В Эски-Кермен обнаружен христианский храм X века н. э.

eskikermen14

В августе 2019 года на древнем городище Эски-Кермен в Крыму был обнаружен христианский храм, существовавший в X–ХIII веках нашей эры. Уникальность этого памятника заключается в том, что на его стенах сохранились фрагменты полихромной росписи, ранее встречавшиеся лишь в пещерных церквях. Это ещё один важный шаг в изучении окруженных мистическим ореолом «пещерных городов» Крыма, давно ставших любимыми местами для туристов. Один из самых загадочных крымских памятников — городище Эски-Кермен.

О точности терминов

Определение «пещерные города» возникло в XIX веке и со временем стало настолько привычным, что оспаривать его бессмысленно. Однако специалисты — историки и археологи — употребляя это выражение, или берут его в кавычки, или добавляют фразу «так называемые». Связано это с тем, что название это собирательное, в большинстве случаев речь идёт не о городах и не о пещерах. Византийские источники именуют раннесредневековые поселения в горной части Крыма крепостями. Пещеры в них, конечно, были, но использовались они для хозяйственных и оборонительных нужд — как погреба, хлева и казематы, реже как подземные храмы. Люди жили во вполне комфортных домах на плато, возвышающихся над окружающей местностью. Исключением можно считать горные монастыри, где монахи действительно вырубали себе кельи в скалах, но делали они это скорее чтобы подчеркнуть своё отречение от мирских благ. Впрочем, включение монастырей в категорию «пещерных городов» достаточно спорно, хотя и широко распространено.

6-Эски-Кермен

То, что очевидно для учёных, не всегда понятно неискушенным обывателям. Заброшенные городища на первый взгляд действительно представляют собой череду пещер, так что вряд ли стоит осуждать наших предков, давших им не совсем корректное название. Оно достаточно точно отражало увиденное, а знаний об этих удивительных памятниках тогда практически не было. Еще и сегодня в истории этих величественных сооружений остается немало темных пятен, и лишь археология может пролить свет на некоторые страницы их жизни.

Именно археология помогает историкам исследовать «пещерные города» и крепости Крыма, поскольку письменных источников почти не сохранилось, а шансов на обнаружение новых текстов очень немного. Исключением является лишь столица страны Дори, а позже княжества Феодоро, которая сейчас известна как городище Мангуп-Кале, а ранее именовалось Дорос — о нём сохранилось немало древних текстов.

Византийский Император Юстиниан I построил в Крыму для защиты поселений остготов линию оборонительных укреплений — готский город-крепость Мангуп, города Доро (Дорос) в 20 км от Херсонеса (Севастополя), Феодоро, торговцев готов-трапезитов, живущих на «столовой горе» (близ Алушты). Известно, что в 6 веке крымские готы приняли православное христианство и покровительство из Византии. Связи Крыма с христианской Византией

А вот об Эски-Кермене — втором по величине и значению городе в цепочке горных крепостей юго-западного Крыма — письменных упоминаний вообще нет, если не считать нескольких не слишком информативных эпиграфических памятников.

DSC06528

Мы даже не знаем, как именно называлось это поселение. Эски-Кермен — название татарское 14 века, переводится как «старая крепость». Под этим именем его узнали первые европейские путешественники и русские поселенцы XVIII–XIX веков, но учёным понятно, что это не первоначальное название крепости. Эффектное и загадочное городище всегда привлекало исследователей, но судьба долгое время устраивала препятствия на их пути, словно желая сохранить мистический ореол «старой крепости».

Алексей Сергеевич Уваров

Готское проклятье.

Первым из русских исследователей на плато  Эски-Кермен побывал знаменитый учёный, один из создателей Московского археологического общества и нынешнего Государственного исторического музея Алексей Сергеевич Уваров в 1853 году, а через несколько месяцев грянула Крымская война. Уварова сопровождал художник Мориц Богданович Вебель, который сделал несколько зарисовок. Впоследствии из них были изготовлены гравюры, вошедшие в так называемый неизданный альбом А.С. Уварова. Кстати, некоторые настенные росписи пещерных храмов дошли до нас лишь благодаря рисункам Вебеля. Вернуться на Эски-Кермен Уварову было не суждено.

