Не далеко от ремесленной синагоги Егия-Капай, на Караимской улице, виднеется купол старинной русско-турецкой бани, построенной в 1899-1900 годах жителем Евпатории по имени Сильсле. Первоначально баня Сильсле называлась «Торговой», затем «Немецкой» и, наконец, «Русско-турецкой» баней. Посетители бани могли выбрать отделение с сухим горячим воздухом или с хорошим, крепким паром. Эта баня работала не долго, во время Первой мировой войны купол здания был разрушен снарядом, разрушенные помещения бани не восстанавливались, а приспособили под временное жильё и сейчас бывшие помещения русско-турецкой бани находятся в частном домовладении. Остатки стен русско-турецкой бани и рельеф купола можно увидеть во дворе на улице Караимской, оставшиеся строения превращены жителями двора в подсобные помещения.
Другая турецкая баня — «хамам» (в переводе: «жар» или «греть») — находится совсем рядом, на улице Красноармейской, 20. Турецкая баня была построена в середине XVI века и является памятником архитектуры.
В XVI веке Евпатория называлась Гезлевом. В городе на 2 тысячи дворов было 24 мечети , 11 гостиниц, 7 колодцев с «чистой кристальной водой», несколько сотен частных бань, которые строили состоятельные люди на собственных подворьях, и 5 общественных бань. До наших дней сохранились развалины лишь одной бани, по улице Красноармейской.
Здание бани очень напоминает средневековую баню, построенную в Феодосии по проекту выдающегося турецкого зодчего Ходжи Синана.
В турецкой бане традиционно устраивалось два входа. Входная дверь справа — вела в мужское отделение, а дверь слева – в женское. Оба отделения турецкой бани имеют симметричное расположение банных комнат.
Первое помещение – это раздевалка (джамкон). Здесь посетители освобождались от одежды, обертывались банной простынёй и одевали специальные банные деревянные сандалии (налык), спускались по трём каменным ступенькам под низкую арку и попадали в просторное помещение с белыми мраморными скамьями — комнату отдыха (соулук), из которой можно было попасть в 9 отсеков – парилка, комната для мытья, массажная, бассейн и т.д.
В парилке стояли вдоль всех стен белые мраморные скамьи и температура воздуха достигала 45 градусов по Цельсию, а температура пола была гораздо выше, 55 градусов, поэтому никто не ходил здесь босиком. В парилке, с сухим паром, посетители сидели и потели минут 25-40, затем переходили в следующее помещение.
Несмотря на жару, в бане дышалось очень легко — благодаря прекрасной вентиляции в потолке купола.
Посредине второго зала стоял журчащий фонтан, окружённый белыми мраморными скамьями – это большое помещение для мытья, мыльную комнату (Согуклук) . В стенах были неглубокие ниши с кранами с горячей и холодной водой. В этом зале совершали омовение с помощью индивидуальных тазов. Вверху на потолке купола также устроена вентиляция с помощью небольших круглых, как иллюминаторы окошек, сквозь которые было видно небо.
В центре третьего помещении стоял стол для массажа (гей бек-таш), буквально «камень-пуп» или камень для живота. Здесь командует сильный, ловкий, всегда приветливый, опытный банщик, который надевает рукавицу из твёрдой шерсти и хорошенько трёт спину посетителя и разминает и массажирует все суставы его тела.
Специальный служащий обдаёт горячее, как огонь, тело посетителя холодной водой. Теперь, посвежевший посетитель может взять мыло и тщательно помыться. Прохладный душ смывает вместе с мыльной пеной всё, что обременяло организм.
Завершает банную церемонию бассейн с холодной водой и впечатление, будто родился заново! Вновь посетитель обёртывался простынёй и возвращался в комнату отдыха, чтобы немного полежать и подремать.
Баня и в античные времена, и в средневековье была своеобразным городским клубом, в котором посетители проводили весь день общаясь друг с другом, наслаждаясь теплом, чистотой и комфортом. Во многих народных традициях осталась привычка посвящать банным процедурам весь день. В наше время многие санатории и пансионаты бальнеологического курорта Евпатории оснащены прекрасными спа-салонами, происхождение аббревиатуры «спа» часто объясняется латинской фразой «sanitas per aquam» — «оздоровление водой» или «к здоровью через воду». При помощи водных процедур и массажа в современных спа-салонах люди восстанавливают своё физическое и эмоциональное здоровье, получают прекрасный заряд бодрости и энергии. Благодаря очистительным банным процедурам, которые входят в привычку и становятся насущной потребностью.
Особенную радость от общения во время банных процедур ощущали женщины – мусульманки, ведущие затворнический образ жизни в стенах своего дома. Посещение бани было прекрасным поводом оставить дом, хоть ненадолго выйти «в люди» и почувствовать себя свободными от суровой опеки и надзора мужа и родственников. Мусульманские женщины приходили в баню ранним утром и проводили там почти весь день. В бане, в комнате отдыха расстилались яркие ковры, выставлялись блюда с фруктами и сладостями, заваривался зелёный чай или кофе, наливали прохладительные напитки, женщины делились новостями, свахи высматривали красивых невест.
Вот впечатления одного из посетителей нашей общественной бани — турецкого путешественника Эвлия Челеби. «Кoвры там чистые, а банщики все красивы, ловки и умелы, — удовлетворенно вспоминал гость. Есть там также несколько слуг прекрасных, как солнце, которые обслуживают человека согласно всем его просьбам и пожеланиям… в бане приятный воздух и вода», и добавил: «местные бани наполняют человека радостью и восхищением, а лица местных жителей по большей части румяные»… «больные попадаются в тех краях весьма редко». Эвлия Челеби побывал в гёзлёвской турецкой бане (Евпатория в 17 веке именовалась Гёзлёв) в середине XVII столетия, к тому моменту баня уже проработала около ста лет.
Евпаторийскую турецкую баню посетили все знаменитости побывавшие в нашем городе — Леся Украинка, Анна Ахматова, Илья Сельвинский, Владимир Маяковский, Адам Мицкевич…
За 450 лет своего существования турецкая баня несколько раз ремонтировалась, обновлялась, перестраивалась, постепенно теряя первоначальный облик и в 1987 году были окончательно закрыты. Недобросовестный арендатор фактически уничтожил живой, действующий механизм бани, которая отапливалась с помощью горячего воздуха, поступающего по трубам , проложенным под полом и мраморными лавками, а вода поступала по свинцовым трубам – их тоже нет – всё демонтировано и разрушено.
С 2003 года Молодёжная общественная организация «Всесвит» пытается вернуть турецкой бане средневековый колорит, сохранить то, что осталось и реставрировать памятник архитектуры Национального значения. Такая старинная баня на территории Украины была только в Евпатории!