Театр — настоящий Дом, с большой буквы. Его построили Пермяковы. Основали папа с мамой, продолжили два брата и их жены. И вот уже подрастает третье поколение актёрской династии, считающее здание Театра юного зрителя в Евпатории своим родным Домом, в котором большую часть времени проводит вся семья.
Очень понравилось море
Создатели детского театра «Золотой ключик» и Крымского Государственного театра юного зрителя Пермяковы-старшие Олег Анатольевич Пермяков и Нина Петровна не выбирали Евпаторию. Первый раз попали сюда случайно, на отдых.
«Мы закончили институт, я была беременна. В Евпатории жили мои братья и мы с мужем приехали к ним отдохнуть. Олегу море очень понравилось. И уже спустя какое-то время, у меня было уже двое сыновей, мы сюда приехали жить», — рассказывает Нина Пермякова о муже — основателе театра «Золотой ключик» и международного фестиваля «Земля. Театр. Дети».
Нина Петровна признаётся, что Евпатория в молодые годы её особо не привлекала. Разве можно променять большой Орёл, в котором они тогда с мужем жили и работали, на провинциальный курортный городишко у моря.
Нина Пермякова — заслуженный работник культуры РК и Украины, лауреат Государственной премии Крыма, лауреат Высшей театральной премии Крыма «Золотой грифон», создатель детского театра «Золотой ключик» и Крымского Государственного театра юного зрителя .
«В Евпатории мы развели бурную деятельность, нас стали сильно бить по рукам, потому что город курортный, в нем нашу молодую и высокопрофессиональную энергию не воспринимали. Здесь был заброшенный, с хорошими традициями, но уже упавший на дно Народный театр. Он был при доме культуры. А хотелось особенного. Мы заболели идеей школьного театра«, — рассказывает она.
И родился «Золотой ключик» – межшкольный театр, в котором играли дети для детей. Но в детском театре всё было по-взрослому: различные театральные мастерские и репертуар, постановщики и костюмеры, осветители и декораторы.
«Работа с детьми – это моя внутренняя потребность. Даже, когда я училась в театральном институте в Орле, у меня всё равно всё было для детей. Видимо, идея такого театра пошла от меня. А Олег Анатольевич очень меня любил и понимал, и за мной подтягивался», — вспоминает Нина Петровна.
«Родители создавали свой театр, где играют дети, потому, что им хотелось чистого театра без интриг, без стекол в пуантах, без богемы, без запойных артистов. И они создали театр мечты, театр с лицом счастливого ребёнка. Я уверен, что современным людям нужен новый театр – театр счастья», — убежден Андрей Пермяков, продолжатель династии Пермяковых, художественный руководитель Крымского ТЮЗа, театра, который к 2019 году «вырос» из «Золотого ключика».
С раннего детства Нине Петровне прочили стать артисткой.
«Я ещё маленькая была, в кино ходила, не покупая билета. У нас напротив дома был клуб. Я перед сеансом приду, стихи прочту, песню спою – меня бесплатно в зал пустят. Но мне, честно говоря, очень нравилась работа учителя. Я думала, что буду учителем истории либо литературы, русского языка. Потом уже где-то в 9-10 классе вдруг я себя представила адвокатом, мои братья работали в этой системе. «, — рассказывает Нина Петровна.
Однажды, уже в выпускном классе директор Дома культуры в Орле спросил у Нины, кем та хочет стать. И когда услышал ответ «юрист», то на четыре часа закрыл выпускницу в своем кабинете, чтоб та хорошо всё обдумала. И она обдумала – выбрала не просто профессию, а своё призвание.
Русский театр
Нина Петровна и Олег Анатольевич Пермяковы выстраивали в Крыму русский детский театр. А его не один раз хотели закрыть – потому что нет спектаклей на украинском языке, а есть по произведениям русских классиков, есть спектакли о Великой Отечественной войне.
«Мы очень много работали, я была единственным режиссёром, у Олега Анатольевича был учительский театр. Наших сыновей воспитывал театр. Они к нам на работу после школы приходили и были здесь до поздней ночи. Занимались в актерских группах, находились в цехах, рисовали. То есть просто жили среди удивительных, интересных, талантливых людей. Это, наверное, их самое главное воспитание», — рассказывает о своих педагогических методах Нина Пермякова.
Малый «зелёный зал» театра построил отец-основатель театра Олег Пермяков. Все, кто был с ним знаком, называют «намоленным» место, где шли гениальные спектакли Пермякова-старшего в исполнении взрослых артистов народного и любительского театров, а затем и театра «Эксперимент».
В «зелёном зале» шли постановки спектаклей по произведениям великих авторов русской и мировой литературы — Шекспира, Карло Гольдони, Мольера, Филатова, Островского, Чехова, Шатрова.
«В 2001 году из жизни ушёл Олег Анатольевич. Мне было очень трудно, но коллектив был очень сплоченный, не оставляли меня ни на одну секунду. Нас невозможно было сломить. И ещё за нами стояли родители детей нашего города, наши зрители. На фестиваль всегда приезжали режиссёры, педагоги, которые неоднократно писали петиции, и их рассматривала Верховная рада — оставить театр в покое», — вспоминает о самом сложном времени для театра Нина Пермякова.
Сыновья Нины Петровны и Олега Анатольевича — Сергей и Андрей, в прямом смысле слова выросли в театре, другого выбора деятельности не было.
Оба сына не только учились в родном театре, но и играли с детства на театральной сцене, а Сергей ещё и оформлял спектакли, и оформляет до сих пор.
«Мы как дети дворян были — занимались классической хореографией, музыкой, живописью. У нас было сценическое движение, сценический бой, актерское мастерство, речь… Это было во много-много раз интереснее школы, системы, потому что здесь был удивительный мир, где мы могли совершенно свободно развиваться. Системность так или иначе губит индивидуальность», — считает нынешний художественный руководитель театра Андрей Пермяков.
