Для России Первая мировая война фактически началась 4 августа 1914 года с Восточно-Прусской операции, в которой русская армия одержала первые военные победы, но уже в середине августа русская армия генерала Самсонова была полностью разбита в битве при Танненберге.
Первая мировая война послужила серьезным толчком для развития военных технологий.В годы войны появилось множество военно-технических изобретений для массовых убийств людей, а также средств защиты от массового поражения….
В годы Первой Мировой войны на полях сражений впервые появилась авиация, первые самолёты использовались для разведки и бомбометания, подводные лодки, торпедные катера, первые танки, огнеметы, пулемёты, миномёты, зенитные и противотанковые орудия. В Первую Мировую войну впервые применялись отравляющие химические вещества, ядовитые газы — хлор, фосген, иприт, и были изобретены противогазы для защиты от ядовитых веществ.
Химическое оружие использовали в войне все страны. В 1914 году французы первыми стали применять гранаты со слезоточивым газом, немцы применили слезоточивый газ против русских войск в Битве при Болимове.
В ночь с 12 на 13 июля 1917 года в боях под бельгийским городом Ипр Германия применила жидкое отравляющее вещество кожно-нарывного действия, который назвали иприт. Англо-французские войска были обстреляны немецкими минами, содержавшими маслянистую ядовитую жидкость, известную как «горчичный газ» или «горчичное вещество». Поражения кожно-нарывного характера различной степени тяжести получили 2490 человек, из них 87 скончались.
Русские применили впервые химическое оружие против немцев во время наступления 22-30 марта 1916 года Северного и Западного фронтов в районе Двинска и озера Нарочь — озеро Вишневское, где русская армия понесла большие потери — около 80 тысяч убитых, раненных и искалеченных солдат и офицеров. Благодаря мартовскому наступлению русской армии прекратились германские атаки на Французском фронте у Вердена с 22 по 30 марта, и Германия перебросила дополнительные войска на русский фронт.
Писатель Александр Мориц Фрай, служивший в Первую Мировую войну в одном полку с ефрейтором Адольфом Шикльгрубером (Гитлером) рассказывал, что будущий фюрер носил довольно пышные усы, как германский император Вильгельм II. Однако, по приказу командира Адольфу пришлось сбрить усы, так как они мешали правильно надевать противогаз.
Первые танки
Русское правительство заказало у Англии партию цистерн (tank) для питьевой воды, под видом цистерн, по железной дороге поезда перевозили на фронт первые танки, которые русские солдаты называли «лоханями».
Конструкторы первых танков тяготели к гигантомании. Военные самоходные машины времен Первой мировой были значительно больше танков времен Второй мировой войны. Русский инженер Лебеденко сконструировал царь-танк — боевую бронированную машину с колесами диаметром 9 метров, вооруженную пулеметами и пушками, но из-за явных дефектов в конструкции танк вяз в грунте и не был в сражениях, а так и простоял на месте испытаний, а в 1923 году его разобрали на металлолом.
Первая военная авиация.
Первая мировая война сделала авиацию полноценным родом войск. Появились первые самолеты разведчики, истребители и бомбардировщики. Настоящей легендой «германской» войны стал «Илья Муромец» — российский тяжелый самолет, который немцы не могли сбить полтора года.
Ходили легенды о супер-броне, покрывающей «Илью Муромца», но причина «стойкости и неуязвимости» самолета была скрыта в удачной конструкции, а не чудо-броне. В конце 1916 группа немецких истребителей атаковала одинокого «Илью Муромца» более часа, но сбить его немцы так и не смогли.
В конце-концов русский самолет совершил вынужденную посадку, так как вышли из строя 3 из 4 двигателей, самолёт получил более 300 пробоин, кончились боеприпасы в пулеметных лентах и патроны в штатных маузерах.
Авиаторы Первой мировой войны проводили бомбометания в ручную, выбрасывая бомбы из открытой кабины пилота, что было не безопасно для самого пилота.
