Начиная с I тысячелетия до н. э., на южном побережье и горах Крыма жили племена тавров, возможно, это коренные жители Тавриды. Самоназвание этого племени дошло до нашего времени от античных греков, эллины называли их «Ταύροις», а весь крымский полуостров «Χερσόνησος Ταύροις» — Херсонесом Таврическим, то есть «полуостровом тавров». Константин Философ назвал этот народ среди «многих родов», «книгы оумеюща и богоу славоу въздающа своимъ языкомъ кождо» (ЖК, гл. XVI) упомянуты тоурси (они же тoypcïu) в перечне народов между обрами (аварами) и козарами. Реальное написание слова: тоурси, тоурсïи, тоур’си, тоуръси, *тауро-руси «тавро-русы», которое по-гречески могло звучать как *Ταυρο-ρως. Реальность подобного наименования мог бы подтвердить пример Ταυ̃ροι καί ‘Ρω̃ςοι, что-то вроде «тавры-росы» (греч. Ταυρος — «бык», русск. тур, слав. *turь, литовское taũras — «буйвол», «тур», др.-прусск. tauris -«зубр», латинское taurus «бык», ирландское tarb — бык [Фасмер M. Этимологический словарь русского языка. Изд. 2-е. М., 1986 – 1987, т. IV, с. 122] *tur-ros– или *tur-rus-, от корня *ros/*rus– «белый», в том числе в составе сложения *tur-rus– «Тур светлый», греческого ξανθός -«светлый», «светловолосый», калькирующего *tur-rus– как Τουρ-ξανθος. Отсюда связь этнонима *tur-rus– и «русских» письмен понятных Константину Философу (Кириллу) во время прибывания его в Корсуни (Херсонесе). (К истокам Руси. Народ и язык.» Академик Трубачёв Олег Николаевич.)
Многие античные авторы оставили упоминания и рассказы о таврах в античных источниках.
Отец «Истории» Геродот Геликарнасский (др.-греч. Ἡρόδοτος Ἁλικαρνᾱσσεύς, около 484 г до н
Греческий географ и историк Страбон (греч. Στράβων; ок. 64/63 до н. э. — ок. 23/24 н. э.) в «Географии» пишет, что «большую часть (Таврии) до перешейка и Каркинитского залива (от Каркинос по-гречески Καρκίνος – краб) занимало скифское племя тавров». Страбон называет тавров скифским племенем и упоминает также о Балаклавской бухте — «гавань с узким входом, где тавры (скифское племя) обычно собирали свои разбойничьи банды, нападая на тех, кто спасался сюда бегством. Эта гавань называется (σύμβολο) Симболон Лимен и образует вместе с другой гаванью под названием Ктенунт перешеек в 40 стадий». Название таврской крепости Чимбало или Симбало — «cimbala» происходит из Ведического санскрита — Сима – «siMha» – мощная; Бала — «bala» — «мощь, военная сила, войско, армия». Древние греки называли эту крепость «Бала» -bala — «военная сила, войско, армия», и «Клап, калпате» — klṛp, kalpate – «укреплять, крепость» (от корня «kḷp») , то есть Балаклава – Военная крепость. Со словом «Бала» связано одно из имён древнегреческого бога Войны Паллас (Pallas). Имя сына скифского царя Скилура (II век до н. э.) Палак — «Сильный воин» или «как бог войны». Афина Палада (др.греч. Παλλὰς Ἀθηνᾶ = воинственная Афина) – древнегреческая богиня военной стратегии и мудрости.
О таврах писали в своих трудах Диодор Сицилийский, Тацит, Аммиан Марцелин, называя тавров «варварами и убийцами», занимавшимися пиратством. Однако, при археологических раскопках поселений тавров не обнаружено никаких предметов добытых грабежом чужеземцев, но найдено множество предметов таврского происхождения.
Большинство таврских поселений находятся на южном берегу Крыма. На морском побережье от мыса Айя до Феодосии территории, освоенные таврами, составляют от 2 до 8 километров шириной, занимают 1% территории в Крымских горах на южной и юго-восточной части Крымского полуострова.
Крымские горы достигают высоты до 1,5 километров на юге и 200 метров на севере и имеют длину до 150 км и ширину около 50 километров. Самая высокая гряда Крымских гор — Южная гряда тянется от мыса Фиолент и Балаклавы до Старого Крыма и гор Агармыш и Тепе-Оба у Феодосии. Плоские вершины Южной гряды крымских гор называют по татарски «яйлами», «пастбищами», шириной до 4 километров.
Плоскогорные вершины Южной гряды использовались таврами, как пастбища для выпаса овец, коз, баранов. В широких долинах между южной и средней грядой Крымских гор, от Инкермана до Феодосии и в предгорных районах третьей гряды Крымских гор найдены постройки селений тавров. Путь на южный берег Крыма преграждала, построенная таврами, оборонительная стена двухметровой толщины, сложенная насухо из крупных камней. Остатки таврской стены тянутся с севера от подножья мыса Эклизи-Бурун на юг до обрыва у верховьев реки Альмы. В северной и южной части стены были ворота, сделанные в виде проёмов.
Могильники тавров представляют собой «каменные ящики» -Дольмены. Керамика и бронзовые украшения тавров имеют сходство с археологическими находкамиI тысячелетия до н. э., найденными на Северном Кавказе — это может означать этническую и культурную тождественность населения горного Крыма и Центрального и Северного Кавказа.
Согласно историческим источникам тавры, как отдельный народ, существовали до IV века.
Античные исторические источники этого периода упоминают и о многочисленных славянских племенах, принадлежащих к единой индоевропейской общности, из которой сложились древнейшие предки славян. Достоверно известно, что около II тысячелетия до н. э. предки славян освоили земли между Днепром, Карпатами и Одером. Генетические связи народов Европы. В I тысячелетии до н. э. на этой территории образовалось первое объединение пра-славян, в которое вошли, возможно, и тавры, и скифы, называющие себя «сколотами».
Исследователи сегодня считают прародиной пра-индо-европейского языка Причерноморские степи, находящиеся к северу от Чёрного и Каспийского морей, где около 4000 года до н.э. жили народы, возводившие курганы. Причерноморье и Приазовье – колыбель Европы.