Андрей в 2002 году окончил Киевский национальный университет культуры искусств по специальности менеджер в сфере шоу бизнеса и продюсер. Работал в Киеве со звёздами первой величины. но в одночасье вернулся из столицы в родную маленькую Евпаторию – подставить плечо маме после смерти отца. В детском театре Андрей был и актером, и педагогом, и режиссером.
«Профессия режиссера — это совокупность как минимум десяти, а то и двадцати разных профессий, умений и навыков. Это и умение поставить спектакль, и повести за собой, и сумасшедшие лидерские качества, режиссёр — и психолог, и психотерапевт, и художник, и музыкальный оформитель».
Любовь с первого взгляда
Театр подарил Андрею не только чувство большой театральной семьи, но и настоящую семью. На фестивале «Земля. Театр. Дети» он встретился со своей невестой и женой Анастасией, которая приехала на фестиваль с актёрской труппой из Орла по его приглашению.
«Мои родители медики, а бабушки и дедушки – педагоги. Мы же с братом — режиссеры. Я училась в Орле и приехала в Евпаторию на фестиваль «Земля. Театр. Дети». От делегации отстала, на набережной загляделась на какие-то бусы на лотках у продавцов. Всех уже повели на экскурсию. И вот из театра вышел Андрей Олегович и кинулся ко мне, увидев, что у меня на бейджике было написано «Орёл»«, — говорит об истории знакомства со своим будущим мужем режиссёр-постановщик, артистка, педагог и жена Андрея Анастасия Пермякова.
«Я лично приглашал Орловский институт, в котором мама училась, и мне было важно, чтоб они приехали. Я Настю увидел – и это была любовь с первого взгляда«, — улыбается Андрей.
Сейчас большая актёрская семья Пермяковых — это не только бабушка и сыновья, жены сыновей и их дети — для них театр — это родной Дом. Так получается, что все Пермяковы остаются в своём театре-Доме, он притягивает их, как магнит. В театральной семье Андрея и Анастасии Пермяковых подрастает молодое поколение, их дети — Маша и Петя.
«С профессией своей пусть определяются сами. Я не давлю. Самое главное – чтобы они росли счастливыми людьми, чтобы были благодарны нам за взаимоотношения и любовь. Но самое главное – что Марусе уже хочется остаться с нами в этом театре», — говорит о детях Андрей Пермяков.
Нина Петровна говорит, что в тяжёлые для театра годы ей предлагали уехать в Белгород город, в котором они с Олегом Анатольевичем начинали творческую карьеру:
«Губернатор Белгорода Евгений Савченко делал мне такое предложение. Он очень хотел, чтобы в его городе был детский театральный центр и был готов с нуля его построить. Я сначала вроде согласилась, а потом представила обездоленный и осиротевший без меня «Золотой ключик» и мне стало так плохо. Нет, это мой ребёнок и я его не брошу».
Самый маленький из династии крымских театралов – Петя. Ему четыре года. Петя очень любит рисовать и хочет стать художником, говорит его папа Андрей. Петя — актёр с младенчества: его вынесли на сцену, когда ему было всего четыре месяца, в его творческой биографии уже три спектакля.
Петина сестра Маша оказалась на подмостках, когда ей исполнился годик. Сейчас она учится в школе и хочет стать театральным менеджером или критиком. На сцену в столь юном возрасте Маша и Петя попали не случайно: им повезло родиться в семье знаменитых Пермяковых, чью фамилию знают не только в Крыму, но и во всей России.
Евпаторийские корни театра-коммуны
«Мы с коллегами из 40 театров России сейчас учились у Сергея Безрукова, и все режиссёры единогласно говорят, что понятие театр-дом умерло. А я им сказал: нет, ребятушки, приезжайте к нам и посмотрите, что это такое. Важно понимать, что основа нашего театра – династия, это театр-дом«, — считает Андрей.
Андрей с увлечением рассказывает, что само понятие «театр-дом» исторически пошло из Евпатории.
«Мы с ребятами здесь же, между репетициями, за одним столом обедаем. И в горе, и в радости вместе, вместе отмечаем все праздники, обсуждаем абсолютно все, все знаем друг про друга. База нашего театра — семья, убери семью – всё пропадёт«, — убеждён художественный руководитель Крымского ТЮЗа.
Сподвижник Станиславского и Немировича-Данченко Леопольд Сулержицкий мечтал создать «духовный орден артистов», своеобразное актёрское братство, которое владело бы землёй на берегу тёплого моря, театральным залом, большим садом, домами для актёров, гостиницами для приехавших гостей, зрителей, рестораном и столовой для актёров.
В 1912 году, более ста лет назад, Леопольд Сулержицкий нашёл такую землю в Евпатории! Он купил земельный участок в районе нынешнего санатория «Чайка«, и основал там актёрскую «земледельческую колонию» первой студии Московского художественного театра. По замыслу Сулержицкого, актёрская коммуна должна была жить на средства, выручаемые «театральным братством» от спектаклей. Летом 1915 г. Константин Станиславский и Евгений Вахтангов побывали в Евпатории вместе с актерами МХАТ.
«Это был своеобразный вид развлечений и разрядки для 1-студии Московского художественного театра. В Евпаторию они приезжали играть спектакли в театр Пушкина, а в земледельческой коммуне занимались хозяйством, все вместе жили, работали, общались. И сейчас мой кабинет в театре накрыт черепицей с того самого здания актёрской коммуны в Заозерном», — удивляется совпадениям Андрей Пермяков.
По материалам статьи Ольга Леонова
Детский театр глазами художественного руководителя