Театральное братство в Евпатории.

СУЛЕРЖИЦКИЙ

Один из периодов истории Московского художественного театра тесно связан с Евпаторией. Помощник и соратник Константина Станиславского русский театральный режиссёр, художник и педагог Леопольд Антонович Сулержицкий (род. 27 сентября 1872, в Житомире) хотел воплотить в жизнь свою утопическую мечту о жизни Театра в союзе с Природой. Он мечтал создать «духовный орден артистов», своеобразное актёрское братство, которое владело бы землёй на берегу тёплого моря, театральным залом, большим садом, домами для актёров, гостиницами для приехавших гостей, зрителей, рестораном и столовой для актёров.

Содержание актёрской земледельческой коммуны должно было, по замыслу Сулержицкого, окупиться на средства, выручаемые «театральным братством» от спектаклей. В 1912 году, более ста лет назад, Леопольд Сулержицкий нашёл такую землю в Евпатории!

Sulergitski_L_A_1910x

При одобрении и поддержке Константина Станиславского, Леопольд Сулержицкий, приобрел в 1912 г., в Евпатории участок земли, в районе нынешнего санатория «Чайка«, и основал там актёрскую «земледельческую колонию» первой студии Московского художественного театра.

Вот, что рассказывает о кипучей энергии, разнообразных талантах и мастерстве режиссёра Леопольда Сулержицкого  Константин Станиславский.

Книга  Станиславского К. С.,  «Моя жизнь в искусстве»,  Собраний сочинений: в 9 т. М.: Искусство, 1988. Т. 1.

Отрывки из главы «И. А. САЦ И Л. А. СУЛЕРЖИЦКИЙ».

«…. мой друг Сулержицкий, или, как мы его все звали, «милый Сулер» решил стать режиссером и учиться этому делу около меня. Этот замечательный человек исключительного таланта сыграл большую роль в нашем театре

Сулержицкий, М. Горький Фото, 1902.

Представьте себе маленького человечка с коротенькими ногами, с крепким телосложением, с большой физической силой, с красивым одухотворенным, всегда оживленным лицом, с ясными, смеющимися глазами, с изящными губами, усиками, бородкой à la Henri IV.

Совершенно исключительный темперамент Сулера вносил жизнь и страсть во всякое дело, за которое он брался. Его талант проявлялся во всех направлениях: и в области живописи, и в области музыки, пения, и в области литературы.

Жизнь его полна приключений. Кем только он не был на своем веку: и рыбаком в Крыму, и матросом на корабле, совершившим несколько кругосветных путешествий, и маляром, и работником-батраком в деревне, и бродягой, и революционным партийным деятелем, и ярым толстовцем, близким человеком в доме Льва Николаевича, которому он переписывал черновики.

Когда Л. А. Сулержицкого призвали к отбыванию воинской повинности, он отказался стать солдатом. За это его судили, посадили в одиночное заключение, потом отправили в дом умалишенных, потом сослали в отдаленную крепость Кушку. Вернувшись в Москву, после отбытия наказания, он получил от Л. Н. Толстого миссию: перевезти духоборов с Кавказа в Канаду. Со всевозможными приключениями и опасностями для жизни Леопольд Антонович выполнил это трудное дело. В Канаде он в течение двух лет руководил работами духоборов по организации их новой колонии. При этом он состоял их поверенным и сносился с американскими властями. В Канаде Л. А. Сулержицкий прожил всю зиму в палатке и сильно надорвал свое здоровье.

По возвращении в Москву он очень нуждался; ютился в будке железнодорожного стрелочника, так как не имел права на жительство в Москве, нередко ночевал на бульваре. В этот период он попал к нам в театр, где скоро стал своим человеком. Не имея определенной должности, он, тем не менее, участвовал во всех наших работах: нужно переставить декорацию или писать ее, нужно делать бутафорию или шить костюмы, за кого-то репетировать, с кем-то проходить роли, суфлировать, — Сулер тут как тут.

Женившись, он стал вести оседлую жизнь и поступил в штат работников театра в качестве моего помощника при постановке «Драмы жизни». О дальнейшей его деятельности я расскажу дальше….

Suler

…Сулер обладал жизнерадостным, легким, веселым характером. Его выговоры и наставления перемешивались с шутками и глупостями, которые никто не умел делать лучше его. Нельзя перечесть всех дурачеств и шалостей, которые он проделывал не только в свободное время, но и на репетициях, когда это было нужно для освежения атмосферы.

Л. А. Сулержицкий мечтал вместе со мной создать нечто вроде духовного ордена артистов. Членами его должны были быть люди возвышенных взглядов, широких идей, больших горизонтов, знающие человеческую душу, стремящиеся к благородным артистическим целям, умеющие приносить себя в жертву идее.

