Возможно, вы помните древнегреческое сказание о красавице нимфе Сиринге, которая, спасаясь от преследования и домогательств бога полей и лесов Пана, превратилась в тростник. Говорят, что потом Пан сделал из тростника сладкозвучную свирель и назвал её сирингой. А поскольку куст с нежными душистыми цветами, росший у подножия зеленеющих холмов Аркадии, гораздо больше напоминал собою красавицу-нимфу, чем тростник, то со временем за ним и закрепилось имя Сиринги. Тем более, что из веток этого куста тоже получались неплохие дудочки.
Этот миф о Сиринги, рождённой на холмах Аркадии, недалек от истины. Ботаники включают в род сирени почти 30 видов (амурскую, бархатистую, венгерскую, персидскую, китайскую, японскую и другие) и относят его к семейству маслиновых, то есть сирень (Syringa Vulgaris) — ближайшая родственница южным субтропическим оливам. И не случайно дикорастущая сирень соседствует с оливами по всей территории бывшей Персии, нынешнего Ирана и Турции. Долгие годы эти страны считались родиной сирени, а кусты с роскошными махровыми соцветиями в просторечии прозвали «персидскими». Но оказывается, разные виды сирени имеют три независимых и далеких друг от друга очага естественного произрастания: высокогорные леса Румынии и Югославии (Балкано-Карпатс кий очаг), горы северного Китая, Японии и нашего Дальнего Востока (Восточно-Азиатский) и Гималаи (Гималайский).
В Европе сирень появилась в 1562 году, когда австрийский посол при турецком султане фон Бусбекиус впервые привез ее кусты из Константинополя в Вену. В 1601 году с восхищением описывали цветущий весенний кустарник ботаники Парижа, а в 1640 году её завезли на Британские острова.
Среди североамериканских садовых растений сирень появилась лишь в 1821 году, хотя попытки делались и раньше, но кусты поначалу не приживались.
В России сирень начали разводить с конца XVIII века, но широкое распространение она получила во второй половине XIX века. Именитые дворянские семьи стали закупать модные в то время французские сорта, созданные ученым-биологом Виктором Лемуаном и его сыном Эмилем. И называли этот изысканный кустарник первоначально не сиренью, а «синелью».
Помните стихи Ф. И. Тютчева: «Бродить без дела и без цели и ненароком, на лету, набресть на свежий дух синели или на светлую мечту».
Сирень запечатлена на многих картинах Врубеля, Поленова, Максимова, Кончаловского. А замечательный романс Рахманинова «Сирень»! Одна из поклонниц композитора из года в год посылала ему букеты белой сирени. Майская сирень.
Сто лет назад в российской глубинке селекцией сирени заинтересовался Иван Владимирович Мичурин и вывел необычный суперкарликовый сорт Столовая — высотой до 35 см, предназначенный специально для выращивания ранней весной в горшках «на выгонку».
Самозабвенно увлекся сиренью другой наш соотечественник, селекционер Леонид Алексеевич Колесников. Именно с его именем связаны не просто селекция отечественной «синели», создание непревзойденных по красоте сортов, но и попытка превратить улицы российских городов в сиреневые аллеи.
В 1890 году отец Леонида Колесникова рязанский мещанин А. С. Колесников приобрёл на окраине Москвы, на берегу реки Ходынки, участок земли в 2,5 гектара и построил небольшой красивый дом с крышей из высоких остроконечных куполов. А вот сад, ставший известым всему миру, вырастил его сын — Леониду Алексеевичу. В 20 лет он, офицер русской армии, выпускник кадетского корпуса, а затем коммерческого училища, посадил накануне Первой мировой войны два кустика сортовой французской сирени.
После революции Леонид Колесников долгие годы работал шофером, механиком, начальником автобазы. Воевал с фашистами, был тяжело ранен и демобилизован. В сталинские времена его несколько раз арестовывали, по счастью, ненадолго.
Главным делом его жизни, главной страстью была сирень. Он прошёл тернистый путь талантливого селекционера-самоучки. После рабочей смены, вечерами и в выходные дни Леонид Алексеевич работал на отцовской, чудом не отобранной и не национализированной земле. Вот что писал он о сирени:
«Я любил это растение, видел его уникальные декоративные качества, биологические редкостные возможности широкого распространения у нас — от жаркого сухого юга до почти крайнего севера. Вначале занимался только коллекционированием, собрал более ста иностранных сортов. Потом зацвели и мои первые гибридные сеянцы».
