Тайна Пегаса.

пегас-и-аполлон-дельфин-Иллирии-epidamnos-диррахий-350-300-до-н.э.

Крылатый конь Пегас в древнегреческой мифологии считается небесным конём верховного бога Зевса (др.греч. Ζεύς, род. п. Διός, микен. di-we — «Дий») ведающего всем миром, небом, мечущего громы и молнии. Большие белые крылья позволяют Пегасу летать с быстротой ветра, доставляя Зевсу громы и молнии на Олимп. Для взлёта Пегасу было достаточно сделать несколько шагов по земле. Крылья Пегаса — символ его божественной, небесной природы.

В ночном небе можно увидеть созвездие Пегаса, между Андромедой и созвездием Водолея. Созвездие Пегас появляется на небе с приходом весны, а в Греции — это сезонные грозы, когда сверкают молнии и грохочет гром громовержца Зевса….

пегас

Греческое имя Pegasos означает «весну» и происходит от древнегреческого слова pêgazô — «выпрыгнуть», вдруг появиться».

По другим легендам имя Пегас произошло от источников (pêgai), впадающих в Океана. Пегас поднялся на Олимп к бессмертным богам, и служил громовержцу Зевсу, неся его громы и молнии (II. Теог., 281 и т. Д., Аполлод, ii. 3)

С тех пор Пегас стал символом благословения небес, которое получает тот, кто пройдёт испытания Медузы Горгоны – тьму и хаос.

В греческой мифологии крылатый конь Пегас из свиты бога морей Посейдона, родился из капель крови Медузы Горгоны убитой легендарным героем Персеем (др.-греч. Περσεύς), сыном Зевса и Данаи.

Посейдон (др.-греч. Ποσειδῶν- «трясущий землю») бог морей и океанов, землетрясений и родников считается творцом, отцом или дарителем лошадей в мифологии древней Эллады. Имя Посейдона в мифах упоминается с эпитетом Гиппий (Конный).

Из минойского линейного письма-В  слово «Та-но» = Ta-nо из минойского языка перешло в греческий язык и встречается, например, в имени бога морей Пасейдона , сын Кроноса и Реи, брата Зевса, Аида, Геры, Деметры и Гестии.
На ведическом санскрите Дану — danu — река (родственные слова в рус. яз.: ДОН, ДНепр, ДОНец, ДНестр, Дунай).

Пегас (др.-греч. Πήγασος) в древнегреческой мифологии — это любимец 9 муз, покровительниц искусств, живущих в Беотии на горе Геликон (греч. Ελικώνας) (высота 1749 метров над уровнем моря), неподалеку от Коринфского залива.Скифос. Аполлон и музы.

В роще на горе Геликон, где обитали Музы искусств, возник чистый источник ключевой воды от удара копыт Пегаса. Родник назвали Гиппокрен (Конский ключ). Он считался священным источником «божественного вдохновения» и его охранял сам Аполлон. На горе Геликон был построен храм 9 музам искусства.

К чистым водам этого источника совершали паломничества все те, кто искал вдохновение, служа Гармонии и Красоте, из этого ключевого источника черпали своё вдохновение поэты, художника, музыканты. Пегас стал символом благословения небес, которое получает тот, кто пройдёт испытания Медузы Горгоны – тьму и хаос творческих мук и исканий.

В III веке до н.э. александрийские поэты создали представление о Пегасе как о символе поэтического вдохновения и создателе священного источника вдохновения.

пегас-килих-4-век-до-н.-Э

«Оседлать Пегаса» означает написать вдохновенные стихи или стать поэтом. Не каждый способен оседлать сильного, грациозного, непокорного, крылатого Пегаса, летящего быстрее ветра над океаном, для этого нужна золотая уздечка, означающая чистоту души и свободу героического духа.

Многие герои мифов и легенд пытались приручить  красивого, белоснежного Пегаса. Однако удалось это сделать только Беллерофонту сыну коринфского царя Главка, внуку Сизифа.

В юности Беллерофонт по неосторожности убил гражданина Коринфа Беллера – так он получил имя Беллеро-фонт, что в переводе означает «убийца Беллера».

Беллерофонт бежал из родного города к Пройту — царю города Тиринфа. Жена Пройта Антейя решила отомстить Беллерофонту за то, что он отверг её любовь.

