Православный праздник День Святой Троицы в 2018 году приходится на 27 мая. Празднику Святой Троицы предшествует Троицкая родительская суббота – 26 мая.
День Святой Троицы в православии наступает на 50-й день после Пасхи, учитывая и саму Пасху, и всегда приходится на воскресенье. В 2018 году этот праздник отмечается 27 мая.
Троица (др.-греч. Τριάς, лат. Trinitas) — богословский термин, отражающий христианское учение о трёх Лицах единого по существу Бога. Впервые термин «Троица» засвидетельствован у Феофила Антиохийского (II век)
Троица — это двунадесятый подвижный праздник, который попадает на воскресенье через семь недель после Пасхи и установлен в воспоминание сошествия Святого Духа на апостолов в виде огненных языков. Своё первое название праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, о чем им говорил Иисус Христос перед своим вознесением на небеса. Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога – Отца, Сына и Святого Духа.
Троица также называется Пятидесятницею от того, что сошествие Святого Духа совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом и совпало с ветхозаветным праздником Пятидесятницы (в память Синайского законодательства).
Празднование Святому Духу совершается на другой день после Святой Пятидесятницы, в понедельник, который поэтому называется «Духовым днём». Праздник называется иначе Троицыным днём, потому что с сошествием Св. Духа на апостолов вполне открылась Святая Троица и закончилось дело Её о спасении людей.
Праздник Святой Троицы называют днём рождения Церкви.
По старой русской традиции, пол храмов и домов верующих в этот день устилают свежескошенной травой, иконы украшаются березовыми ветвями, а цветом облачений служит зелёный.
Суббота накануне Троицы традиционно является днём особого поминовения усопших. Ежегодно в православии отмечается пять родительских суббот, и вселенская Троицкая – одна из них. Установление этой памяти также уходит к апостольским временам.
В России Троицкая суббота считается самым большим и почитаемым поминальным днём. Люди посещают кладбища, поминают своих усопших родственников, украшают зеленью их могилы, устраивают ритуальные трапезы.
Главной молитвой в этот день считается «Царю небесный».
«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.»
Перевод молитвы на современный русский язык: «Царь Небесный, Утешитель (Советник, Наставник), Дух истины, везде сущий (находящийся) и все наполняющий (присутствием Своим), Сокровище благ и Податель жизни, прииди и поселись в нас, очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши.»
В этой молитве мы молимся Святому Духу, третьему Лицу Святой Троицы. Мы называем в ней Духа Святого Царем Небесным, потому что Он, как истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром.
Называем его Утешителем, потому что Он утешает нас в наших скорбях и несчастиях.
Называем Его Духом истины (так назвал Его Сам Спаситель), потому что Он, как Дух Святой, научает всех только одной истине, правде, только тому, что для нас полезно и служит к нашему спасению. Он Бог, и Он везде находится и все Собою наполняет: Иже везде сый и вся исполняяй.
Он, как управляющий всем миром, всё видит и, где что нужно, даёт. Он есть сокровище благих, то есть хранитель всех благодеяний, источник всего хорошего, что только нужно иметь.
Мы называем Духа Святого – жизни Подателем, потому что все в мире живет и движется Духом Святым, то есть все от Него получает жизнь, и особенно люди получают от Него духовную, святую и вечную жизнь за гробом, очищаясь чрез Него от своих грехов.
Мы обращаемся к Нему с просьбой: «Приди и поселись в нас», то есть постоянно пребывай в нас, как в своем храме, очисти нас от всякой скверны, то есть греха, сделай нас святыми, достойными Твоего в нас пребывания, и Спаси, Добрый Источник высшего добра, наши души от грехов и через это даруй нам Царство Небесное.
Молитва ко Святой Троице. (Гимн 54.)
О Отче, Сыне и Душе, Троица Святая,
Благо неисчерпаемое, для всех текущее,
Красота многолюбезная, не имеющая насыщения,
Чрез веру одну и сверх надежды спаси меня.
О Свет трисиянный, о Троица Пресвятая,
Троица лицами и Единица существом,
Чрез веру одну и сверх надежды спаси меня.
Источник премудрости, излияние святыни,
Чрез веру одну и сверх надежды спаси меня.