Первым, кто сумел провести на Эски-Кермене серьезные раскопки, стал заведующий научной частью Центрального музея Тавриды Николай Львович Эрнст, причём работал он поначалу за счёт личных средств. Было это в 20-х годах прошлого столетия. Но постепенно от раскопок его оттеснили, а в 1938 году Николай Эрнст был осуждён «за шпионаж в пользу Германии и германофильскую пропаганду в крымоведении». Почти все материалы его раскопок пропали. Едва выйдя из заключения, Эрнст снова был арестован, потом отправлен на спецпоселение в Сибирь, где и скончался.Пещерныйгород Эски-Кермен -4-13вв

Под «германофильством» подразумевалось то, что Николай Эрнст открыто связывал городище Эски-Кермен с германцами-готами. Сегодня это уже неоспоримый научный факт, но тогда любая историческая концепция воспринималась исключительно в контексте актуальной международной политики. В 30-е годы прошлого века отношения СССР и Германии были весьма изменчивыми, и археологи должны были изменять своё мнение о находках, «колебаться вместе с линией партии», но удавалось это далеко не всем.

Именно 30-е годы прошлого века стали самыми продуктивными годами в археологическом изучении Эски-Кермена за весь советский период. В разное время здесь работала экспедиция Главнауки во главе с Николаем Ивановичем Репниковым, а также совместная экспедиция Государственной академии истории материальной культуры (прототип Института археологии) и Филадельфийского университета под руководством Федора Ивановича Шмидта. К сожалению, и этот выдающийся специалист позже был объявлен врагом народа и погиб в ГУЛАГе. В конце 30-х годов, когда отношения с Германией накалились, экспедиция была закрыта, многие её участники угодили в лагеря, а избежавший этой страшной участи Николай Репников неожиданно скончался в 1940 году, так и не опубликовав большинство результатов своих трудов.

Из экспедиций Эски-Кермен вышли два, возможно, самых интересных послевоенных исследователя «пещерных городов» — Евгений Владимирович Веймарн и Анатолий Леопольдович Якобсон. Их можно было бы назвать антиподами, но именно в их дискуссии рождалась истина, к сожалению, омрачённая тем, что в условиях сталинского времени учёные могли публиковать лишь фрагменты своих изысканий.

гора Эски в живописной долине Джин-Дере.

Послевоенная официальная советская история не готова была допустить, что в нашем Крыму жили восточные германцы — готы. Учёным приходилось хитрить, писать о «протославянах» или ссылаться на то, что готы — это лишь географическое название, не имеющее отношения к этносу.

Борис Александрович Рыбаков в Книге «Язычество древних славян», пишет: «На рубеже энеолита и бронзового века происходит крупное событие в истории Центральной и Восточной Европы: на всей той территории, где впоследствии мы опознаем впервые отделившихся славян, формируется своеобразная и интересная археологическая культура Шаровых амфор, которую называют «великой загадкой европейского энеолита». Загадочность заключается в усложнении хозяйственных и социальных форм. На основе оседлого земледельческого хозяйства начинает усиливаться скотоводство, в хозяйстве появляется конь, и пастухи становятся всадниками; возникает неравномерность распределения благ (стад) внутри племени, появляются воины и вожди, усиливается межплеменной обмен.»

Понятие «Готия» следует понимать как «термин условный, преимущественно церковно-топографический», писал, например, в 1950 году Якобсон. А Веймарн до конца 1960-х старался вообще не употреблять слово «готы». Хотя про себя они всё прекрасно понимали, и свои познания передали ученикам, и прежде всего Александру Германовичу Герцену, который уже много десятилетий возглавляет исследования Мангуп-Кале, и Александру Ильичу Айбабину, с 1980-х годов ведущему раскопки на Эски-Кермене.

Возможно, именно долгое отсутствие серьезных научных и научно-популярных публикаций о «пещерных городах» вообще и Эски-Кермене в частности и породило массу фантастических рассказов о них. Наука жила своей жизнью, а заброшенные мистические руины — своей. И довольно долго они почти не пересекались. Лишь в последние десятилетия, благодаря возобновившимся масштабным раскопкам и обилию публикаций, таинственный ореол над «пещерными городами» стал рассеиваться, уступая место научным фактам.

