Крым в административном подчинении УССР.
В составе Украинской ССР Крымская область находилась с 1954 по 1991 годы. В состав независимой Украины Крым перешёл в статусе Автономной Республики Крым (АРК).
В 1954 г. Крым был передан в административное подчинение УССР, которая была образована за счёт территории самопровозглашенной, но не состоявшейся УНР, территорий РСФСР, переданных в 30-е годы в административное подчинение, и территорий, присоединенных по решению Ялтинской и Потсдамской конференций по итогам войны. Украина по конституции СССР имела суверенное право выхода из СССР, но процедуры выхода не было. Севастополь и Балаклава оставались в союзном подчинении.
На законодательном уровне статус автономии Крыма был закреплен 12 февраля 1991 года, когда Верховная Рада Украинской ССР приняла закон о восстановлении КАССР в рамках существующей Крымской области Украинской ССР. За воссоздание автономной республики проголосовало 93% населения Крыма.
4 сентября 1991 года Верховный Совет Крыма принял Декларацию о государственном суверенитете республики. Россия не возражала против воли крымского народа.
17 марта 1991 года в СССР прошёл референдум по вопросу о сохранении Союза ССР как федерации равноправных республик. Была определена следующая формулировка вопроса: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой в полной мере будут гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» Большинство населения страны на референдуме СССР высказались за сохранение СССР как федерации, но руководство СССР, потело механизмы централизованного управления, и процесс распада СССР продолжался. Ярче всего это проявлялось в войне законов, т.е. игнорировании местными органами власти Конституции СССР, законов СССР, создании неконституционных, параллельно Советам, структур власти на местах и т.д.
8 декабря 1991 г. Три республики, как учредители СССР и члены Союзного Договора, подписали акт о роспуске СССР. При этом не было каких-либо решений о будущих государственных границах. Границы оставались административными и их гарантом был СССР, правопреемницей которого по договору стала РСФСР а потом и РФ, следовательно, становилась и гарантом территориальных границ республик, определенных административным делением территорий СССР.
УССР после Беловежского соглашения 1991 года о прекращении союзного договора присоединила Крым целиком вместе с Севастополем и Балаклавой, фактически российскими территориями по преемственности, на которые не имела даже административных прав, однако брала плату за аренду ВМБ Севастополя для ЧФ, как за собственность. Это была по существу негласная аннексия территорий, никогда не принадлежавших УССР.
По традиционному праву республики, осуществляя выход из СССР, должны были бы выйти в тех границах, в которых они входили изначально в СССР по Союзному договору. Иначе налицо присутствует фактическая аннексия территорий РСФСР и других соседних республик. То есть Крым и территории Новороссии, Прикарпатья и Закарпатья были аннексированы Украиной в одностороннем порядке без делимитации и демаркации государственных границ по договору с РСФСР, как преемницей СССР и соседним государством.
Провозглашение независимости Крыма и присоединение его к РФ.
Второй юридический фактор, лишивший Украину даже административных прав на Крым, это провозглашение крымской автономии по украинскому законодательству Республикой Крым в апреле 2014 г. и ее самоопределение как независимой от Украины. А затем присоединение к России в качестве субъектов РФ по результатам всенародного референдума и с согласия РФ.
Объявление независимости Крыма на основе всенародного референдума является общепризнанной нормой международного права при распаде империй ХХ века. Так было во время деколонизации стран Африки, ЮВА и Латинской Америки. Распад СССР был исключительно законным поводом проведения референдумов не только в советских республиках, но и в ранее провозглашенных республиках при распаде Российской империи, таких как Украинская Народная Республика Советов со столицей в Харькове, Донецко-Криворожская Советская Республика, Одесская Советская Республика, Советская Социалистическая Республика Тавриды.
Законным поводом для референдума и самоопределения территорий бывшей УССР также является сам по себе политический кризис на Украине, связанный с государственной несостоятельностью органов центральной государственной власти, вооруженным неконституционным захватом ее институтов, а также насильственным изменением исторического сознания населения и политической идеологии, ущемления прав на культурную идентичность и родной язык.
Таким образом, всё, что произошло в Крыму, легитимно и закономерно. Владимир Путин, оценив всё в комплексе, провел блестящую операцию по возвращению России её исконной территории, при соблюдении всех законов Международного права. И это прекрасно понимают наши западные «партнеры», которые о Крыме уже и не мечтают, и не вспоминают…
Президент России Владимир Путин заявил, что Севастополь де-юре всегда был в составе России, потому что при передаче Крыма Украине в 1954 году про город «просто забыли». Об этом он рассказал на встрече с мэром Москвы Сергеем Собяниным.
«Севастополь был городом центрального подчинения, и даже при передаче — незаконной передаче — Крыма из состава РСФСР в состав Украинской ССР, — сказал глава государства. — Незаконной, потому что решение было принято президиумом Верховного Совета РСФСР, Украины, а затем утверждено президиумом Верховного Совета СССР. А по закону нужно было утверждать Верховными Советами республик и Верховным Советом СССР».
«Но даже при этом незаконном, по сути, процессе, про Севастополь просто забыли, и он не передавался из состава РСФСР в состав Украины, — добавил Путин. — Так что формально и юридически он всегда был в составе России».