В 8 году до нашей эры римский сенат переименовал шестой месяц года «секстилий» (лат. Sextilis — «шестой») в август (лат. augustus — «божественный, величественный») в честь римского императора Октавиана Августа. Октавиан сам для себя выбрал этот месяц, потому что это был месяц его великих побед, в том числе, завоевание Египта. Название месяца «август» перешло в календари Руси из Византии, бывшей восточной Римской империи.
В древнерусском дохристианском календаре, месяц август назывался «зарев», ночью зарницы озаряют небо, утром часты холодные зори. «В августе зори провожают, осени кланяются».
Август на Руси называли «венец лета», «межняк», от слова «межа», или граница между летом и осенью. Август на Руси называли «жнивень», месяц, когда на поле сжат хлеб или другие зерновые, остаётся жнивьё — нижняя часть стеблей злаков (зерновых культур) после уборки урожая.. «В августе до обеда — лето, а после обеда — осень». «Август — лета закат». «В августе солнце греет, а вода холодеет». «В августе всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье».
В русских народных месяцесловах Август называли густоед, разносол, хлебосол, все эти названия характеризуют август, как месяц богатого урожая и достатка. Богат месяц август — всего вдоволь. «Месяц август яблоком пахнет». «В августе баба хребет в поле гнёт, да житьё-то её мёд: дни короче, дольше ночи, ломота в спине, да разносол на столе».
В старинных русских пословицах называют «Август — каторга, да, после будет мятовка». «У мужика в августе три заботы: и косить, и пахать, и сеять». Август называл «ленорост», «припасиха-собериха», потому, «Что в августе соберешь, с тем зиму и проведешь». «Август варит, сентябрь к столу подаёт».
Названия августа во многих славянских языках свидетельствуют о полевых работах по сбору урожая в этом месяце, о жатве, о сборе урожая. «Август» на украинском языке — «серпень», на польском — sierpień, на чешском — srpen, происходит от слова «серп». земледельцы весь месяц не выпускали из рук серп во время жатвы урожая. В белорусском языке — «жнівень», от слов — жнивьё, жать, нива. На литовском языке август — руг-пжутис – «rugpjūtis» — «жатва ржи», от слов «rugis» — рожь, «pjūtis» — жатва. На хорватском языке август называется kolovoz, земледельцы вывозили на возах урожай с полей.
На арабском языке месяц август называют Сүмбіле — Sumbile — أغسطس — арабы почитают в августе звезду Сириус. На финском языке месяц август называют elokuu — «месяц хлеба», от слова «elo» — «жизнь, хлеб, зерно».
Уже и недалека встреча осени – осенины… А пока есть ещё время порадоваться теплому лету, яркому солнцу, хорошему урожаю.
Народный календарь августа
— 1 августа – Макрида, Мокрины. По погоде этого дня делали прогнозы о будущей осени. «Макрида снаряжает осень, а Анна (7 августа) – зиму». Хороший день предвещает сухую осень: «Коли Макрида сухая, то и осень суха, а коли мокро – и осень будет мокра», «Коли на Мокрины дождь, на следующий год уродится рожь», «Макрида показывает, каков будет озимый посев: если дождь – смело сей под зиму», «Если в тот день дождь, то будет хороший урожай орехов». В этот день запрещалось заниматься прополкой — «чтобы не гнили овощи».
— 2 августа – Илья Пророк. До этого дня старались закончить заготовку сена: «До Ильина дня в сене — пуд мёду, после Ильина дня – пуд навозу», «Пророк Илья лето кончает, жито зажинает», «Илья Пророк – косьбы хлебов срок». К этому дню обычно утихает жара, устанавливается умеренное тепло. Начинаются холодные утренники, конец купального сезона: «С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна». «На Илью до обеда лето, а после обеда — осень». Примечали погоду: «Коли на Илью сухо, то потом шесть недель будет сухо» (до 10 сентября), «На Ильин день дождь – озимую рожь надо сеять позже», «Если на Илью дождь – картошка уродится». К Ильину дню выпекали первые колоба из нового урожая зерна. Был строгий запрет на любые сельхозработы в этот день – «чтобы не навлечь бедствий».
— 3 августа – Онуфрий Молчаливый. В этот день принято было работать молча и ладить закрома. Просушить, подготовить места хранения — к приёму нового урожая и хранению растений зимой.