Храм Трех всадников.-

Странный союз.

Так кто же жил в загадочном городище Эски-Кермен и построил замечательную церковь, открытую в этом сезоне учеными НИЦ истории и археологии Крыма и Института археологии Крыма РАН под руководством Александра Айбабина и Эльзары Хайрединовой? И почему эта находка так важна для изучения «пещерных городов»?

храм

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений, что строительство этих великолепных крепостей началось во второй половине VI века, а создавали их византийские инженеры. Это был ответ на усилившуюся угрозу со стороны кочевников-тюрок, захвативших Боспор и угрожавших Херсонесу — центру византийских владений в Крыму. Неслучайно его стены и башни были усилены при правившем в 565–578 годах императоре Юстине II — племяннике и приемнике константинопольского императора Юстиниана Великого.

DSC02315

Если же говорить о крепости Эски-Кермен, то большинство специалистов сходится в том, что её строительство началось во времена императора Маврикия около 590 года. По краю горы-останца, самой природой созданной для устроения крепости, были построены стены, вырублены в скалах бастионы и защищенные от врага ворота. На плато был прорублен глубокий осадный колодец, построена великолепная трехнефная центральная базилика, разбиты улицы, хранилища и городские кварталы.

дома эски-кермен

Для обороны горных крепостей, устроенных в проходах из степного Крыма к Гераклейскому полуострову и Херсонесу, были приглашены обитавшие в этой местности федераты, союзники Византии — готы и аланы, которые были христианами. Это были совершенно разные по происхождению народы: готы — выходцы из Скандинавии и Восточной Германии, а аланы пришли с Кавказа, их считают предками современных осетин. Но эти племена сблизила совместная борьба с беспощадными тюркскими кочевниками и совместная служба у византийских императоров. В конечном итоге этот союз был выгоден всем сторонам.

Несколько столетий готы и аланы верой и правдой служили Византии, постепенно воспринимая христианские традиции. Трансформация языческих обычаев в христианские хорошо прослеживается по находкам в могильниках, подтверждает это и учреждение Готской епархии с центром в городе Дорос.

В VIII веке жители Горной Готии столкнулись с новым врагом — хазарами. Крепости были захвачены, в Доросе и некоторых других местах оставлен хазарский гарнизон, а на Эски-Кермене были частично срыты, уничтожены укрепления.

Христианство наступало и на Хазарию с запада, из Византии, и с юга, из закавказских государств. В конце VII века в христианство был обращён влиятельнейший савирский хан Алп-Илитвер со свитой, а через сто лет в Крыму Византия уже учредила Готскую митрополию, в которую вошло семь епархий, находившихся на хазарской земле. Христиане в Хазарии получили единую церковную организацию, но полной победе христианства мешало то обстоятельство, что народные массы в хазарском каганате были весьма привержены мировоззрению предков – язычеству, о чём свидетельствует абсолютное господство языческих погребальных обрядов. Сами правители Хазарии никак не могли остановиться на какой-либо определенной религии: то они принимали иудейство, то поспешно обращались в мусульманство.

Ярким эпизодом противостояния крымского населения хазарам стало восстание под предводительством епископа Иоанна Готского, пусть и неудачное, но показавшее нежелание народа мириться с новыми хозяевами. Хазары послали в Крым карательный отряд, заняли с помощью местной знати столицу Крымской Готии Дорос и, захватив всех народных главарей, казнили их. Помиловали они только по просьбе Византии самого Иоанна Готского.

 

В середине Х века хазары были изгнаны из юго-западного Крыма, который стал отдельной фемой — военно-административным округом Византийской империи. После этого начинается расцвет Эски-Кермена. Именно в это время и была построена найденная в нынешнем археологическом сезоне церковь с великолепными росписями.

Храм Трех всадников.=

Храм находится во втором квартале, который за последние годы открыла экспедиция НИЦ истории и археологии Крыма КФУ им. В.И. Вернадского. И теперь уже можно с уверенностью говорить о наличии изначальной строгой планировки города, которую Репников в 30-е годы ХХ века предполагал только умозрительно. 3-Эски-Кермен

Именно в строгой планировке городища состоит принципиальное отличие Эски-Кермена от других горных крепостей, на этом основании Репников считал, что Эски-Кермен, а не Мангуп-Кале был столицей Готии и именовался Дорос. Впрочем, сегодня эта концепция считается устаревшей.

