Тайны, скрытые в игрушке

01-Скульптуры Богинь 4000-3000 до н.э.Первые глиняные статуэтки, найденные на территории России, относятся ко II тысячелетию до нашей эры. Они представляли собой женское божество — Роженицу, Мать всех богов, защитницу семьи и всего рода, ей поклонялись  и приносили жертвы на домашнем алтаре. Обнаруженные возле озера Байкал многочисленные статуэтки богини-матери, очевидно, изготовлялись в большом количестве. Повторяющиеся черты в изображении богини-матери у разных народов — широкие бедра, большая грудь, крепкие руки символизируют материнство и способность матери выкормить и вынянчить детей. 

ДЕРЕВО ЖИЗНИ 2 свасти-Засеянное поле-символ Земли= Тело, Душа, Дух, СовестьВ глубокой древности на глиняные изваяния древнеславянской Богини-матери наносили особые рунические знаки — «древо жизни», «засеянное поле», означающие силу её плодородия, продолжения рода, а также богатство и достаток.  Самые первые глиняные игрушки, несомненно, имели культовый характер и служили оберегами для дома, для здоровья и благополучия всей семьи и, конечно, для детей.

Русская глиняная игрушка была частью жизни народа на протяжении многих веков. При археологических раскопках в Вятке, Туле, Рязани, Москве были найдены глиняные игрушки, в виде фигурок людей, птиц, коней, изготовленные в 9-15 веках01-olen_glinyanuyy

Серьёзное изучение русской игрушки началось в конце 19 – начале 20 веков. Исследователи древнерусской игрушки установили, что к определённым календарным сельскохозяйственным праздникам в давние времена мастера изготавливали ритуальные фигурки из глины, связанные с защитой урожая от действия злых сил природы. Считалось, что «нечистую силу» можно отпугнуть, отогнать от засеянных полей свистом.

Древние  вятичи делали глиняные свистульки для оберега будущего урожая. В древнеславянской языческой традиции, именно, весной устраивался праздник «свистопляска», посвященный славянскому богу солнца и плодородия Яриле.

После принятия христианства на Руси в 988 году, многие языческие праздники и обряды стали запрещаться, но народ не забывал свои древние традиции, народные ремёсла и продолжал мастерить глиняные игрушки свистульки для детей. Именно, детям поручалось петь веснянки, окликать и зазывать весну, солнце и тепло, для детей делали свистульки в виде весенних птиц — жаворонков, появлявшихся на полях с приходом весны.

В отличие от скульптуры, игрушки из глины создавались без стремления передать анатомические особенности, и сходство с птицей или животным, достаточно было одной-двух условных деталей, чтобы изобразить  коня, оленя, птицу или корову. Глиняные фигурки животных создавались как метафора, образы, связанные с заложенными в них мифологическими значениями. В основном, эти образы, воплощали могущественные  силы матушки Природы, например, стремительно скачущий Конь означал Солнце, летящее по небу на не видимой колеснице. Часто коня заменял олень, несущий силу солнца на ветвистых рогах, подобных древу жизни. Иногда мастера глиняной игрушки добавляли коню оленьи рога, как символ солнца и изобилия.01-вятка

В народной глиняной игрушке самыми любимыми были образы коня, всадника, оленя, бабы, медведя, птицы, барана, козы. Медведь по древнеславянским представлениям предвещал пробуждение природы, был символом силы и могущества.01-дымковская игр-медведь

Кстати, само слово медведь у славян было под запретом, так как считалось, если скажешь «медведь», он тут же и появится у тебя за спиной, поэтому медведя даже в русских сказках называли другими именами — косолапый, топтыга, бур или бер, Потапыч, бурый, шатун, Михайло, хозяин леса, ком, отсюда происходит и название праздника «комоедица» — масленица, а первый блин комам, то есть медведям забрасывали на дерево!

01-старина

Птицы считаются вестниками богов, петух пробуждает солнце, жаворонок приносит вести о весне и весеннее тепло, грачи и скворцы своими криками будят природные силы богини Матери-Земли. Именно поэтому мастера, в те далекие времена, делали все глиняные свистульки в виде птиц. Коза-кормилица покровительница плодородия, урожая, вскармливания новорождённой жизни, представляла собой добрую силу природы. Корова — символ плодородия и достатка. Бык — символ плодородия, здоровья и силы.
01Дымково----

Как и в стародавние времена, глиняная фигурка Баба наделяется смыслом богини прародительницы,  того самого древа жизни, вокруг которой строится многофигурная композиция.  Мастера лепки изображали бабу в широкой юбке колоколом, означавшей её природный детородный дар, в окружении многочисленного семейства — «мал мала меньше». 01-дымково-с петухомУ бабы на руках малые дети, петух или уточка, символ достатка в доме, пышный каравай или коромысло с полными вёдрами воды. Все эти символы магии плодородия, здоровья, достатка и изобилия в большом семействе были воплощены в образе глиняной фигурки бабы, хранящей многовековую память народа.