— 4 августа – Мария Ягодница, Мария Магдалина. В этот день на рассвете замечали появление росы на льнах: якобы обильная роса уничтожает белизну льна и останавливает его рост. «На Марию сильные росы — льны будут серы и косы», «Коли в этот день гроза — сена будет за глаза», «Если гром гремит беспрерывно — будет град». На Марию вынимали цветочные луковицы. Поскольку в этот день не работали в поле, то старались в садах и в лесу набрать побольше ягод. Готовили из них разнообразные блюда, варили варенье, делали ягодные заготовки в зиму.
— 5 августа – Трофим Бессонник. Время усиленных работ в поле и огороде, спать некогда: «Хорошему хозяину и день мал», «Долго спать – с долгом встать». Однако в полдень запрещалось не только работать, но и вообще выходить на улицу без особой надобности. «Калинники-малинники» — собирали малину, пекли пироги с ягодами вплоть до 12 августа: «С малинника лыки не велики, да ягоды сладки; а с калины лык надерешь, да ягод в рот не возьмешь».
— 6 августа – Борис и Глеб, Поликопны. 24 июля (6 августа) отмечают день памяти первых русских святых князей Бориса и Глеба, которые считаются покровителями русских князей и русского воинства в их ратных подвигах. «На Бориса и Глеба поспевает хлеб, наступает пора сбора лечебной черемухи». На Руси называли этот день и Поликопнами: бывали большие грозы и спаливали копны у тех, кто работал в поле. Поэтому говорили: «На Бориса и Глеба часты сильные грозы», «На Глеба и Бориса — за хлеб не берись».
— 7 августа – Анна Летняя, Анна Холодные Утренники. По погоде на Анну судили о грядущей зиме: «Если в этот день будет холодный утренник, то зима будет ранняя и холодная», «Если на Анну дождь идет — зима снежная и тёплая будет, а если иней выпадет — к холодной зиме», «Какова погода на Анну до обеда — такова зима до декабря, какова после обеда — такова после декабря», «Муравьи увеличивают муравейники — зима холодная будет», «Дождь перемежается с солнцем на Анну – будет хороший урожай ржи в следующем году». На Анну поспевает весомый урожай раннего картофеля, из которого готовили разнообразные блюда и
— 8 августа – Ермолай, Марьев день. При теплом ясном дне спешили закончить жатву хлеба: «Ермолай — хлеб прибирай». С этого дня начинали сбор ранних яблок, однако есть их пока было нельзя вплоть до Яблочного Спаса.
— 9 августа – Никола Кочанный, Пантелеймон Зажнивный, Палий Целитель. Это был зажнивный праздник — колосья с полей приносили в церковь для освящения. Запрет на полевые работы: «Кто на Палия работает, у того гроза спалит хлеб, сено». В народе святого целителя Пантелеймона называют Палием, ему молятся для избавления от болезней. Знахарки в этот день традиционно шли за целебными травами. Постепенно меняется погода: «С этого дня по утрам холода начинаются». «На Николая Кочанника капуста свертывается в кочаны». В этот день было принято печь пирожки с капустой и потчевать всех. Чтобы капустные кочаны не трескались, в начале вилкования их несколько раз в неделю поливали сверху холодной водой.
— 10 августа – Прохора-Пармены. В этот день славили кузнецов. «На Прохора и Пармены не затевай никакой мены». Собирали плоды созревших груш и другие дары сада, делали заготовки на зиму. Сажали и пересаживали растения.
— 11 августа – Калинники, Калинов день. В этот день славили калину – символ женственности, любви и красоты. В северных районах возможны холодные и сырые утренние туманы, заморозки: «Если на Калинов день не будет заморозков, так и Лука (5 сентября) не заморозит».
— 12 августа – Силин день, Силы и Силуяна. Начало заготовки корней лопуха: «На Силу — лопух берет от земли силу», «На Силы и Силуяна рожь бывает пьяна» (т. е. клонится к земле от тяжёлого зерна). «На Силу рожь посеянная родится сильно» — это был наилучший срок посева озимых в средней полосе России. Примечали погоду: «Если в это время стоят пасмурные и прохладные дни, то дожди не скоро польют», «Если ветреная погода и дождь – к долгой мокроте».
