В Керченском проливе найден истребитель P-40. Американские истребители Кёртисс P-40 (англ. Curtiss P-40; «Киттихаук») времён Второй мировой войны, разработанные корпорацией Curtiss-Wright, которые поставлялись в СССР по программе ленд-лиза с конца августа 1941 по декабрь 1944.
Всего Советский Союз получил 2097 самолётов из США и 230 самолётов из Великобритании. Самолёты P-40 поставлялись в СССР без запасных моторов и без полных ремонтных комплектов, несмотря на просьбы советской стороны!
Первое боевые вылеты истребители P-40 совершили в ноябре-декабре 1941 года. Весной 1942 года американские самолёты P-40 начали выходить из строя по техническому состоянию.
В авиамастерских 13-й воздушной армии Ленинградского фронта 40 истребителей P-40 были переоборудованы нашими мастерами, на истребителях установили советские авиадвигатели М-105П и М-105Р
Среди советских пилотов американские истребители Кёртисс P-40 получили название «чудо безмоторной авиации», мотор самолёта часто давал сбои и глох, так как двигатель самолета P-40 не был рассчитан на суровые климатические условия северной части Советского Союза.
Пилот Владимир Авдеенко
Именно такими американскими истребителями Кёртисс P-40 были вооружены в конце 1943 года два авиаполка — 7 и 62 истребительный авиаполк Военно-Воздушных Сил Черноморского флота.
Известно, что 7 истребительный авиаполк не имел потерь в районе Керченского пролива в конце 1943 — начале 1944 года, потери авиаполка была в марте 1944 в районе Феодосии. А вот в 62 истребительном авиаполку младший лейтенант 22-летний Авдеенко Владимир Иванович числится не вернувшимся с боевого задания из района Керчи 29 ноября 1943 года, сообщил военный историк Сергей Ченнык.
Владимир Авдеенко родился в 1921 году в городе Ковров Ивановской области, сейчас этот город входит во Владимирскую область. Известен домашний адрес и данные его родителей. Но, к сожалению, есть информация, что дом летчика давно разрушен. Отец бойца — Авдеенко Иван Ефимович — умер 23 ноября 1943 года от сердечного приступа.
Крымские поисковики подключили к поискам родственников детектива и нашли в поселке Новоалтатка Шарыповского района Красноярского края племянника пилота — 64-летнего Валерия Хорохова, а также внучатого племянника, 33-летнего Алексея Лялина. Он, кстати, прилетал из Москвы в Крым, когда узнал, что возможно его родственник находился за штурвалом истребителя и очень хотел бы присутствовать при поднятии самолета.
Керченский и Таманский полуострова — территория интенсивных боев в годы Великой Отечественной войны. А в период с 31 октября по 11 декабря 1943 года в Керченском проливе развернулась Керченско-Эльтигенская десантная операция — одна из крупнейших десантных операций в истории Великой Отечественной войны, когда советские войска предприняли попытку отбить Керченский полуостров у немецко-фашистской армии.
В Керченско-Эльтигенской десантной операции с советской стороны участвовало более 130 тысяч бойцов, свыше 250 кораблей и больше тысячи самолетов.
Как поднимали истребитель P-40
К операции по поднятию самолёта подключились дайверы и поисковики из Москвы, Тулы, Владимира, Сочи, Самары, Тольятти, Харькова, Крыма.
Поисковики обратились к начальнику службы логистики компании «СГМ-Мост» Игорю Сталоверову с просьбой поднять со дна моря самолет времён Великой Отечественной войны с помощью тяжелого плавкрана, используемого в основных строительно-монтажных работах Керченского моста.
Мостостроители и водолазы со строительства моста подняли тяжёлым плавкраном фюзеляж самолёта с крыльями и хвостовой частью весом более 3,5 тонн.
В самолёте сохранилось вооружение – шесть пулеметов «Браунинг»калибра 12,7 мм с боекомплектом. Частично уцелела приборная доска, но приборов нет, видимо они отпали при ударе или разрушены коррозией. От удара отлетело бронестекло, в самолёте нет и боковых стёкол, сохранилось кресло пилота, а также двигатель с маркировкой. Поисковики ещё не чистили кабину самолёта и надеются найти в ней личные вещи пилота.
Во время очередного боевого вылета самолет мог быть повреждён при обстреле зенитной артиллерии фашистов. Истребитель лежал на дне носом к Таманскому берегу. Видимо, пилот из последних сил пытался дотянуть самолёт до своей базы, но мотор заглох. Корпус самолёта сохранил форму — это говорит о том, что самолет не рухнул в Керченский пролив, а скорее всего, летчик смог посадить машину на воду и, возможно, выжил, — рассказал руководитель поисковой экспедиции «Большой десант – 2017» Александр Елкин.
Военные специалисты считают, что при такой посадке самолёта на воду пилот мог остаться в живых. Однако, если за штурвалом находился действительно Владимир Авдеенко, то известно, что он не вернулся с войны домой и числится пропавшим без вести по сей день, говорят крымские поисковики.
Парашют №21
Найденный истребитель пока будет храниться в Керченской крепости, а в будущем его планируют привести в порядок и установить на одной из многочисленных исторических площадок Керченского полуострова, посвященных подвигу советских воинов, сражавшихся во время Великой Отечественной войны.
Самолёт пролежал на дне моря 74 года, и практически идеально сохранился, он оказался не ограбленным и не повреждённым якорями, стоящих на рейде судов, ведь затонувший самолёт находился на территории якорной стоянки. Когда поисковики дайверы раскапывали под водой, и расчищали при раскопках боевую машину, они видели как блестел металл на фюзеляже и даже его краска сохранилась местами. Все предметы, которые будут подняты с места крушения самолёта будут тщательно исследованы. Одной из самых интересных находок стал парашют, который зацепился за раму фонаря кабины, на неё даже видна цифра 21. Сейчас этот самолёт музейный предмет — наше оружие победы, он будет восстановлен и подготовлен к экспозиции — сообщил заместитель директора Черноморского центра подводных исследований Виктор Вахонеев.
По материалам: http://www.crimea.kp.ru/daily/26676.7/3698146/