Участники археологической экспедиции Крымского федерального университета во время раскопок на территории княжеского дворца в бывшей столице средневекового христианского княжества Феодоро на плато Мангуп нашли византийский медальон X-XII веков.
Топоним «Дорас» впервые упоминается в источниках VII века. Среди духовных лиц, присутствовавших в 691—692 годах на Трулльском соборе в Константинополе, «епископ Херсона и Дораса» Георгий. Расположенный неподалеку от Херсона крымский город Дорос (Дорас) упоминают позднее и византийские хронисты Никифор и Феофан Исповедник. Проблема локализации этого средневекового города неоднократно обсуждалась различными учёными. Среди возможных кандидатов был и Эски-Кермен, и Инкерман, и некоторые другие местности. Тем не менее в настоящее время подавляющее большинство исследователей отождествляет город Дорос-Дорас-Дорант, а также его позднесредневековый вариант — Феодоро, с городищем на плато Мангуп или Мангуп-Кале. Помимо чисто фонетического сходства (область Дори — город Дорас (Дорос) — Феодоро) на справедливость этого предположения указывают также и археологические, и эпиграфические источники.
Учёные считают, что византийский медальон, найденный на плато Мангуп великолепно сохранился до наших дней. Предположительно такой медальон мог принадлежать высокопоставленному военачальнику византийского гарнизона или управляющему княжества Феодоро.
На лицевой стороне византийского медальона изображён конный всадник, возможно это изображение Святого Георгия, культ которого был особенно популярен на византийском пограничье.
— Мы пока не готовы сказать, кто изображён, но вполне вероятно, что это Святой Георгий Победоносец или Димитрий Солунский. Об этом мы узнаем при более детальной изучении средневекового украшения, — рассказал доцент исторического факультета Таврической академии КФУ им. В. И. Вернадского Валерий Науменко.
Во время экспедиции археологи расчистили дорогу и территория возле главных ворот в городище Феодоро и нашли поверхность, предшествующие времени строительства дворца, различные предметы быта византийцев и жилые массивы.
В юго-западном Крыму и на Таманском полуострове готы к середине VI века приняли православное христианство византийского образца.
Политика Византии в Крыму особенно активизируется во время правления византийского императора Юстиниана I Великого (527—565). Чрезвычайно интересное сообщение о строительной деятельности императора Юстиниана в области Дори оставил выдающийся византийский историк VI века н. э. Прокопий Кесарийский:
Здесь же, на этом побережье, есть страна по имени Дори, где с древних времён живут готы, которые не последовали за Теодорихом, направлявшимся в Италию. Они добровольно остались здесь и в моё ещё время были в союзе с римлянами, отправлялись вместе с ними в поход, когда римляне шли на своих врагов… Они достигают численностью до трёх тысяч бойцов, в военном деле они превосходны, и в земледелии, которым они занимаются собственными руками, они достаточно искусны; гостеприимны они больше всех людей. Сама область Дори лежит на возвышенности, но она не камениста и не суха, напротив, земля очень хороша и приносит самые лучшие плоды. В этой стране император [Юстиниан I] не построил нигде ни города, ни крепости, так как эти люди не терпят быть заключенными в каких бы то ни было стенах, но больше всего любили они жить всегда в полях. Так как казалось, что их местность легко доступна для нападения врагов, то император укрепил все места, где можно врагам вступить, длинными стенами и таким образом отстранил от готов беспокойство о вторжении в их страну врагов.
В раннесредневековое время резиденция епископа Готии находилась в Доросе.
В жизни Дороса и всей Крымской Готии наступает т.н. «фемный» период (фема —военно-административный округ в Византии и ее провинциях). К середине IX века Византия создает в Крыму Херсонскую фему, в которую включается крепости юго-западного Крыма, т. е. фактически территорию Готии. В Херсоне найдена печать, датируемая концом X — началом XI веков, принадлежащая императорскому спафарию*(греч. «меченосец, обладатель меча») и турмарху*(командир турмы — воинского подразделения) «Готии» Льву. Резиденция византийского турмарха «Готии» Льва располагалась в Доросе. Таким образом, Дорос и его окрестности середине IX века вновь оказались во власти византийцев.
Несмотря на возврат Готии в состав византийских владений, Дорос, судя по археологическим находкам, по не понятным для нас причинам приходит в запустение в конце X — начале XI века.
Нетрудно заметить, что период запустения на территории Дороса X—XIII веков совпадает с эпохой вторжений в северный Крым нашествия тюркоязычных кочевников (печенегов, половцев и татаро-монголов), по-видимому взимавших дань с крымских городов и крепостей. Быть может, именно этим и объясняется частичное прекращение жизни на территории столицы Крымской Готии.
Как нам известно из археологических данных, в X—XIII веках жизнь на территории Дороса еле теплилась. Как следствие, резиденция епископа Крымской Готии была перенесена в расположенный неподалеку Эски-Кермен, где были раскопаны руины монументальной базилики.
В титулатуре от 1166 года византийский император Мануил I Комнин (1118 — 1180) именуется самодержцем «готским». Учитывая, что византийский император достаточно удачно воевал с половцами, мы можем вслед за А.А. Васильевым предположить, что около 1166 года Крымская Готия освободилась от зависимости от половцев и вновь стала принадлежать византийцам.
Крым и Северное Причерноморье, в тосканской рукописи книги Марко Поло (1280), написанной на староитальянском языке Крымская Готия именуется «Гучия» (Gucia) Scozia, что, скорее всего, является искажением Scizia, то есть «Скифия».