По словам руководителя экспедиции Александра Ильича Айбабина, новые находки подтверждают христианизацию населения крепости Эски-Кермен к Х веку.

вид города

Дело в том, что на первом этапе строительства в VI веке византийские инженеры заложили город в соответствии с гипподамовой системой планировки, принятой в античную эпоху: улицы пересекались под прямыми углами, образуя городские кварталы, состоящие из нескольких домовладений. А в Х веке мы видим, что в каждом из изученных кварталов появляются церкви, аналогии такой планировки мы находим, например, в Херсонесе или Афинах, причем строят храмы, перекрывая более ранние стены храмовых строений.

Хоронить людей начинают при церквях — в костницах внутри и вокруг открытого храма найдены останки примерно сотни человек. Старые языческие могильники, расположенные вне городских стен засаживаются плодовыми деревьями. Это, наряду с погребальным обрядом, очевидное свидетельство христианизации местного населения с VI века. Интересно и то, что все надписи этого времени сделаны не на готском, а на греческом языке, — рассказал Айбабин «Известиям».

Храм Трех всадников.-=

Храм невелик по размерам, но украшен был достаточно богато для своего времени. Пол из тщательно обработанного привозного известняка, стены из прекрасно подогнанных прямоугольных блоков, найдены капители колонн, крыша была покрыта привозной херсонесской черепицей. И конечно, росписи на стенах. По сохранившимся остаткам на первый взгляд можно говорить о руке византийских мастеров, более точные данные будут известны после исследования образцов штукатурки и красок, которое будут проводить специалисты Национального исследовательского центра «Курчатовский институт». Возможно, тогда удастся более точно датировать и весь храмовый комплекс.

 

Работа по изучению городских кварталов будет продолжена далее, что в перспективе может превратить городище Эски-Кермен в археологический памятник, сравнимый с Херсонесом — конечно, не масштабом, а регулярностью городской застройки. Но здесь встает вопрос о сохранении открытых кладок, которые стремительно разрушаются, именно это больше всего беспокоит учёных.

Всё, что было открыто в 1930-е годы, — рассказал Александр Айбабин, — после разгрома экспедиции просто погибло. Законсервировать стены не успели, они заросли кустарником и почти полностью развалились. Что-то Веймарн, который работал у Репникова чертежником, успел зарисовать, но далеко не всё. Нельзя, чтобы сейчас эта трагическая история повторилась.

DSC02330

Считается, что любой памятник лучше всего сохраняется в земле, но в отношении «пещерных городов» это правило не работает. Эски-Кермен, как и Мангуп, а также другие крепости,  сам по себе разрушается, поэтому его необходимо немедленно исследовать. Раскопки позволяют понять его историю и структуру, но ускоряют разрушение, если не консервировать открытые объекты. Однако это очень сложно из-за недостатка средств и бюрократических трудностей: в соответствии с сегодняшним законодательством, организации проводящие раскопки чаще всего не обладают полномочиями на консервацию, реставрацию и музеефикацию.

Руководство Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника посетило раскопки. Они заинтересованы, чтобы запустить программу по консервации и реставрации, чтобы сделать этот объект для туристов посещаемым, — сообщила «Известиям» заведующая отделом средневековой археологии Института археологии Крыма РАН Эльзара Хайрединова. Другое дело, удастся ли музею найти средства на масштабный и дорогостоящий проект.

Эски-Кермен, пещерный город

Крепость Эски-Кермен хранит ещё много тайн, но постепенно они открываются археологам. Однако в истории Крымской Готии и княжества Феодоро ещё предостаточно белых пятен, а значит, впереди нас ждут новые интересные находки и открытия, которые порадуют не только специалистов, но и всех любителей мистической крымской старины.

По материалам статьи

Эски-Кермен=храм трёх всадников+фрески

Эски-Кермен==-

Эски-Кермен--=

Эски-Кермен=-

Эски-Кермен,пещерный город

Эски-Кермен -пещерные окна

Эски-Кермен - пещерный город

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org