В древнерусском дохристианском календаре, месяц август назывался «зарев», ночью зарницы озаряют небо, утром часты холодные зори. «В августе зори провожают, осени кланяются». Название месяца «август» перешло в календари Руси из Византии, бывшей восточной Римской империи.
В 8 году до нашей эры римский сенат переименовал шестой месяц «секстилий» (лат. Sextilis — «шестой») в август (лат. augustus — «божественный, величественный») в честь римского императора Октавиана Августа. Октавиан сам для себя выбрал этот месяц, потому что это был месяц его великих побед, в том числе, завоевание Египта.
Август на Руси называли «венец лета», «межняк», от слова «межа», или граница между летом и осенью. Август на Руси называли «жнивень», месяц, когда на поле сжат хлеб или другие зерновые, остаётся жнивьё — нижняя часть стеблей злаков (зерновых культур) после уборки урожая.. «В августе до обеда — лето, а после обеда — осень». «Август — лета закат». «В августе солнце греет, а вода холодеет». «В августе всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье».
В русских народных месяцесловах Август называли густоед, разносол, хлебосол, все эти названия характеризуют август, как месяц богатого урожая и достатка. Богат месяц август — всего вдоволь. «Месяц август яблоком пахнет». «В августе баба хребет в поле гнёт, да житьё-то её мёд: дни короче, дольше ночи, ломота в спине, да разносол на столе».
В старинных русских пословицах называют «Август — каторга, да, после будет мятовка». «У мужика в августе три заботы: и косить, и пахать, и сеять». Август называл «ленорост», «припасиха-собериха», потому, «Что в августе соберешь, с тем зиму и проведешь». «Август варит, сентябрь к столу подаёт».
Названия августа во многих славянских языках свидетельствуют о полевых работах по сбору урожая в этом месяце, о жатве, о сборе урожая. «Август» на украинском языке — «серпень», на польском — sierpień, на чешском — srpen, происходит от слова «серп». земледельцы весь месяц не выпускали из рук серп во время жатвы урожая. В белорусском языке — «жнівень», от слов — жнивьё, жать, нива. На литовском языке август — руг-пжутис – «rugpjūtis» — «жатва ржи», от слов «rugis» — рожь, «pjūtis» — жатва. На хорватском языке август называется kolovoz, земледельцы вывозили на возах урожай с полей.
На арабском языке месяц август называют Сүмбіле — Sumbile — أغسطس — арабы почитают в августе звезду Сириус. На финском языке месяц август называют elokuu — «месяц хлеба», от слова «elo» — «жизнь, хлеб, зерно».
Уже и недалека встреча осени – осенины… А пока есть ещё время порадоваться теплому лету, яркому солнцу, хорошему урожаю.
Народный календарь августа
— 1 августа – Макрида, Мокрины. По погоде этого дня делали прогнозы о будущей осени. «Макрида снаряжает осень, а Анна (7 августа) – зиму». Хороший день предвещает сухую осень: «Коли Макрида сухая, то и осень суха, а коли мокро – и осень будет мокра», «Коли на Мокрины дождь, на следующий год уродится рожь», «Макрида показывает, каков будет озимый посев: если дождь – смело сей под зиму», «Если в тот день дождь, то будет хороший урожай орехов». В этот день запрещалось заниматься прополкой — «чтобы не гнили овощи».
— 2 августа – Илья Пророк. До этого дня старались закончить заготовку сена: «До Ильина дня в сене — пуд мёду, после Ильина дня – пуд навозу», «Пророк Илья лето кончает, жито зажинает», «Илья Пророк – косьбы хлебов срок». К этому дню обычно утихает жара, устанавливается умеренное тепло. Начинаются холодные утренники, конец купального сезона: «С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна». «На Илью до обеда лето, а после обеда — осень». Примечали погоду: «Коли на Илью сухо, то потом шесть недель будет сухо» (до 10 сентября), «На Ильин день дождь – озимую рожь надо сеять позже», «Если на Илью дождь – картошка уродится». К Ильину дню выпекали первые колоба из нового урожая зерна. Был строгий запрет на любые сельхозработы в этот день – «чтобы не навлечь бедствий».
— 3 августа – Онуфрий Молчаливый. В этот день принято было работать молча и ладить закрома. Просушить, подготовить места хранения — к приёму нового урожая и хранению растений зимой.