Лазоревская-трамвай-гранд-отель

(стр. 438)  Мы мечтали о том, чтобы нанять имение, соединенное с городом трамваем или железной дорогой. Можно было бы пристроить к главному дому сцену и зрительный зал, где должны были происходить спектакли студии. Во флигелях этого дома мы хотели разместить актеров, а для зрителей необходимо устроить гостиницу, причем, приезжающий, вместе с билетом, получал бы право на комнату для ночлега. Зрители должны были собираться заблаговременно до спектакля. Погуляв в красивом парке при доме, отдохнув, пообедав в общей столовой, которую содержали бы сами студийцы, стряхнув с себя столичную пыль, очистив душу, зритель должен был идти в театр. В таком виде он являлся бы хорошо подготовленным к восприятию художественно-эстетических впечатлений. Средства такой загородной студии получались бы не только от спектаклей, но их давало бы и само хозяйство. В весеннее и летнее время посевов и жатвы все полевые работы должны были производиться самими студийцами. Это имело бы важное значение для общего настроения и атмосферы всей студии. Люди, встречающиеся ежедневно в нервной атмосфере кулис, не могут установить тех тесных дружеских отношений, которые необходимы для коллектива артистов. Но если помимо закулисной жизни, те же люди будут встречаться в природе, в общей работе над землей, на свежем воздухе, под лучами солнца, — их души раскроются, дурные чувства испарятся и общий физический труд поможет их слиянию.

На время весенних и осенних полевых работ театральная жизнь приостанавливалась бы для того, чтобы возрождаться вновь после уборки хлеба. А зимой, в свободное от творчества время, сами студийцы должны были работать над постановкой пьес, то есть должны были писать декорации, шить костюмы, делать макеты и проч. Идея о работе на земле — давнишняя мечта Л. А. Сулержицкого; без земли и природы, особенно в весеннее время, он не мог существовать. Его тянуло из города в деревню. Сельскохозяйственная сторона предполагаемой студии должна была поэтому вестись под непосредственным присмотром самого Сулержицкого. Конечно, эта затея в целом осталась только в мечтах, однако часть ее нам все-таки удалось привести в исполнение.

Евпатория, пляж

(стр. 439) На берегу Черного моря, в Крыму, в нескольких верстах от города Евпатории, на великолепном песчаном  пляже, была мною (Станиславским К.С.) куплена земля и предоставлена в пользование студии. На этой земле были выстроены на деньги, вырученные от спектакля в Евпатории, общественные здания, небольшая гостиница, конюшня, коровник, склады для сельскохозяйственных орудий, семян, продуктов, запасов, погреба для хранения мяса и молока и проч. Каждый из студийцев должен был сам, собственноручно, выстроить дом, который предоставлялся строившему для жительства на черный день.

Stanislavskiy_studio.jpgК. С. Станиславский с труппой театра-студии

В течение двух или трёх лет группа студийцев, под руководством Л. А. Сулержицкого, приезжала на лето в Евпаторию и жила там жизнью первобытных людей, не имеющих крова. Они сами свозили и обтесывали камни для постройки общественных домов; из камней временно сложили стены совершенно так, как дети складывают домики из кубиков; вместо крыши — брезент, вместо дверей и оконных рам — ковры и матерчатые занавески, пол — песочный грунт самого пляжа, внутри дома — уютная обстановка с каменными диванами и сиденьями, покрытыми подушками, как в средневековых замках; матерчатые панели по стене, китайские фонари, освещающие комнаты по вечерам.

Вся компания первобытных людей ходила полуобнаженная и от загара естественно окрасилась в бронзовый цвет. Л. А. Сулержицкий повторял свои приемы с духоборами в Канаде, он установил строгий режим. У каждого из студийцев была своя общественная обязанность; у одного — кухаря, у другого — кучера, у третьего — хозяйственная часть, четвертый — лодочник и т. д. Слава о первобытных людях разнеслась по всему Крыму и привлекала любопытных, которые организовывали поездки, чтобы посмотреть диких студийцев Московского Художественного театра.»

Леопольд Сулержицкий проповедовал создание актёрского сообщества, «ордена» актёров, существующих в едином пространстве духовной жизни в союзе с природой «по толстовским принципам». Более 100 лет назад, ему удалось  воплотить в жизнь свою мечту в Евпатории.

Театральное братство, актёрская коммуна собиралась 3 лета в крымских владениях Станиславского в Евпатории. Опыт создания «Коммуны актёров» воспроизводился театрами Франции и США, как идеальный способ сплочения коллектива

You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply

spam protection *

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org