В Первой Мировой войне авиаторы разрабатывали новые конструкции цеппелинов, дирижаблей, легкомоторных самолетов, первые тренажеры для обучения пилотов и снайперов.
Военными инженерами и конструкторами были разработаны новые технические средства помощи авиации на воде. Лёгкий самолёт мог сесть на борт военного судна для дозаправки, пополнения боеприпасов, и успешно взлететь, для продолжения боя.
Для обнаружения самолётов в небе ночью или при сильной облачности применялись сильные прожектора,
а также и специальные «слуховые устройства», обнаруживающие работу авиамоторов.
Военный субмарины. Русская «Пантера»
В «германской» войне первые малоэффективные шаги сделал военный подводный флот. К началу Первой мировой Россия имела 22 подводные лодки. За всё время войны Ни одна субмарина не потопила даже рыбацкого челна, но во время эксплуатации субмарин погибли десятки команд моряков подводников. Российская подводная лодка «Пантера», построенная в 1916 г., стала единственной в мире подводной лодкой, участвовавшей в трех войнах: Первой мировой войне (или «империалистической»), в Гражданской и Великой Отечественной войне.
В июле 2015 года Шведские дайверы обнаружили у восточного побережья Швеции на дне Балтийского моря затонувшую русскую подводную лодку с кириллическими надписями на борту. Длина русской субмарины 20 метров, а ширина — не более 3,5 метров. Шведский эксперт убежден, что обнаруженная субмарина — это подводная лодка «Сомъ», затонувшая 10 мая 1916 года в Балтийском море при столкновении со шведским пароходом «Ингерманланд». Семь подводных лодок этой серии по образцу американской субмарины «Fulton» были построены на Невском судостроительном заводе в 1904-1906 годах и использовались для разведки и патрулирования Балтийского моря во время Первой мировой войны.
Железнодорожный транспорт.
в начале XX столетия железнодорожное строительство в Российской империи велось довольно активно, с 1900 по 1904 год было построено 8222 версты железных дорог, с 1905 по 1909 год — около 6000 вёрст железнодорожного полотна.
В предвоенный период к железнодорожному транспорту в России относились, как к чисто коммерческому предприятию — от него требовалось обеспечение максимального дохода при всемерном сокращении расходов, и в 1910–1913 годах было построено только 3466 вёрст железных дорог.
В войну Российская империя вступала, имея железнодорожную сеть, состоящую из 38 железных дорог, обеспечивающих транспортную связь общей протяженностью 71 542 км. Из них 24 железные дороги (47 861 км) принадлежали государству, а 14 железных дорог (23 681 км) — принадлежали частным обществам.
В процессе строительства находилось 10 762 км железнодорожных путей. Перед началом Первой мироой войны строительство железных дорог велось более интенсивно частными обществами, к лету 1913 года частные компании построили около 7877 км железных дорог, в то время, как за счёт государственный счёт построено 2885 км.
Железнодорожный транспорт России по уровню развития существенно отставал от железнодорожного транспорта Германии, и это отставание приобрело характер угрожающий интересам империи.
В годы Первой мировой войны от железнодорожного транспорта потребовалось обеспечить непрерывную работу фронтовых и тыловых железных дорог, для этого были мобилизованы все силы и ресурсы Российской Империи.
В 1914 году со стороны Германии и Австро-Венгерской империи к русской границе подходило 32 железнодорожные линии, из которых 14 были двухколейными железными дорогами, а с русской стороны к границе шли только 13 железнодорожных линий, из которых только 8 линий были двухколейными.
Пулемёты, пушки, артиллерия.
В Первую Мировую войну пулемёты британского оружейника Хайрема Стивенса Максима называли «адским косильщиком». Первый пулемёт Максим создал в 1883 году, это было очень надежное, простое и живучее оружие, работающее по весьма простой системе.
