Разумеется, речь не идёт о требовании передать Тавриду в состав Израиля. Евреи, конечно, не строят планы по захвату полуострова. Просто они хотят туда переселиться.
Около 40 тысяч подданных Израиля обратились к Владимиру Путину с просьбой о гражданстве Российской Федерации и переселении их в Крым. Все они – бывшие советские граждане, проживавшие на крымском полуострове до 1991 года и после распада СССР эмигрировавшие в Израиль. Они не захотели жить в украинском Крыму, но были бы рады вернуться в Крым российский.
Таврида имеет очень древнюю и достаточно пеструю историю. В разные времена Тавриду населяло множество сменяющих друг друга народов. Были в истории Крыма и иудейские страницы. Известно, что полуостров входил в состав Хазарского каганата, официальной религией которого был иудаизм. Среди обломков, появившихся после распада этого мощного государственного образования, было и расположенное на полуострове небольшое княжество караимов – народа иудейского вероисповедания.
В 1919 году еврейский комиссариат при Наркомате национальностей предложил Ленину основать в Крыму еврейскую автономию. Владимир Ильич эту идею не принял. Он был не против автономии как таковой, но предложил подыскать для нее другое место.
В Крыму в 1919 году проживало около 50 тысяч евреев, а к 1936 году в Крым переехало уже 300 тысяч представителей еврейского народа. Против такого резкого наплыва чужаков выступили крымские татары, которые часто вступали в конфликты с переселенцами.
Евреи поселенцы в Крыму. 1929 г.
Сталин решил еврейский вопрос в Крыму очень просто – взял и выселил евреев, отправив их осваивать Дальний Восток, в еврейскую автономную область со столицей в Биробиджане. Правда, большинство изгнанников из Крыма до Дальнего Востока не доехало, предпочитая осесть в Одессе, Ростове-на-Дону и других южных городах.
Вопрос создания в Крыму еврейской автономии поднимался и позже, но Сталин был категорически против. Он был сторонником создания евреями государства на своей исторической родине – Ближнем Востоке. Сталин поддержал идею создания Израиля, а Советский Союз стал первой страной, признавшей его официально.
В начале 1941 г. еврейское население Крыма составляло около 70 тысяч человек, подавляющее большинство евреев проживало в больших городах. Число евреев в 86 еврейских колхозах Крыма едва ли превышало 17 тысяч человек.
До занятия Крыма немецкими войсками (октябрь 1941 г.) многим его жителям удалось эвакуироваться, в том числе большинству евреев Симферополя и, позднее, Севастополя, Керчи, Феодосии и Ялты.
Около 35% семей из еврейских колхозов Фрайдорфского района и значительная часть еврейских колхозников из других районов Крыма были эвакуированы, часть крымских евреев — на Северный Кавказ, где попала в руки немцев и была уничтожена.
Большинство евреев Евпатории, Карасу-Базара (Белогорска) и многих еврейских колхозов не смогли эвакуироваться. Так как Крым находился в зоне военных действий, уничтожение евреев здесь проводилось ускоренными темпами.
После занятия крымского полуострова германскими войсками проводилась регистрация евреев, кратковременное, не более двух–трех недель, заключение их в тюрьмы или гетто и наконец — массовое уничтожение.
В ноябре–декабре 1941 г. были расстреляны евреи Евпатории (603 человека), Керчи и Феодосии (около девяти с половиной тысяч), Симферополя (14 тысяч). Всего в Симферополе и окрестностях в 1941–42 гг. было уничтожено 23325 евреев. 18 декабря 1941 г., после краткого заключения в гетто (около двух недель), были уничтожены евреи Ялты (около полутора тысяч).
«Я не верю, что немцы будут расстреливать евреев… Готовят по отношению к евреям какие-то репрессии, вернее всего, поголовную высылку из города куда-нибудь на Украину, в концлагеря», — записал 7 декабря симферополец Хрисанф Лашкевич в свой дневник, который хранится теперь в Госархиве Республики Крым.