— 4 августа – Мария Ягодница, Мария Магдалина. В этот день на рассвете замечали появление росы на льнах: якобы обильная роса уничтожает белизну льна и останавливает его рост. «На Марию сильные росы — льны будут серы и косы», «Коли в этот день гроза — сена будет за глаза», «Если гром гремит беспрерывно — будет град». На Марию вынимали цветочные луковицы. Поскольку в этот день не работали в поле, то старались в садах и в лесу набрать побольше ягод. Готовили из них разнообразные блюда, варили варенье, делали ягодные заготовки в зиму.
— 5 августа – Трофим Бессонник. Время усиленных работ в поле и огороде, спать некогда: «Хорошему хозяину и день мал», «Долго спать – с долгом встать». Однако в полдень запрещалось не только работать, но и вообще выходить на улицу без особой надобности. «Калинники-малинники» — собирали малину, пекли пироги с ягодами вплоть до 12 августа: «С малинника лыки не велики, да ягоды сладки; а с калины лык надерешь, да ягод в рот не возьмешь».
— 6 августа – Борис и Глеб, Поликопны. 24 июля (6 августа) отмечают день памяти первых русских святых князей Бориса и Глеба, которые считаются покровителями русских князей и русского воинства в их ратных подвигах. «На Бориса и Глеба поспевает хлеб, наступает пора сбора лечебной черемухи». На Руси называли этот день и Поликопнами: бывали большие грозы и спаливали копны у тех, кто работал в поле. Поэтому говорили: «На Бориса и Глеба часты сильные грозы», «На Глеба и Бориса — за хлеб не берись».
— 7 августа – Анна Летняя, Анна Холодные Утренники. По погоде на Анну судили о грядущей зиме: «Если в этот день будет холодный утренник, то зима будет ранняя и холодная», «Если на Анну дождь идет — зима снежная и тёплая будет, а если иней выпадет — к холодной зиме», «Какова погода на Анну до обеда — такова зима до декабря, какова после обеда — такова после декабря», «Муравьи увеличивают муравейники — зима холодная будет», «Дождь перемежается с солнцем на Анну – будет хороший урожай ржи в следующем году». На Анну поспевает весомый урожай раннего картофеля, из которого готовили разнообразные блюда и
— 8 августа – Ермолай, Марьев день. При теплом ясном дне спешили закончить жатву хлеба: «Ермолай — хлеб прибирай». С этого дня начинали сбор ранних яблок, однако есть их пока было нельзя вплоть до Яблочного Спаса.
— 9 августа – Никола Кочанный, Пантелеймон Зажнивный, Палий Целитель. Это был зажнивный праздник — колосья с полей приносили в церковь для освящения. Запрет на полевые работы: «Кто на Палия работает, у того гроза спалит хлеб, сено». В народе святого целителя Пантелеймона называют Палием, ему молятся для избавления от болезней. Знахарки в этот день традиционно шли за целебными травами. Постепенно меняется погода: «С этого дня по утрам холода начинаются». «На Николая Кочанника капуста свертывается в кочаны». В этот день было принято печь пирожки с капустой и потчевать всех. Чтобы капустные кочаны не трескались, в начале вилкования их несколько раз в неделю поливали сверху холодной водой.
— 10 августа – Прохора-Пармены. В этот день славили кузнецов. «На Прохора и Пармены не затевай никакой мены». Собирали плоды созревших груш и другие дары сада, делали заготовки на зиму. Сажали и пересаживали растения.
— 11 августа – Калинники, Калинов день. В этот день славили калину – символ женственности, любви и красоты. В северных районах возможны холодные и сырые утренние туманы, заморозки: «Если на Калинов день не будет заморозков, так и Лука (5 сентября) не заморозит».
— 12 августа – Силин день, Силы и Силуяна. Начало заготовки корней лопуха: «На Силу — лопух берет от земли силу», «На Силы и Силуяна рожь бывает пьяна» (т. е. клонится к земле от тяжёлого зерна). «На Силу рожь посеянная родится сильно» — это был наилучший срок посева озимых в средней полосе России. Примечали погоду: «Если в это время стоят пасмурные и прохладные дни, то дожди не скоро польют», «Если ветреная погода и дождь – к долгой мокроте».