Не только форма глиняной народной игрушки, но и её цвет имеет символическое значение. Красный цвет означает огонь, цвет земли и летнего солнца. Жёлтый – цвет хлебной нивы и осеннего солнца. Зеленый растительный орнамент, символ возрождения жизни. Синий и голубой  цвет  — вода и небо, цвет космоса и Вселенной.

Белоснежный фон, белый цвет издавна считался божественным символом чистоты, света, светлых сил. Орнамент, встречающийся на игрушках, также несёт тайную смысловую нагрузку, в виде солярных знаков — символов солнца, ромбов с точками внутри — символ «засеянного поля» — плодородия, цветных полос с точками, символизирующих распаханную землю и посеянное на ней ровными рядами зерно.01-дымково

Все эти символы довольно часто  встречаются в народном искусстве: и в резьбе, и в росписях, и в вышивке.

Народный промысел рождался в нескольких крестьянских домах,  а если промысел становился удачным, то им начинала заниматься вся деревня, слобода или село, перенимая друг у друга самые удачные образцы. Постепенно в определенной местности складывались характерные черты промысла, особенность изготовления образов глиняной игрушки.

Со временем из мастеров гончарного дела, образовались целые деревни умельцев игрушечников и слободы ремесленников. В той или иной местности качество глины было разным, это также диктовала определённые условия для складывания промысла.01-Филимоновская игрушка

Например, существует предположение, что филимоновские длинношеие игрушки появились благодаря местной глине «синике», а красная глина дымковской слободы хорошо держит налепленные сверху декоративные детали.
01-дым

Дымковская игрушка названа так по наименованию слободы Дымково, расположенной близ города Вятка (ныне Киров). Промысел Дымковских мастеров зародился в далеком прошлом, когда слабодские умельцы стали лепить небольшие свистульки и на весеннем гулянье «Свистопляске», целый день свистели в них. Так и повелось, что «в Вятке делают игрушки для свиста». Дымковские умельцы приписывали свистульке особые магические свойства, считалось, что свистом человек может снять с себя порчу и даже выздороветь, а вся «нечистая сила» сбежит из его дома, хлева и поля, переселившись к завистливому врагу, пожелавшему недоброе. Такие игрушки традиционно хранили у окна, как оберег.

Мастера работали в селе Дымково в одиночку и целыми семьями, копали глину, смешивали её с песком, месили глину сначала ногами, а потом руками. Лепили простые глиняные игрушки, обжигали в русских печах, а потом расписывали их цветными красками, в основном женщины.01-дымково--

Дымковские игрушки особенные, живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, кони, петухи с расписными хвостами, уточки-свистульки, поросята, медведи и много других глиняных игрушек.

Сейчас народные умельцы работают в мастерских, по-прежнему изготавливая и расписывая игрушку вручную, отчего она обладает неповторимыми формами и колоритом.01-дымково-=

Мастерицы не делают эскизов. Например, изображая куклу, мастерицы делают сначала юбку из пласта глины, в результате чего получается полая колоколообразная форма; голову, шею и верхнюю часть туловища делают из одного куска, а детали одежды бабы — рюши, оборки, манжеты, шляпки и др. — лепят отдельно и примазывают к основной форме, называя их налепками.

Из поколения в поколение передавалось искусство изготовления игрушек из глины, и древние традиции мастеров, воплотивших в своих творениях образ жизни русского народа, его понимание красоты и гармонии. Народная глиняная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. 01-дымково0

Дымковская игрушка весьма специфична. В создании её формы, в оформлении деталей, раскраске существуют свои традиции, которые выражаются в статичности, пышности глиняной фигурки и яркости окраски. Мастерицы строго сохраняют и поддерживают традиции, установленные старыми мастерами дымковского промысла, но у каждой мастерицы есть свой особый почерк в работе.01---

Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и тонким юмором, что особенно привлекает внимание детей, с интересом рассматривающих глиняные игрушки, слушающих рассказы о том, где и как их делают.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org