Можно лишь предположить, что стояло за подобными скупыми строчками: сортовую сирень Лемуана Колесников вовсе не получал посылками из Парижа, он вытаскивал её из руин разоренных дворянских усадеб и ботанических садов, устанавливая по спасенным им полузабытым дореволюционным каталогам названия сортов. Сохраняя изящество французской сирени, он пытался получить более зимостойкие и выносливые сорта для сурового российского климата. А поэтому и скрещивал сотни и тысячи разных сеянцев, ведя жесткий отбор самых наилучших форм — кандидатов в будущие сорта.
Селекция сирени оказалась чрезвычайно сложной. Из тысяч цветущих гибридов по особой методике Колесников безошибочно отбирал самые красивые и душистые. У него получались сорта неповторимой красоты: с цветом — белее снега, краснее солнца, темнее ночи; с тысячами полутонов и оттенков — розовых, фиолетовых, сиреневых, жёлтых и многоцветных, с разнообразными цветками, напоминающими то сильно завитые полиантовые розы, то нежные, как незабудки, гиацинты, флоксы и жасмин.
К началу 60-х годов ХХ века Колесниковым была достигнута ещё одна цель: созданы сорта сирени с разными сроками цветения — от сверхранних, зацветающих в первой половине мая, до позднецветущих, раскрывающих свои бутоны в конце июня. Срок цветения сирени был продлен до 45-50 дней, в отдельные годы — до начала июля. Удивительно, что некоторые его сорта не только долго цвели, но уже во время цветения меняли окраску. Так, не случайно названный им сорт Сенсация выглядел в затенении густо-сиреневым, а на солнце — лиловым и розоватым. Сорт Мичурин в начале раскрытия бутонов был нежно-сиреневым, а позже становился чисто-белым с едва уловимым розовым оттенком.
Замечательный писатель, певец русской природы Леонид Леонов, не раз бывавший в саду Колесникова, однажды написал в книге отзывов следующие строки:
«Вы колдун и большой умелец своего дела… Никогда не забуду того, что увидел здесь».
И, конечно же, завел в собственном саду множество колесниковских сортов. Не менее красноречивую запись оставил Алексей Толстой:
«Сегодня я увидел волшебный сиреневый сад. Вы творите красоту, Леонид Алексеевич. Уверен, что российские сады будут обязаны вам своим расцветом».
Поддержка именитых писателей имела для Колесникова большое значение. Но ещё важнее были для него отзывы специалистов. К примеру, научных сотрудников Главного ботанического сада:
«Сортовая коллекция сирени Л. А. Колесникова представляет огромную ценность и является лучшей в СССР по количеству и качеству отобранных сортов. Они не уступают, а подчас превосходят лучшие зарубежные».
Учёные поддержали кандидатуру селекционера -самоучки при выдвижении на Государственную премию, и он её получил. Помогли передать часть сортов в Комиссию по сортоиспытанию — для их официального районирования. Пришло и международное признание — сортам были присвоены наивысшие оценки на очередных цветочных выставках в Голландии и Бельгии. Его деятельностью заинтересовались первые лица государства — к Колесникову приехал Никита Сергеевич Хрущев.
Благоухающий сиреневый сад вблизи станции метро «Сокол» стал одной из главных достопримечательностей Москвы конца 50- начала 60 годов. На ВДНХ, рядом с павильоном «Цветоводство», на диких посадках сирени привили тридцать колесниковских сортов. Со всех концов страны к Леониду Алексеевичу приходили тысячи писем. Просили прислать саженцы. Колесников не сомневался, что его сорта с помощью разработанных им хитроумных способов прививок будут размножены и их хватит для всех парков, скверов и даже крошечных палисадников.
В 1963 году Колесникову исполнилось 70 лет, но всё ещё не был создан государственный питомник, специализирующийся на массовом производстве саженцев сирени. Что мог он ещё сделать в одиночку при иссякающем здоровье на крохотном участке земли, где теснились 5 тысяч огромных кустов сирени?
Задача массового размножения саженцев становится для Колесникова смыслом последних лет его жизни. Помимо выведенных сортов и многих методик их размножения он разработал уникальную систему автоматического полива, состоящую из многокилометрового подземного трубопровода. Создал набор инструментов и механизмов, облегчавших труд на земле.
А тем временем деревянный забор вокруг «сиреневой достопримечательности» ветшал и разваливался. По совместительству, на общественных началах, селекционеру с мировым именем приходилось быть охранником сада от воришек и варваров. Однажды во время очередного набега была варварски сломана единственная, только что выведенная им редчайшая сирень с ярко-жёлтыми цветками.
В 1964 году с многолетним запозданием было принято решение о создании в системе Мосзеленхоза на Щелковском шоссе, в Колошине, «опытно-показательного экспериментального питомника» для массового размножения новых сортов сирени. Самоотверженно взялся Колесников за дело, хотя место для питомника выделили неудобное, с открытыми траншеями и рытвинами. Техника на опытном питомнике практически отсутствовала, и Леониду Алексеевичу приходилось возить землю на большой тележке, а затем нанимать за собственные деньги машины для перевозки крупных сиреневых кустов. Как непросто было их аккуратно выкопать!
