В христианском учении Троица означает триединство Единого Бога. Впервые термин Троица ( лат. Trinitas) упоминается у Феофила Антиохийского (II век): «Три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости»….
Троицын день — праздник Пятидесятницы день Сошествия Духа Святого на апостолов, в виде огненных языков. Пятидесятница (англ. Pentecost), отмечается в восьмое воскресенье, в 50 день после Пасхи (Воскресения Христова), отчего и называется Пятидесятницею.
Сошествие Святого Духа на апостолов – это свершение нового, вечного Завета Бога с человеком. Дух Святой в этот день явился в мир видимым образом и человеческая душа получила дар спасающей благодати. И с этого времени Церковь Христова стала расти через усвоение и присоединение к себе других душ.
Пятидесятница (англ. Pentecost) — пятидесятый день после праздника Пасхи — был одним из трёх великих ветхозаветных праздников. Сошествие Святого Духа не было неожиданным событием для апостолов. Еще за несколько столетий до рождения Спасителя Господь Бог начал готовить людей ко дню их духовного возрождения и предсказывал устами пророков:
«Вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и изолью от Духа Моего на всякую плоть… Изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее… и вы радостно будете почерпать воду из источников спасения… И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце из плоти. Вложу внутрь вас Дух Мой…» (Иоиль 2:28; Ис. 12:3, 44:3; Иез.).
Готовясь вернуться к Своему Небесному Отцу, Господь Иисус Христос перед распятием в прощальной беседе с апостолами говорит о предстоящем сошествии Святого Духа. Господь объясняет ученикам, что Утешитель — Дух Святой — должен вскоре прийти к ним, чтобы завершить дело спасения душ человеческих.
Готовясь к принятию Святого Духа после вознесения Господа на Небо, ученики Христовы вместе с Пресвятой Девой Марией, с некоторыми женами-мироносицами и другими верующими (около 120 человек) на Пятидесятницу находились в Иерусалиме, в «Сионской горнице», где ранее, до Своих страданий, Господь совершил Тайную вечерю.
Апостолы и все собравшиеся ожидали, когда Спаситель пошлет им «Обетование Отца», и они облекутся силой свыше, хотя они не знали, в чем собственно будет состоять пришествие Духа Утешителя (Лк. 24:49). И вот, в 9 часу утра, когда народ обычно собирался в храм для жертвоприношения и молитвы, внезапно над Сионской горницей послышался шум, как будто от бурного ветра. Шум этот наполнил дом, где находились апостолы, и одновременно над головами апостолов появилось множество огненных языков, которые стали опускаться на каждого из них.
Эти языки имели необыкновенное свойство: они светили, но не жгли. Но еще более необычайным были те духовные свойства, которые эти таинственные языки пламени передали апостолам. Каждый, на кого этот язык пламени спускался, чувствовал в себе большой прилив духовных сил и, одновременно, несказанную радость, воодушевление, умиротворение и горячую любовь к Богу.
Эти новые чувства апостолы стали выражать в радостных восклицаниях и в громком славословии Бога. И тут оказалось, что все они говорили не на своём родном галилейском, а на каких-то других, неизвестных им языках.
Так совершилось над апостолами крещение Духом Святым и огнём, как было предсказано пророком Иоанном Крестителем (Мт. 3:11). Шум, напоминающий бурный ветер, привлек многих людей к дому апостолов. Увидев стекающийся со всех сторон народ, апостолы вышли на кровлю дома и стали на разных языках петь хвалебные молитвы и прославления Богу. Слыша поток радостных молитв, собравшийся народ удивлялся тому, как могли апостолы- галилеяне, люди необразованные и не знающие других языков, вдруг заговорить на разных языках, прославляя Бога.
Увидев недоумение людей, апостол Петр выступил вперед и произнёс свою первую проповедь, в которой объяснил собравшимся, что в чудесном сошествии Святого Духа исполнилось древнее предсказание. Кратка и проста была проповедь апостола Петра, но поскольку устами его говорил Дух Святой, то эти слова проникли в сердца слушавших его людей.
«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа. И вы не только будете прощены, но и сами получите благодать Святого Духа» — сказал апостол Пётр.
Многие, уверовавшие во Христа по слову апостола Петра, тут же всенародно покаялись в своих грехах, крестились, и к вечеру этого дня Церковь Христова из числа 120 выросла до 3000 Христиан.
В день Пятидесятницы впервые явственно открылась тайна Божественного Существа. На вере в Триединого Бога зиждется всё христианское вероучение. Догмат о Святой Троице является в христианстве основным, он объясняет все дело искупления грешного человечества.
Всё Христианское богослужение начинается с прославления Пресвятой Троицы. Молитвы ко Святой Троице сопровождают человека от появления его на свет до смерти. Первые слова, которые Церковь обращает к только что родившемуся младенцу и с которыми возрождает его в таинстве Крещения: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».
С отроческого возраста кающемуся отпускаются на исповеди грехи его «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Во имя Святой Троицы совершается таинство брака. Наконец, молитва иерея при погребении усопшего: «Яко Ты еси Воскресение…» заканчивается обращением ко Святой Троице.
Ко всенощной службе этого дня, как и на Пасху, обычно происходят массовые крещения, и этот обычай до сих пор сохраняется и в Римско-католической церкви, в литургии которой этот праздник по своему значению приравнивается к Пасхе. Знаменитая «золотая секвенция», «Гряди, Святой дух» («Veni Sancte Spiritus»), гимн, принадлежащий неизвестному автору 13 века, поется во время праздничной мессы Пятидесятницы.
В Католической церкви празднование Пятидесятницы (Сошествия Святого Духа) и дня Святой Троицы разделено, день Святой Троицы отмечается в следующее воскресенье за Пятидесятницей. В католической традиции праздник сошествия Святого Духа открывает так называемый «цикл Пятидесятницы». День Святой Троицы — 7 день по Пятидесятнице
Праздники сошествия Святого Духа и день Святой Троицы имеют в римском литургическом календаре высший статус — «Великого торжества». Цвета облачения священников в день Пятидесятницы — красные, в напоминание об «огненных языках», сошедших на апостолов; а в день Святой Троицы — белые, как и в другие великие праздники; в день сошествия Святого Духа — зелёные облачения священнослужителей.
В день сошествия Святого Духа служат две мессы по различному чину — месса навечерия (в субботу вечером) и месса днём (в воскресенье днём).
Месса днём праздника Пятидесятницы: «Боже, тайной сегодняшнего праздника Ты освящаешь Церковь Твою, в которую призваны все народы. Ниспошли всему миру обильные дары Духа Святого и соверши в сердцах верующих те чудеса, которые Ты сотворил в начале проповеди Евангелия. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков»
Праздник Святой Троицы установлен апостолами, после дня сошествия на них Святого Духа апостолы заповедовали вспоминать это событие всем христианам (1 Кор.16,8; Деян. 20,16) и ежегодно праздновать День Пятидесятницы.
Пятидесятница завершает все великие праздники – от Благовещения Пресвятой Богородицы до Пасхи и Вознесения Господа Иисуса Христа. Это завершение долгого, крестного, тернистого пути спасения мира Богочеловеком Христом, день рождения Церкви Христовой, в ограде которой совершается спасение людей благодатью Святого Духа.
Во многих восточноевропейских странах — Польша, Белоруссия, Россия, Украина, и в католических храмах России существует традиция украшать храм ветвями деревьев (берёзы), травой и цветами.
Принять участие в Крымском пешем паломничестве очень просто, заходите на сайт gotiya.com