О огнь, очистительный для грехов,
Душу мою очисти от прегрешений,
(Душу мою омой от неведения),
Душу мою исхити от скверн,
Властвуй над помышлениями души моей,
Царствуй над представлениями ума (моего),
Покажи меня всесильным царем над страстями,
Господством ума воссияй в сердце моем,
Освободи от всякого греха,
Просвети и украси омраченного,
Воззри на меня оком милостивейшим,
(Очисти и удобри потемненного).
О Отче, Сыне и Душе, Троица Святая,
Ты мне подай светоносного Ангела,
Уму помощника, пестуна, защитника,
(Хранителя души моей и тела),
Руководителя, направляющего ко спасению.
Очисти душу мою и плоть,
Ты меня смертного соделай освященным,
Ты меня устрани от земного мудрования,
Ты иссуши во мне источники злобы,
Ты мне источи дожди слез.
Ибо Ты – Бог сострадательный, благодетель,
Незлобивый ко всем беззаконновавшим,
Весьма доступный для всех согрешивших
И долготерпеливый ко всем отвергшимся.
Неправедным и освященным,
Не беспорочным и просвещенным
Ты определил спасение искупления.
Благости Твоей приношу моление:
Согрешил, сотворил неправду и преступил заповеди Твои,
Согрешил, соделал неправду и явился осужденным,
Согрешил, отвергся и не устыдился.
Но умоляю благость Твою,
Но молю незлобие (Твое),
Но упрашиваю крайнее благоутробие,
Но взываю к Тебе: спаси и помилуй меня,
Остави множество грехов моих,
Остави ужасные долги мои,
Остави многие скверны мои,
Остави все мои мерзости,
И не сокруши меня со грехами,
И не умертви меня с беззакониями,
Не восхити меня со злыми помыслами,
Не сожги меня с мерзостями,
Не лиши меня вечных благ,
Не отвергни меня от бессмертной трапезы,
Не устрани меня от радости святых,
Не лиши меня спасения моего.
И снова подай мне дар крещения –
Монашеский образ, Божественный и великий,
Ибо прежний я осквернил грехами,
Прежний сделал бесполезным мерзостями.
Даруй мне покаяние, Владыко,
Сподоби священного причащения,
Хлеба жизни и чаши Боготочной крови,
Во изглаждение многих согрешений,
Во избавление, в очищение, во спасение.
В последний же горький час смерти,
Час тяжелый и мучительный
Час темный и мрачный,
Спаси, сжалься и помилуй меня;
Душу кротко отдели от плоти,
От моей негодной плоти,
Мрачную душу покажи просвещенною
И избави от лукавых бесов.
Все рукописания грехов
И записи долгов моих
Разорви, рассыпь в бездну ада,
Расторгни, испепели, попали до конца.
Пошли тогда кротких и светлых Ангелов,
Отражающих толпы бесов,
Восхищающих душу от наказания,
Сострадательных к душе мучимой,
Возносящих (ее) горе без грехов
К трисветлому и единому Царю,
Соединяющих ее со всеми спасаемыми
И сподобляющих радости святых.
Посредником приими благость Твою,
Избранной ходатаицей дай мне благодать Твою,
Благостыню, незлобие,
Сострадание и крайнее благоутробие.
Приими вторую высочайшую ходатаицу –
Радование мира, Матеродеву – Отроковицу,
Божественную лествицу, одушевленный жезл и престол.
Ибо Ты – Бог сострадательный, благодетель,
Бог кроткий для законопреступничавших,
Бог подающий искупление грехов,
Бог дарствующий всем спасение.
О если бы же и на мне Ты показал благость (Твою)!
О если бы и на меня Ты излил токи благоутробия Твоего!
Ибо я законопреступничал более всех,
От самой утробы (матери) и до нынешнего времени.
Спаси меня вопреки достоинству и сверх надежды,
Чрез одну Твою благость и благостыню,
Чтобы я благословлял и с любовью величал Тебя,
Дабы благодарил и искренно воспевал;
В будущем же спасительном веке
Чтобы и я благословил благословенного Владыку,
Которого благословляют силы небесные
Во все неисчислимые веки.
Молитва к трём святым:
«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.» (читается троекратно, каждый раз — с крестным знамением и поясным поклоном).
Молитва Господня
«Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.»
Господи, помилуй! (12 раз)