Тульские оружейники Третьяков и Пастухов, ознакомившись в 1905 году с производством пулеметов в Англии, провели на Тульском оружейном заводе «Тульский арсенал» обширные конструкторские и технологические изыскания, и существенно переработали и во многом улучшили конструкцию «Максима». Русские конструкторы изменили конструкцию многих деталей пулемёта и в 1908 году стали использовать патроны нового образца с остроконечной пулей.
В 1908-10 году русский конструктор Соколов и тульский инженер Захаров создали очень удачный мобильный, манёвренный пехотный колесный станок и пулемёт, значительно уменьшив общий вес орудия до 20 кг. Модернизированный тульскими оружейниками пулемет был в 1910 г. принят на вооружение русской армии под официальным наименованием «7,62-мм станковый пулемет».
Животные в войне.
На службу в армию отправлялись не только механизмы. Делались первые попытки по боевой дрессуре животных. Знаменитый дрессировщик Владимир Дуров в 1915 году предложил использовать тюленей для поиска мин. Всего он успел обучить 20 животных, но все животные саперы-подводники были отравлены, по мнению современников, немецкими агентами разведки.
Главной тягловой силой на дорогах Первой мировой войны оставались лошади. Накануне Первой мировой войны русская гвардейская кавалерия была усилена и выступила достаточно подготовленной. Каждая война приносит непредвиденные сюрпризы, о которых трудно было догадаться в мирное время.
В начале войны обнаружилось, что времена лихих конных атак отошли в область предания. Кавалерист с пикой или шашкой был бессилен против массированного огня пулемёта, пушки, артиллерии. Кавалерист с ружьём тоже был малопригодным бойцом, так как он был хорошим объектом для стрельбы, при этом сам оставался плохо стреляющим всадником. Бой в пешем строю одержал верх, на кавалерийскими атаками.
Голубей успешно тренировали и для аэрофотосъемки. Первый патент на миниатюрную фотокамеру для голубя с хорошим качеством снимков, получил в 1908 году изобретатель Юлиус Нойброннер (немец), но в Первую мировую войну воздушная съемка с помощью голубей не была широко использована.
На борту подводной лодки и в солдатских окопах Первой Мировой можно было часто встретить кошек, которые были для солдат детекторами контроля чистоты воздуха и предупреждали об очередной газовой атаке.
В Первой мировой войне использовали дрессированных санитарных-собак в качестве медицинских помощников, разведчиков, посыльных, прокладчиков телеграфных проводов, для обеспечения связи.
Собаки переносили в медсанбат фуражку раненого война и приводила санитаров, для оказания первой медпомощи, собаки доставляли приказы на линию фронта в капсулах, прикрепленных к туловищу.
Военные курьёзы.
Энигма (от др.-греч. αἴνιγμα — загадка; англ. Enigma) — дисковая шифровальная машина времен Второй Мировой Войны, в основе механизма диски с 26 перепайками. Первые упоминания об энигме относятся к 1918 году, а наибольшее распространение энигма получила в нацистской Германии «энигма вермахта» (Wehrmacht Enigma). В 20-х годах XX века было создано целое семейство электромеханических машин, которые использовались для шифрования и дешифрования секретных сообщений. Криптоаналитик Антигитлеровской коалиции смогли расшифровать большое количество сообщений, зашифрованных с помощью энигмы. Специально для этих целей была создана машина с кодовым названием «Бомба».
Помимо удачных военных разработок в армиях участников войны появлялись и курьезные изобретения. Лыжи для пересечения водных преград, боевые катамараны практически не использовались в армии.
Немцы изобрели тяжелые латы трансформеры в которых трудно было передвигаться, к тому же латы легко простреливали пули пулемёта.
Окопные доспехи против пуль и осколков, бронежилеты, бронемашины, передвижные баррикады, гусеничные тягачи и т. д. Встречались даже забавные изобретения — бомбо-метательная машина, рогатка и т. д.
Пять стрелков могли спрятаться за металлическим щитом, в то же время сам щит был довольно крупным объектом для артиллерии.