Вскоре наступил, наверное, самый чёрный день в его жизни, когда уже прижившуюся сирень принялись ломать бульдозерами — на территории только что разбитого питомника предполагалось строительство домов.
Конечно, Колесников пытался бунтовать, обивал высокие пороги. И… его отправили на пенсию, а остатки сада вначале включили в состав близлежащего Первомайского совхоза декоративных культур, который они лишь обременяли, а после, как сказано в сохранившихся документах, «экспериментальный питомник» был «преобразован в объект озеленения общего пользования». Сирени там практически уже не стало. А её творец Леонид Алексеевич умер от инфаркта 28 января 1968 года.
Спустя несколько лет в 1973 году Международное общество сиреневодов посмертно наградило Колесникова почётной наградой — Золотой веткой сирени. Посылка с наградой пришла к его родственникам из США. Совсем недавно и наша геральдическая комиссия включила фамилию селекционера в число самых известных людей прошедшего столетия.
Разве не парадокс, что кусты двух сортов Колесникова — «Заря коммунизма» и «Знамя коммунизма» растут в сквере рядом с конгрессом США. К сожалению, в России сирени Колесникова до обидного мало. Небольшие куртинки можно увидеть на территории Кремля и на ВВЦ (бывшая ВДНХ).
Когда-то перспективу дальнейшей селекционной работы с сиренью Леонид Алексеевич связывал со своим учеником Андреем Громовым. И даже один из сортов с махровыми светло-голубовато-лиловыми соцветиями назвал в его честь. Сейчас доктор сельскохозяйственных наук Андрей Николаевич — известный ученый-цветовод. Однако его научные интересы и нынешняя работа связаны с другой культурой — гладиолусами. Увы, последователей у Колесникова, мало, но они есть.
В подмосковном поселке Никольское недавно организовано Общество по сохранению наследия Л. А. Колесникова, где уже успели собрать и понемногу размножить 30 его сортов сирени. В двух ботанических садах — Главном и Московского университета, а также в питомнике Московского совхоза декоративного садоводства растут десятки маточных сортовых кустов. Небольшое производство саженцев налажено в фермерских хозяйствах и на дачных участках любителей, включая автора этих строк.
Ещё несколько лет назад территория Завода металлической сетки, что в подмосковном городе Солнечногорске, походила на безжизненную «промзону», где не только земля, но, кажется, и воздух был нашпигован отходами металла и мусором. Теперь участок превратился в прекрасный парк с аллеями из сортовой колесниковской сирени. Как рассказывают сами рабочие завода, десятиминутная прогулка по сиреневым аллеям заменяет часовой отдых и многие выкраивают для нее время за счет обеденного перерыва. Творцы этого удивительного парка — Иван Федорович Стрекалов с дочерью Ниной Ивановной Потаповой. Четверть века назад они поменяли свои прежние профессии — инженера-энергетика и художника — на профессию ландшафтного архитектора.
Сейчас на заводском участке 4 га растут более 800 взрослых кустов сирени, среди них и сорта Колесникова — Галина Уланова, Максим Горький, Небо Москвы, Красная Москва, Защитникам Бреста, Арктика и другие.
Как некогда в сад Колесникова, так теперь в заводской парк Стрекалова приезжают экскурсии с других предприятий — за опытом по озеленению и за практической помощью. И вот уже девятый год в конце мая — начале июня на заводе устраивают «Праздник сирени», с песнями и хороводами вокруг кипящих в буйном цветении кустов.
«В сирени есть нечто божественно магическое, -утверждает Иван Федорович — то, что облагораживает всех нас». А ему самому в 87 лет это растение помогает сохранять и здоровье и работоспособность. Не зря в старых книгах по садоводству величали сирень не иначе, как «райское дерево».
Источник — журнал «Наука и жизнь», статья «Золотая ветка сирени» В. Дадыкина, ученый агроном.
Гатчинский весенний день
Тридцатый год в лицо мне веет
Веселый, светлый майский день.
Тридцатый раз сиреневеет
В саду душистая сирень.
«Сирень» и «день» — нет рифм банальней!
Милей и слаще нет зато!
Кто знает рифмы музыкальней
И вдохновенней — знает кто?!
«Сирень» и «день»! Как опьяненно
Звучите вы в душе моей!
Как я на мир смотрю влюбленно,
Пьян сном сиреневых кистей!
Пока я жив, пока я молод,
Я буду вечно петь сирень!
Весенний день горяч и золот,—
Виновных нет в весенний день!
Игорь Северянин