После изгнания немцев (апрель–май 1944 г.) из Крыма, на полуострове произошли глубокие демографические, административные и политические изменения. В мае 1944 г. из Крыма были выселены татары; в Крым возвратились евреи, эвакуированные в начале войны, в том числе члены еврейских колхозов. Численность еврейских колхозников достигла 600 семей.
В июне 1945 г. Крым был превращен в область, а в августе подавляющее большинство еврейских колхозов и поселков были переименованы: Фрайдорф — в Новоселовское, Лариндорф — в Первомайское, Майфельд — в Майское и т. д.
Вернувшиеся из эвакуации евреи поселились в двадцати колхозах, но лишь в одном из них они составляли большинство. Власти, считавшиеся с антиеврейскими настроениями местного населения, побуждали евреев к переселению в Биробиджан, куда в декабре 1947 г. отбыл эшелон с 252 еврейскими семьями из разных районов Крыма. Удаление из Крыма почти половины еврейского земледельческого населения привело к фактической ликвидации еврейского сельскохозяйственного центра в Крыму.
По переписи 1959 г., в Крыму насчитывалось 26 374 еврея (2,2% общего населения Крыма), из них в Симферополе проживало около 11 200, в Севастополе — 3116 человек. Более десяти процентов евреев (2675 человек) проживало в сельской местности. Председатель колхоза «Дружба народов» (Красногвардейский район) И. Егудин (родился в 1915 г.) был в 1960–70 гг. депутатом Верховного Совета Украинской ССР.
В 1990-х гг. — начале 2000-х гг. в Крыму происходило возрождение еврейской жизни. В различных городах Крыма создавались еврейские общины, объединявшиеся в Ассоциацию еврейских организаций и общин Крыма. Открывались филиалы международных еврейских организаций: Еврейского агентства, Джойнта.
Стали выходить периодические издания: ежемесячник «Рассвет» с марта 1997 г., под редакцией Б. Гельмана (Севастополь); ежемесячник «Ма нишма» — орган Еврейского агентства в Крыму с 2001 г. (Симферополь). Функционируют благотворительные организации: «Хесед-Шахар» в Севастополе, Симферополе. Функционируют еврейские воскресные школы, еврейские музыкальные ансамбли — «Шалом» (Евпатория), «Хаверим» (Симферополь), молодежные клубы.
Еврейским общинам возвращают здания бывших синагог. Так, в 1993 г. еврейской общине Евпатории было возвращено здание бывшей Ремесленной синагоги.
В 1992 г. в Евпатории действовал международный еврейский молодежный лагерь «Эзра». В октябре 2002 г. в пансионате «Прибрежный» проводила занятия Крымская школа по иудаике. 30 октября 2002 г. на 11-м километре Феодосийского шоссе, на месте массового расстрела евреев 11–13 декабря 1941 г., был открыт памятник.
В настоящий момент в Крыму проживает около 4,5 тысяч евреев, 600 караимов и 200 крымчаков, т. е. меньше одного процента от общего населения Крымской Республики. Казалось бы немного по сравнению с многотысячной еврейской общиной конца XIX века, и уж точно совсем немного по сравнению с 2,5-миллионным населением современного Крыма. Влияние евреев на жизнь современного Крыма и их вклад в науку, искусство, медицину, бизнес, технику и политическую составляющую полуострова сложно переоценить.
Еврейская община по-разному отреагировала на последние события, приведшие к вхождению Крыма в состав России. Евреи принимали активное участие в деятельности практически всех политических партий Крыма – от правящей «Партии регионов» до оппозиционного «БЮТ».
Несмотря на то, что Израиль и США связывают тесные союзнические отношения, израильская позиция по Крыму не такая жесткая, как американская. Тель-Авив сохраняет нейтральную позицию по Крыму до тех пор, пока Россия и Украина не придут к общему мнению о принадлежности полуострова. Израиль не реагирует на призывы Украины осудить Россию и демонстрирует твердость своей позиции.
О возможной репатриации евреев в Крым, решение ещё не принято, вопрос остается открытым. Израиль готов не только переселить на полуостров евреев-крымчан, но и вложить средства в улучшение крымской инфраструктуры, которые совсем не будут лишними.
По материалам статьи