Как рассказал директор муниципального предприятия «Трамвайное управление им. И.А. Пятецкого» Михаил Клещенок, этот отрезок старинных рельс был 140 лет назад частью первых трамвайных путей Евпатории.
«Рельс с вензелем 1879 года выпуска. Мы его сняли не с путей, а со спецучастка, стрелочного перевода. На стрелочном переводе стоял столб для системы питания, и этот рельс был приварен туда. Скорее всего, это кусок именно тех первых рельсов, из которых были сделаны первые трамвайные пути», – отметил Михаил Клещенок.
Директор трамвайного управления также рассказал, что обнаруженный фрагмент рельса длиной в полтора метра. Надпись на рельсе «West Cumberland Steel 1879», что в переводе означает: «Сталь Западного Камберленда 1879».
Графство Камберленд находится на северо-западе Британии. В британской Камбрии в прошлые века находилось самое большое количество — 247 железорудных печей. Кованое железо было «королём» производства в период до 1870-х годов.
В Западном Камберленде в Уоркингтоне (Workington), например, работало 32 печи для лужения для производства кованого железа.
Благодаря добыче угля в Западном Камберленде в 18 веке начала активно развиваться сеть железных дорог, построенных специально для транспортировки угля из карьера в местные порты для отправки угля на рынок по Ирландскому морю. Решено было наладить производство железнодорожных рельсов, первые паровозы с паровой тягой здесь появились в 1816 -1820 году и строительство вагонов, аналогичных тем, что были в Нортумберленде и Дареме.
Первая общественная железная дорога была построена в 1845 году через Карлайл, она обеспечила основу для дальнейшего развития сети железных дорог. К 1847 году была протянута линия рельсов на юг вдоль побережья до железнодорожная развязка Уайтхейвен (WJR), а к 1852 году строительство сети железных дорог было закончено.
«Чёрная металлургическая промышленность Западной Камберленда» в 1856 г. выпустила — 25,530 тонн чугуна.
К 1880 году пик процветания Западного Камберленда прошёл, растущее истощение местных запасов железной руды заставило британских металлургов импортировать руду из Испании. Более новые методы производства стали позволили успешно выплавлять сталь из других видов железной руды в других местах в Великобритании, особенно в Линкольншире и Тиссайде — в 1880 г. — 790,343 тонн чугуна, в 1879 г. — 127,163 тонн стали. Производство просуществовало до 1975 года — 568,749 тонн чугуна, в 1974 году — 231,085 тонн стали.
Большая часть сети железнодорожных линий обслуживающих железорудное производство в Западном Камберленде всё же выжила до 60-х годов прошлого века, поскольку она продолжала обслуживать сокращающееся количество угольных и железорудных карьеров, вдали от береговой линии большинство пассажирских перевозок исчезло уже в 1930-х годах.
Сегодня линия Камбрийского побережья Британии является единственным выжившим участком когда-то плотной сети железных дорог.
Железнодорожная станция Порт-Карлайл в Камбрии была конечная остановка на железной дороге Port Carlisle, обслуживающая деревню и старый порт, который работал здесь до 1856 года, из порта уходили пароходы до Ливерпуля.
Соединительная линия Брамптон-Брэмптон (Brampton to Brampton Junction line ) также работала на конной тяге с 1838 по 1881 год и была известна как линия «денди» до 1914 года.
«Денди» — один из старых конных экипажей на железной дороге Port Carlisle.
«Трамвайный рельс, найденный в Евпатории, конечно, не современного формата, сейчас таких маленьких рельсов уже не делают», – добавил Михаил Клещенок.
Сейчас снятый трамвайный рельс бережно хранится на складе трамвайного управления Евпатории. Предполагается, что он станет одним из главных экспонатов будущего музея трамвая, который хотят создать в городе.
«У нас есть мысли все-таки создать музей трамвая. Трамвай – это уже бренд, неотъемлемая часть Евпатории. Из старинных экспонатов, конечно, мало что осталось. У нас есть здание 1914 года постройки. У нас есть токарный станок также выпуска 1914 года, мы его до сих пор используем, протачиваем на нем колесные пары. Что-то поищем, спросим у коллег», – подчеркнул Клещенок.
По его информации, сейчас на линиях города всё ещё работают трамваи производства 1956-1957 годов. Все они иностранные, произведены в Чехословакии и ГДР. Евпаторийский трамвай является одной из немногих действующих на территории бывших Российской империи и СССР систем с использованием колеи 1 000 мм, он начал работать в 1914 году.