— 13 августа – Евдокимов день, Евдокимово заговенье. «Конь с места не тронется, пока мужик над бороной не наклонится», «Коли не заговоришь борону на Евдокима, то не угодишь коню» — поэтому заговаривали борону, чтобы не сломались её зубья. В этот день славили репу, ели её свежей и делали разнообразные блюда из репы.
— 14 августа — Макковей, Медовый Спас, Мокрый Спас. День водоосвящения, купание в освящённых источниках, озерах, реках. Пчеловоды шли в церковь с мёдом для его освящения. А крестьяне освящали собранные овощи и семена, головки мака. Делали маковенники, устраивали народные гулянья. Примечали погоду: «Спас медовый – начало холодных рос, первых заморозков, холодных утренников», «У Спаса всего в запасе: и дождь, и ветер, и вёдро, и разнопогодье», «Коли на первый Спас заморозков нет, то и до Успения (28 августа) не будет», «Коли на Спас не было инея – хлеба дойдут хорошо». Первые проводы лета.
— 15 августа – Степанов день. Примечали погоду: «Каков этот день, таков и сентябрь». По погоде 15-19 августа определяли, какая будет погода в сентябре-январе. Купали лошадей и поили их посеребренной водой. В этот день плели семейный «Степанов венок», а целебные цветы и травы для него собирали всей семьей. Венок приносили домой и вешали в красном углу — когда приходили беда и болезни в дом, хозяйка отрывала от венка «могучие травы» и запаривала их. Считалось, что сила Степанова венка сохранялась вплоть до 23 апреля следующего года.
— 16 августа – Исаакий Малинник, Антон Вихревей. «Каков Вихревей – таков и октябрь», «Каков Исакий – таков и Никола Зимний (19 декабря)». «На Исакия вихри — крутая зима», «Если в этот день будет ветер с юга и появятся вихри, завихрит со всех сторон – будет злющая зима с толстым снегом на дома», «Сильный холодный ветер – к морозной зиме, теплый ветер – к мягкой и снежной зиме». В этот день славили малину, много её ягод заготавливали для лечения и для кулинарных целей.
— 17 августа – Семь отроков, Авдотья Малиновка, Евдокия Огуречница. «Каков этот день, таков и ноябрь». Сбор и заготовки на зиму малины и огурцов, варка варенья. С этого дня обычно начинаются дожди, что вредно для сена: «Семь отроков сено гноят», «Не идет дождь, когда просят, а идет, когда косят», «Идет дождь, где жнут, а не идет, где ждут», «Если в этот день дождь, то идти ему семь дней (до 24 августа)».
— 18 августа – Евстигней Житник. «Каков Евстигней, таков и декабрь». В этот день заклинали жнивы и славили репчатый лук. Начинали регулярно есть сырой лук с хлебом, солью и квасом – чтобы набраться здоровья и бодрости. В горницах развешивали сплетённые связки из луковиц, чтобы воздух помещений очистился.
— 19 августа – Преображение, Второй Спас, Яблочный Спас, Лакомка. Окончание главных летних полевых работ, первая встреча осени – Осенины. В этот праздник проводился обряд окропления земли и засевания поля, а в церкви совершалось освящение созревшего винограда, яблок и других плодов. Народные гулянья, наблюдение за заходом солнца и погодой: «Спас – время частых перемен в погоде», «Каков этот день, таков и январь», «Каков Яблочный Спас, таков и Покров», «Коли сухой этот день, будет сухая осень, мокрый – мокрая осень, ясный – суровая зима».
— 20 августа – Пимены Марины. Традиционно пекли пироги с лесной малиной, потчевали всех яблоками, целебным медом, вареньем. «В день Марины не ищи в лесу малины: девки лес обойдут, дочиста оберут». «Если в этот день аисты готовятся к отлету, то осень будет холодная».
— 21 августа – Мирон Ветрогон, Михеев день. В этот день бывали сильные ветры. «На Михея дуют ветры-тиховеи — к вёдреной осени, на Михея буря — к ненастному сентябрю». «Каков Мирон, таков и январь», «Ранние заморозки, утренний иней сулят хороший урожай в будущем году». В этот день обычно начинали собирать в лесу целебную ежевику и опята.
— 22 августа – Матфей. Обычно начало осенних моросей: «Матвей ненастье подпускает, осенний дождь летний перебивает». «Если пал первый иней – к хорошему урожаю будущего лета».
