Таврическая богиня Дева

Скифская Змееногая богиня АПИ - прорастающая дева

Скифская Змееногая богиня — прорастающая Дева

В современном Крыму сохранилось много мест с именем таврической богини Девы. Дева по-гречески Парфенос.
Богиню Афину греки называют Афина Парфенос (др.-греч. Ἀθηνᾶ Παρθένος — «Афина-Дева»), в её честь в Афинах построен величественный храм Девы — Парфенон ( 438 г.г. до н. э.)на возвышенной и укреплённой части древнегреческого города – на Акрополе (др.-греч. ἀκρόπολις — верхний город) .

Партенос, Парфена (греч.Παρθένος, «дева») имя главной богини Херсонеса Таврического в Северном Причерноморье, часто встречающееся в надписях и на монетах. Греки отождествляли Парфенос с Артемидой или с жрицей её храма Ифигенией.

Симеиз. Скала Дива
Недалеко от Алупки в Симеизе есть знаменитая скала Дива/Джива.
В Крыму есть девственный мыс Парфений и пещера Парфенион близ Херсонеса, посёлок Партенит близ Аю-Дага, а на Керченском полуострове — портовые городки Диа и Нимфей; «пещерные крепости» на татарском —Кыз-Куле, Кыз-Кермен, Кырк-Кыз; по-татарски «кыз» — дева; Кыз-Кала (в Евпатории); Девичья крепость (в Судаке), Кыз-Хамам (источник или «баня дев» в Козах — совр. Солнечная долина).

Удивительно, что из всех греческих божеств только имя Девы постоянно сохранялось в топонимике Таврики. Однако несмотря на это, о самой Деве сохранилось очень мало сведений.

Справедливости ради надо сказать, что крымские археологи нигде не находили следов человеческих жертвоприношений, как об этом писали греки.

присяга граждан Херсонеса

присяга граждан Херсонеса

Одна из загадок культа Девы — упоминаемый в «Херсонесской присяге» (III в. до н. э.) термин «састер»:

«Я буду охранять для народа Састер и не разглашу ничего сокровенного ни эллину, ни варвару, что способно повредить государству».

Речь явно идёт об уважении религиозных традиций народа тавров, почитавших богиню Деву. Это слово, по мнению академика О.Н. Трубачёва, тождественно древнеиндийскому «Шастер» — свод религиозных правил и обычаев.

То есть греческий термин «састер» косвенно свидетельствует о развитой культуре тавров и о вероятности существования неких письменных сакральных текстов у самих тавров! Важно, что среди реконструированных слов тавров многие являются обозначением сложных духовных понятий.

карта-таврика- 450 г . до н.э.

В древнегреческих источниках имени тавров (греч. *Ταυρο-ρως — тавро-руси) назывался весь Крым и север Причерноморья — Таврией (др.-греч. Таврос Ταυρος «бык белый»). Варианты написание слова: тоурси, тоурсïи, тоур’си, тоуръси, что и позволило восстановить *тауро-руси «тавро-русы». Светловолосые Τουρ-ξανθος — таврусы населяли Таврию ещё до путешествия в Скифию «отца истории» Геродота в 5 веке до н.э., описавшего народы северного Причерноморья.

К ним можно отнести реконструкции этимологии личных имён тавровБутунатос (ср. др.-инд. Bhutanath — «властелин духов», одно из имен Шивы) и Магадава (женское имя) — «принадлежащая великому Богу», др.-инд. Mahadeva).

Надо сказать ещё об одном названии тавров, данном греками — горные. Тавры жили в горах Таврии, поэтому может возникнуть мысль, что именно поэтому свои ритуалы, посвященные Деве, они проводили в горах.

Однако, и история и география культа Девы говорит о том, что горы были важнейшим условием ритуала поклонения Деве.

Свидетельством того, что священнодействия посвящённые поклонению Деве существовали очень долго, является топонимика, выходящая далеко за границы Тавриды.

Выбор высокогорных мест для устройства святилища Девы объясняется тем, что высокие холмы, горы всегда были символом божественности, чистоты, надёжности и стабильности. Достаточно вспомнить греческий Олимп, на котором обитали все древнегреческие боги.

Горы возвышали молящихся над уровнем обычной жизни и как бы приближали их к небесным правителям мира.

Древнейшим божеством была Богиня, женщина — рожаница, от которой зависело продолжение рода.

В топонимике России сохранились сотни «красных горок», «лысых гор», «девичьих гор» и других горных склонов и заповедных урочищ, обозначенных нарицательно.

После крещения Руси на таких горках, холмах, где стояли языческие капища, стали строить христианские церкви и храмы:

«…куда же древе погани жряху бесом на горах — туда же ныне цркви стоят златоверхия». («..куда же в древности язычники ставили жертвенники бесам на горах — туда же ныне церкви стоят златоверхие»)

Богиня-дева, как устойчивое представление о женском аграрном божестве, мыслилась, очевидно, как роженица,  созидательница новой жизни и плодородия.

Видимо, эту мысль подтверждает Девичь-гора на окраине села Триполье на Днепре, где сохранился своеобразный жертвенник с девятью гнездами, что наводит на мысль о девяти месяцах беременности.

На высокой горе у самого Днепра есть Бабина гора. Она со всех сторон окружена валами, не предназначенными для обороны во время сражения, или защиты от врагов. Бабину гору можно представить себе как святилище женского божества вроде Макоши. Рыбаков Б.А. в книге «Язычество Древней Руси» привёл много таких примеров.

Историк Василий Татищев писал о том, что современные Жигулёвские горы раньше назывались Девичьими.

Известный исследователь Владимир Шуклин («Мифы русского народа») писал: «Вначале вместо слова «бог» употребляли Дый, Див, Диво со значением «день», «небесный свет».
Далее Владимир Шуклин добавляет интересные сведения о Девах: «Солнцевы девы» – подруги звезд, сыновей Солнца. «Девичьи Зори» – так называлась линия звёзд по Млечному пути.

11-девичий хоровод

Неизвестно как выглядели в далёкой древности ритуалы поклонения Деве на «Девичьих и бабьих горках«, но имя богини Девы сохранилось в топонимике многих мест, но слово «дева, девичьи» в названии стало пониматься буквально. На этих местах стали собираться женщины, где варили «бабьи каши» в честь Богини, которую называли Макошью. Девушки водили хороводы, обращались к Богине с просьбами о замужестве.

Всем, кто когда- либо интересовался историей древнего Херсонеса известно, что историки безуспешно искали храм Девы — Артемиды. Однако на территории самого Херсонеса есть «Девичья горка». На её вершине обнаружили следы христианского храма или молельни. На вершине соседней горки удалось найти куски штукатурки со следами фрески…
Однако, сейчас на этих местах совсем другие постройки.

И ещё есть одно слово в греческом языке для названия горных Дев. Греки называли горных Дев ореадами. В Крыму есть местечко Ореанда, а в Ялте — отель «Ореанда», но никто не мог объяснить что это такое…

В сказках Змей Горыныч уносит девушек в горную пещеру, а сказочный герой спасает царевну, прикованную к скале. Прекрасная Заря-Зареница, Красная Девица отдыхает на Бел-горюч камне…

арибал-апи

Говоря о горных Девах, нельзя не упомянуть одну из древнейших богинь на горе — Критскую Владычицу зверей, она — прообраз Артемиды.

В мире существует много гор, посвященных Богиням. Это и Джомолунгма, и Фудзияма, и Белуха… И даже мифическая гора Меру.

Так что, казалось бы несовместимые понятия — Богини и горы вполне совмещаются.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org