— 13 августа – Евдокимов день, Евдокимово заговенье. «Конь с места не тронется, пока мужик над бороной не наклонится», «Коли не заговоришь борону на Евдокима, то не угодишь коню» — поэтому заговаривали борону, чтобы не сломались её зубья. В этот день славили репу, ели её свежей и делали разнообразные блюда из репы.
— 14 августа — Макковей, Медовый Спас, Мокрый Спас. День водоосвящения, купание в освящённых источниках, озерах, реках. Пчеловоды шли в церковь с мёдом для его освящения. А крестьяне освящали собранные овощи и семена, головки мака. Делали маковенники, устраивали народные гулянья. Примечали погоду: «Спас медовый – начало холодных рос, первых заморозков, холодных утренников», «У Спаса всего в запасе: и дождь, и ветер, и вёдро, и разнопогодье», «Коли на первый Спас заморозков нет, то и до Успения (28 августа) не будет», «Коли на Спас не было инея – хлеба дойдут хорошо». Первые проводы лета.
— 15 августа – Степанов день. Примечали погоду: «Каков этот день, таков и сентябрь». По погоде 15-19 августа определяли, какая будет погода в сентябре-январе. Купали лошадей и поили их посеребренной водой. В этот день плели семейный «Степанов венок», а целебные цветы и травы для него собирали всей семьей. Венок приносили домой и вешали в красном углу — когда приходили беда и болезни в дом, хозяйка отрывала от венка «могучие травы» и запаривала их. Считалось, что сила Степанова венка сохранялась вплоть до 23 апреля следующего года.
— 16 августа – Исаакий Малинник, Антон Вихревей. «Каков Вихревей – таков и октябрь», «Каков Исакий – таков и Никола Зимний (19 декабря)». «На Исакия вихри — крутая зима», «Если в этот день будет ветер с юга и появятся вихри, завихрит со всех сторон – будет злющая зима с толстым снегом на дома», «Сильный холодный ветер – к морозной зиме, теплый ветер – к мягкой и снежной зиме». В этот день славили малину, много её ягод заготавливали для лечения и для кулинарных целей.
— 17 августа – Семь отроков, Авдотья Малиновка, Евдокия Огуречница. «Каков этот день, таков и ноябрь». Сбор и заготовки на зиму малины и огурцов, варка варенья. С этого дня обычно начинаются дожди, что вредно для сена: «Семь отроков сено гноят», «Не идет дождь, когда просят, а идет, когда косят», «Идет дождь, где жнут, а не идет, где ждут», «Если в этот день дождь, то идти ему семь дней (до 24 августа)».
— 18 августа – Евстигней Житник. «Каков Евстигней, таков и декабрь». В этот день заклинали жнивы и славили репчатый лук. Начинали регулярно есть сырой лук с хлебом, солью и квасом – чтобы набраться здоровья и бодрости. В горницах развешивали сплетённые связки из луковиц, чтобы воздух помещений очистился.
— 19 августа – Преображение, Второй Спас, Яблочный Спас, Лакомка. Окончание главных летних полевых работ, первая встреча осени – Осенины. В этот праздник проводился обряд окропления земли и засевания поля, а в церкви совершалось освящение созревшего винограда, яблок и других плодов. Народные гулянья, наблюдение за заходом солнца и погодой: «Спас – время частых перемен в погоде», «Каков этот день, таков и январь», «Каков Яблочный Спас, таков и Покров», «Коли сухой этот день, будет сухая осень, мокрый – мокрая осень, ясный – суровая зима».
— 20 августа – Пимены Марины. Традиционно пекли пироги с лесной малиной, потчевали всех яблоками, целебным медом, вареньем. «В день Марины не ищи в лесу малины: девки лес обойдут, дочиста оберут». «Если в этот день аисты готовятся к отлету, то осень будет холодная».
— 21 августа – Мирон Ветрогон, Михеев день. В этот день бывали сильные ветры. «На Михея дуют ветры-тиховеи — к вёдреной осени, на Михея буря — к ненастному сентябрю». «Каков Мирон, таков и январь», «Ранние заморозки, утренний иней сулят хороший урожай в будущем году». В этот день обычно начинали собирать в лесу целебную ежевику и опята.
— 22 августа – Матфей. Обычно начало осенних моросей: «Матвей ненастье подпускает, осенний дождь летний перебивает». «Если пал первый иней – к хорошему урожаю будущего лета».