— 23 августа – Лаврентий, Зоречник. Примечали в полдень колебание воды. Если реки и озера не волнуются ветром, то ожидалось, что осень будет тихая, а зимой не будет сильных метелей: «Осень и зима хорошо живут, коли на Лаврентия вода тиха». Эта же примета пророчила хорошую рыбалку в конце лета и в начале осени. «Если в этот день вода не волнуется, то осень будет тиха, а зима – без вьюг и злых метелей», «Если в этот день идет дождь, то он будет идти всю осень», «Если стоит сильная жара, то она продержится и осенью долго». «С этого дня деревья в росте останавливаются, а опять они тронутся в рост в Преполовение (28 апреля)».
— 24 августа – Федор-Василий, Евпл. Полагали, что в эту ночь буйствует нечистая сила и бегает белый конь. В этот день начиналась стрижка овец, обработка шерсти.
— 25 августа – Фотя Поветенный. День наведения порядка в хозяйственных помещениях жилища и во дворе — в кладовых и в сараях: «На поветях всё хозяйское сокровище запрятано – нельзя допустить, чтоб «чёрт там ногу переломил»». Примечали погоду: «Иней в этот день – к урожаю будущего года», «Если в этот день дождливо – бабье лето будет коротко», «Если стоит ясная и тёплая погода – к урожаю белых грибов».
— 26 августа – Тихон Страстной. День памяти иконы Божьей Матери «Семистрельной». На Руси верили, что «Семистрельная» икона обеспечит полную безопасность дому и всем домочадцам. Как возникла икона «Семистрельная»? В Евангелии от Луки рассказано, как на 40-й день после рождения Иисуса Христа Дева Мария и Иосиф принесли сына в Иерусалимский храм, крестивший ребёнка Симеон признал в нём Мессию. Зная обо всех испытаниях, которые обрушатся на Иисуса, Симеон произнёс пророческие слова Деве Марии: «И Тебе Самой оружие пройдёт душу».
— 27 августа – Михей Тиховей, день каменщиков. По силе ветров судили о предстоящей погоде: «Если на Михея ветер тихий — к ведренной осени, а если буря проносится — к ненастью осенью», «Михей с бурей – к ненастному сентябрю», «Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликаются», «Тихий ветер в сад — сухая осень». Средний срок начала листопада. Это был день мастеров дел каменных, строителей храмов.
— 28 августа – Успение Богородицы, Госпожинки, Дожинки. В этот день проводов лета земля именинница, по ней нельзя ходить босиком. «С Успенья солнце засыпает», «На Успенье огурцы солить, на Сергия капусту рубить». К этому «празднику последнего снопа» заканчивали жать хлеб, приносили в церковь собранные семена для освящения, праздновали всем миром окончание жатвы. Отдых после уборки основного урожая. Начало молодого бабьего лета (оно продлится до 11 сентября) и осенних хороводов. «Если в этот день погода тихая и ясная, то и осень будет такая же».
— 29 августа – Спас на полотне, Третий Спас, Ореховый Спас, Хлебный Спас. «Первый Спас на воде стоят, на второй — яблоки едят, на третий — полотна продают, хлеб припасают». Посев озимого хлеба обычно начинали за три дня до Успеньева дня и продолжали еще три дня после. «Если случится мороз – к продолжительной осени», «Если журавли отлетают к третьему Спасу, то на Покров (14 октября) морозы ударят, а если нет – зима позже придёт».
— 30 августа – Мирон-Ветрогон, Вдовьи Помочи. «На Мирона не отсеешься — на следующий год соберешь одни цветочки». День помощи в хозяйственных делах вдовам и семьям, в которых нет мужчины-кормильца.
— 31 августа – Флор и Лавр. Почитали святых мучеников Флора и Лавра, которые считались покровителями лошадей. В этот день давали лошадям отдохнуть, купали и заплетали им ленты в гривы, пекли хлеб с оттиском в виде лошадиного копыта. К этому дню уже заканчивались посевы озимых: «Кто сеет рожь на Флоров день, у того родятся одни «флорки»-цветочки, но нет плодов», «С Флора и Лавра начинаются осенние утренники». «Если будут часты утренники, переходящие в заморозки, — стало быть, до зимы осталось всего ничего». Смотрели корни у полыни: «Если корни полыни толсты – следующий год урожайным будет». Этот день благоприятен для засолки огурцов.