Беллерофонта отправили в Лидию к горам Ликии убить Химеру, которую породили ужасный Тифон и исполинская Ехидна («змееногая богиня скифов» — Апи), родившая от Геракла троих сыновей Агафирса, Гелона и Скифа — родоначальников скифских племён.

Беллерофонт-изловил-крылатого-коня

Пегас играет заметную роль в битве Беллерофона против Химеры (Hes. Theog., 325; Apollod, ii. 3. § 2). Прорицателя Полидус посоветовал Беллерофонт  провести ночь в храме Афины в Коринфе, и, когда Беллерофон спал, богиня Афина явилась к нему во сне, приказала ему принести жертву отцу Посейдону.

Богиня Афина подарила Беллерефонту золотую уздечку и научила его, как поймать непокорного Пегаса. Когда Беллерофон проснулся он обнаружил уздечку, принес жертву своему отцу Посейдону и поймал Пегаса, который пил у колодца Пирине (Pind. Ol. Xiii. 90, и т. Д. С Schol, Strab. Viii., Стр. 379).

воин Беллерефонт смог оседлать Пегаса и победить химеруМогучий воин Беллерефонт смог оседлать Пегаса и с его помощью победить злую Химеру.

После победы над Химерой, он попытался подняться на небеса на крылатом коне Пегасе, но упал на землю от страха, или от головокружения, или Пегас, укушенный мухой, посланной Зевсом, сам сбросил его продолжал свой полёт (Гигин, Поэт, Истрий II, 18)

Персей-держит-голову-Медузы-490-г.-до-н.э.

Миф о Беллерофонт фактически повторяет миф о Персее (др.-греч. Περσεύς), сыне Зевса и Данаи, которому Афина подарила медный зеркальный щит, сделанный Гермесом, и научила его, как победить чудовищное создание со змеями вместо волос, Медузу Гаргону, имеющую дар одним взглядом обращать человека в камень. Глядя в зеркальный щит на отражение спящей Гаргоны (Apollod. II 4,2) Персей смог победить Гаргону и не окаменеть от ужаса.

Древнегреческие мифы демонизируют чуждое грекам божество — «змееногую богиню», мать-прародительницу царских скифов, и  олицетворяющую у восточных славян добрую богиню мать Землю, символами которой всегда были змеи. «Змеевик» был древним и сильным оберегом князя Владимира Мономаха, даже после принятия христианства.

В мифологии древней Греции белые крылатые кони несут солнечную колесницу Феба, солнечного бога гиперборейца Аполлона, Гелиос мчится по небу на огненной четверке коней под сияющим золотым ярмом.

Олицетворения бога  солнца у восточных славян — Сварожича часто упоминаемым названием бога солнца было иноземное имя ХОРС, также: Харc, Хоурс, Хърс, Хръс, Хрос.  «Мы знаем из Риг-Веды, что первоначальной зооморфической формой утреннего или весеннего солнца были конь и конская голова, как символ быстроты, с которою распространяется свет… Представление солнца в виде коня обще многим народам: так, у персов оно представлялось в образе белого, быстро бегущего коня, у скандинавов – в виде светлогривого коня». [Ефименко. О Яриле. 81-82].

гелеос.- кастор и полидевк

Диоскуры, юные сыновья Зевса близнецы Кастор (др.-греч. Κάστωρ, микен. ka-to) и Полидевк (Πολυδεύκης, лат. Поллукс), не смогли справиться с белыми крылатыми конями Солнца. Греки видели Диоскуров в созвездии Близнецов.

Полидевк пребывал на Олимпе и был богом рассвета и утреней звезды, а Кастор — в подземном царстве и считался богом сумерек и вечерней звездой. Диоскуры были покровителями мореплавателей и защитниками воинов в битве.

пегасПоскольку крылатый конь родился у истоков Океана, где царствует его отец — бог Посейдон, древние греки назвали его Пегасом (греч. «бурное течение»).

пегас

Есть и другое толкование имени Пегас — Пегаш, пегашка, пегий – это масть крылатого коня, который рождается пегим, а со временем, он из «гадкого утёнка» превращается в прекрасного белого коня.