— 23 августа – Лаврентий, Зоречник. Примечали в полдень колебание воды. Если реки и озера не волнуются ветром, то ожидалось, что осень будет тихая, а зимой не будет сильных метелей: «Осень и зима хорошо живут, коли на Лаврентия вода тиха». Эта же примета пророчила хорошую рыбалку в конце лета и в начале осени. «Если в этот день вода не волнуется, то осень будет тиха, а зима – без вьюг и злых метелей», «Если в этот день идет дождь, то он будет идти всю осень», «Если стоит сильная жара, то она продержится и осенью долго». «С этого дня деревья в росте останавливаются, а опять они тронутся в рост в Преполовение (28 апреля)».
— 24 августа – Федор-Василий, Евпл. Полагали, что в эту ночь буйствует нечистая сила и бегает белый конь. В этот день начиналась стрижка овец, обработка шерсти.
— 25 августа – Фотя Поветенный. День наведения порядка в хозяйственных помещениях жилища и во дворе — в кладовых и в сараях: «На поветях всё хозяйское сокровище запрятано – нельзя допустить, чтоб «чёрт там ногу переломил»». Примечали погоду: «Иней в этот день – к урожаю будущего года», «Если в этот день дождливо – бабье лето будет коротко», «Если стоит ясная и тёплая погода – к урожаю белых грибов».
— 26 августа – Тихон Страстной. День памяти иконы Божьей Матери «Семистрельной». На Руси верили, что «Семистрельная» икона обеспечит полную безопасность дому и всем домочадцам. Как возникла икона «Семистрельная»? В Евангелии от Луки рассказано, как на 40-й день после рождения Иисуса Христа Дева Мария и Иосиф принесли сына в Иерусалимский храм, крестивший ребёнка Симеон признал в нём Мессию. Зная обо всех испытаниях, которые обрушатся на Иисуса, Симеон произнёс пророческие слова Деве Марии: «И Тебе Самой оружие пройдёт душу».
— 27 августа – Михей Тиховей, день каменщиков. По силе ветров судили о предстоящей погоде: «Если на Михея ветер тихий — к ведренной осени, а если буря проносится — к ненастью осенью», «Михей с бурей – к ненастному сентябрю», «Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликаются», «Тихий ветер в сад — сухая осень». Средний срок начала листопада. Это был день мастеров дел каменных, строителей храмов.
— 28 августа – Успение Богородицы, Госпожинки, Дожинки. В этот день проводов лета земля именинница, по ней нельзя ходить босиком. «С Успенья солнце засыпает», «На Успенье огурцы солить, на Сергия капусту рубить». К этому «празднику последнего снопа» заканчивали жать хлеб, приносили в церковь собранные семена для освящения, праздновали всем миром окончание жатвы. Отдых после уборки основного урожая. Начало молодого бабьего лета (оно продлится до 11 сентября) и осенних хороводов. «Если в этот день погода тихая и ясная, то и осень будет такая же».
— 29 августа – Спас на полотне, Третий Спас, Ореховый Спас, Хлебный Спас. «Первый Спас на воде стоят, на второй — яблоки едят, на третий — полотна продают, хлеб припасают». Посев озимого хлеба обычно начинали за три дня до Успеньева дня и продолжали еще три дня после. «Если случится мороз – к продолжительной осени», «Если журавли отлетают к третьему Спасу, то на Покров (14 октября) морозы ударят, а если нет – зима позже придёт».
— 30 августа – Мирон-Ветрогон, Вдовьи Помочи. «На Мирона не отсеешься — на следующий год соберешь одни цветочки». День помощи в хозяйственных делах вдовам и семьям, в которых нет мужчины-кормильца.
— 31 августа – Флор и Лавр. Почитали святых мучеников Флора и Лавра, которые считались покровителями лошадей, в народе называли днём лошадников, позднее стали отмечать, как день ветеринара. В этот день давали лошадям отдохнуть, купали и заплетали им ленты в гривы, пекли хлеб с оттиском в виде лошадиного копыта. К этому дню уже заканчивались посевы озимых: «Кто сеет рожь на Флоров день, у того родятся одни «флорки»-цветочки, но нет плодов», «С Флора и Лавра начинаются осенние утренники». «Если будут часты утренники, переходящие в заморозки, — стало быть, до зимы осталось всего ничего». Смотрели корни у полыни: «Если корни полыни толсты – следующий год урожайным будет». Этот день благоприятен для засолки огурцов.