Несмотря на попадание на евпаторийскую Доску почёта в этом году (второе, надо сказать, за последнее десятилетие), подлинный почёт среди коллег и ценителей прекрасного заслуженный работник культуры Крыма Виктор Арихин заслужил несколько десятков лет назад.
Он известен как балетмейстер замечательного танцевального ансамбля «Евпатория», затем как создатель и бессменный руководитель по-своему уникального театра на ходулях «Шоу великанов» и, наконец, как по-хорошему неугомонный и многолетний директор Евпаторийского центра культуры и досуга, благодаря которому там непрестанно кипит творческая жизнь.
Центр притяжения
В этом году возглавляемый Арихиным центр отмечает 75-летие. И надо признать, что даже если на фоне 25-вековой истории Евпатории этот юбилей и выглядит мелочью, то весьма и весьма приятной. Притом что для новейшей истории и города, и Крыма это, безусловно, событие. И не будет преувеличением, несмотря на заштампованность формулировки, назвать кузницей талантов этот ставший для многих из них по-настоящему родным Дом культуры – с таким наименованием центр просуществовал большую часть своей 75-летней истории.
За прошедшие десятилетия в нём жили и творили удивительные люди, щедро делившиеся со своими воспитанниками и коллегами радостью жизни в искусстве, а главное – любовью к нему. И Арихин среди них – один из главных. Как директор Евпаторийского центра культуры и досуга он сумел на рубеже веков из «убитого» советского Дома культуры, который, казалось, навсегда затерялся в безвременье 90-х, создать центр притяжения яркой творческой молодёжи.
В середине нулевых, открытый творческим экспериментам, Арихин создал в Евпатории театр живой статуи, а потом – фаер-шоу Театра огня «Вольфрам».
Под его художественным руководством танцевальный ансамбль «Евпатория» и шоу-балет «А-7» достойно представляли город в нашей стране и за её пределами.
На ходулях в наш приморский город ворвались новые праздники, а с ними – высокая во всех смыслах культура уличных театрализованных действ.
Волшебные ходули
В конце прошлого века вслед за немецким коллегой и другом Райнером Киттелем он поверил в обыкновенных, далёких от цирка и театра евпаторийских девушек и парней, которым только предстояло стать ходулистами.
Безусловно, успех будущего «Шоу великанов» не возник на пустом месте, а стал закономерным результатом творческой дружбы, творческих связей, интересных встреч, творческих мастерских. База для развития, как сегодня вспоминает Арихин, была в известной степени подготовлена друзьями евпаторийских энтузиастов из Людвигсбурга – немецкого города-побратима Евпатории.
– Хотя, по сути, они нам просто дали палки, – так, используя профессиональный жаргон, Виктор Васильевич говорит о ходулях, которые для него самого и его воспитанников стали «палками» поистине волшебными. – Пару лет я вообще не знал, что с ними и на них делать. И мы просто ходили на ходулях по городу, топали, маршировали. Со временем стал формироваться репертуар, мы стали обрастать костюмами, номерами, идеями.
Добродушно хихикая, Арихин скромно признаётся, что тем не менее тогда ничего сложного не было.
– Главное – вкладывать душу в любимое дело, – уверен он. – Этим надо жить. Тогда я знал о ходулях всё, что только можно было узнать. К середине нулевых нас высоко ценили российские ходулисты, обращались за советом, мы часто встречались на выступлениях за границей, общались, вели, что называется, творческий диалог. У нас уже сформировалась своя школа: дети просто живут на ходулях, вырастают и, как фигуристы на коньках, чувствуют себя на ходулях естественно. Тем не менее всё равно хочется, чтобы детей в нашем коллективе было как можно больше.
Страна «великанов»
Сегодня это трудно представить, но не будь «Шоу великанов» – некому было бы летом далёкого 2003 года отметить 25-вековой юбилей древнего города мировым рекордом на самое скоростное преодоление на ходулях маршрута в 72 километра, от Евпатории до Симферополя.
– Наверное, это была самая яркая имиджевая акция в Крыму с начала века, – уже сегодня полагает Арихин. – После этой пиар-акции в Евпатории, можно сказать, зародилась мода на рекорды.
Не будь «Шоу великанов» – вряд ли и без того красочная церемония кинофестиваля «Алые паруса Артека» на долгие годы обогатилась бы завораживающими номерами евпаторийских артистов.
Не будь «Шоу великанов» – не таким ярким было бы закрытие кинофестиваля «Ялта-2002» в концертном зале «Юбилейный», где все 40 минут торжественной части награждения евпаторийский театр на ходулях работал со столичными звёздами перед телекамерами ВГТРК и НТВ.
Не будь «Шоу великанов» – не зародился и не проводился бы несколько лет подряд в Евпатории чемпионат живых статуй, который оставался одним из ярких городских мероприятий.
Не будь «Шоу великанов» – ежегодная церемония открытия курортного сезона в Евпатории вряд ли стала бы ярче и красивее.
Без «Шоу великанов» вряд ли в городе 25 веков стали бы проводить конкурс Дедов Морозов на ходулях.
Без «Шоу великанов» в некогда всесоюзной детской здравнице так и не учредили бы День курортника с карнавальным шествием, которое венчали и уже по доброй традиции продолжают венчать артисты на ходулях.
Трудно представить без великанов на ходулях и фестиваль искусств «Летние вечера на Караимской», проводимый от сезона к сезону на старте туристического маршрута «Малый Иерусалим» .
Иными словами, без евпаторийских великанов новейшая история культурной жизни курортного городка была бы куда более однообразной и попросту бедной.
«Всё сложилось»
Сегодня, оглядываясь назад, Арихин признаётся, что ни о чём не жалеет. Ни о том, что сорок лет назад как молодой специалист приехал в Евпаторию, ни о том, что под небом этой самой Евпатории впоследствии неустанно создавал.
– Я всё правильно сделал, – убеждён он. – По молодости не о многом мечтал: всегда хотел жить у моря и там же создать небольшой театр. Так всё и получилось: на берегу моря – работа, маленький театрик со сценой, которая, правда, то есть, то её нет… В целом всё сложилось.
Признанное аварийным несколько лет назад здание с концертным залом Евпаторийского центра культуры и досуга закрыто и не функционирует, в этом году планировалось начало реконструкции зданий учреждения. (– Ред.).
Василий АКУЛОВ