Общеславянское Пегий буквально — «с пятнами». Того же корня, что и пёстрый. Пеганый, пестрый, особ. двуцветный; пятнастый, в светлых пятнах по тёмному полю, или наоборот.
Пе́гий др.-русск. пѣгъ, ст.-слав. пѣготивъ λεπρός, пѣгота λέπρα, болг. пе́га «веснушка» (Младенов 416), сербохорв. пjȅга — «веснушка», пjȅгав, пjȅгаст «пятнистый, веснушчатый», словен. pẹ́ga «пятно, веснушка», рẹ́gаv «пятнистый», чеш. píha «веснушка», слвц. реhа, польск. рiеgа — то же, в.-луж. рihа, н.-луж. pěga «веснушка» Родственно др.-инд. piŋktē — «рисует», piŋgas, piŋgalás «рыжеватый, коричневый», piñjaras «рыжеватый, золотисто-жёлтый», лат. pingo, pinхi, pictum, -еrе «рисовать; расшивать, вышивать».  Далее восходит к *роig-, родственному и.-е. *реik̂— (см. писа́ть, расписной).
О масти лошадей Пегий — пятнистый, пестрый, с большими пятнами, крапинами-пежинами жеребец.
Прежде чем стать взрослым белым конём, жеребёнок проходит стадию «пятнистости», поэтому его масть «с пятнами» называют «пегий»

Есть удивительна порода лошадей липицан. Эту породу начали выводить в 1580 году австрийский герцог Карл. Порода лошадей была названа по названию города ЛИПИЦА, расположенного на берегу Адриатического моря, в Словении, где находился конный завод австрийского герцога.

До 1916 года, конезаводом Липица владела династия Габсбургов.

Липицанская порода – это результат более, чем 400 — летней селекции лошадей. Эти лошади обладают не только красотой и благородством, но и редким сочетанием силы, смелости, темперамента и интеллекта.

Эти качества передались липициану от предка  — Карстовой лошади светло – серой масти (пятнистой бело-серой = ПЕГОЙ), малорослой и выносливой, с горделивой осанкой и аллюром с высоким выносом конечностей.

Липицан унаследовал от карстовых лошадей МАСТЬ, сильное телосложение, сообразительность, темперамент, крепкое здоровье, не очень высокий рост (150 – 157 см.), но из-за горделивой осанки, изящного и грациозного аллюра с высоким выносом конечностей, липицианы кажутся выше, чем есть на самом деле.

Рождаются липицаны вороными, гнедыми,  а светло-серыми становятся со временем, по достижении 5-6-летнего возраста. Пегая — серебристо-серая масть – стойко передаётся по наследству всем липицанам. В возрасте 8 месяцев липицаны двигаются очень неуклюже, как «гадкие утята» и только в трёх летнем возрасте появляется присущая им элегантность в движениях и остается навсегда, до преклонного возраста.

Но если вы увидите, как плавно, степенно и неторопливо движется Липицан в леваде — вы никогда не забудете этого зрелища!

Вы не забудете этого стремительного движения грациозной лошади с высоко поднятой головой, красиво изогнутой шеей, раздутыми ноздрями, врождённой способностью легко взмывать над землей в высоком аллюре, с необычайной грацией, летящий над землёй, с естественным чувством ритма, поддерживающий любой темп аллюра без влияния всадника.

Липицан откликается на ласку и доброе слово, послушанием и дружелюбием, но при этом он не теряет своей горделивой осанки и величавости мифического ПЕГАСА.

Пегас
Гляди: вон там, на той скале — Пегас!
Да, это он, сияющий и бурный!
Приветствуй эти горы. День погас,
а ночи нет… Приветствуй час пурпурный.
Над крутизной огромный белый конь,
как лебедь, плещет белыми крылами, —
и вот взвился, и в тучи, над скалами,
плеснул копыт серебряный огонь…
Ударил в них, прожег одну, другую
и в исступленном пурпуре исчез.
Настала ночь. Нет мира, нет небес, —
все — только ночь. Приветствуй ночь нагую.
Вглядись в нее: копыта след крутой
узнай в звезде, упавшей молчаливо.
И Млечный Путь плывет над темнотой
воздушною распущенною гривой.

Владимир  Набоков

 

You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply

spam protection *

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org