосудов.

На одном из сосудов изображён горный пейзаж, напоминающий  Кавказский хребет и вереница зверей. Между высоких горы с двуглавыми вершинами изображены два дерева и стоящий на задних лапах медведь. В горах берут начало две реки, изображенные ломаными линиями, они сливаются в небольшое озеро на дне сосуда. Устья рек изображены на разных сторонах сосуда, под ручками  для подвешивания. В устье реки изображена плавающая птица и летящая надо львом птица. Весь сосуд заполнен в два ряда изображениями животных. В первом ряду симметрично изображены лошадь, лев и два быка, в нижнем ряду изображены горный козёл, львица, дикий кабан и баран. Возможно, этот сосуд имел ритуальное назначение, изображённые на нём культовые животные символизировали силы божественной природы — землю, воду, горы и небо.

На фризе серебряного сосуда изображены 5 животных, идущих друг за другом — два козерога, два барса, бык и три птицы. Туловище отделяется от горло сосуда украшено гравированной ломаной линией реки, схожей с изображением реки на первом сосуде. На дне сосуда гравировка в виде большой розеткой.

В кургане найдено множество медных предметов — шилья, кинжал, кирки, топоры, долота. Предметы из Майкопского кургана представлены в экспозиции «Золото Кубани» в Государственном Эрмитаже, в Санкт-Петербурге.

По сказанию Геродота, произведениям Страбона, Плиния и других древнегреческих и римских историков, греки колонизаторы вели не замкнутый образ жизни, а входили в очень близкие отношения с местными жителями, смешивались с ними и передавали им свои нравы и обычаи, верования, язык, знания и искусства, вообще свою культуру. Это подтверждается и археологическими раскопками, произведенными в разное время по Дону, берегам Азовского и Чёрного морей, по Кубани, а в особенности на Таманском полуострове.

При раскопках древних могил, поражают обилием предметы культа Деметры, богини плодородия (Цереры, сестры Зевса, матери — земли) и бога Пана, покровителя лесов, стад и дичи.
Из народов этих побережий того времени более многочисленные и сильные известны Скифы (Скиөы), Савроматы и Геты, или Готы, ставшие грозой для соседних народов с половины III в. по Р. X.

По Овидию — Скиөы (скифы), Савроматы и Готы говорили одним языком, но на разных наречиях. «Научился говорить и по-готски, и по-сарматски и мог слушать рассказ старика варвара, т, е. скиөа (скифа)», пишет Овидий в своих Понтийских пос. (III, 2, 39 — 40).

Геродот о праславянских племенах.

 

You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply

spam protection *

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org