Крупную находку сделали в июле 2022 года участники Артезианской археологической экспедиции, которая работает в окрестностях Керчи. Историки наткнулись на остатки храмого комплекса, в святилище найден алтарь — жертвенный стол из белого мрамора, датируемый приблизительно II в. до н.э.
Каким языческим богам здесь поклонялись жители Боспорского царства ещё предстоит выяснить.Остатки мраморного алтаря были обнаружены во втором раскопе античного городища Артезиан близ нынешнего села Чистополье Ленинского района.
Сначала взорам археологов предстал фундамент из известняковых квадров, так называют массивные квадратные цельные плиты размером до одного метра. Позже из слоя земли проступили фрагменты алтаря из белого мрамора, размером 5х3,8 метров. Это позволило археологам выдвинуть первые версии.
«Мы предполагаем, что это был храмовый комплекс, потому что в основании [алтаря] находятся огромные массивные плиты. Это был алтарь для жертвоприношений, но каких жертв, мы предположить пока не можем — ещё не уточнили, чей это был храм. На алтаре могли быть как бескровные (фрукты, к примеру) подношения богам, так и кровные жертвы (животных)». — рассказал о находке заместитель начальника Артезианской археологической экспедиции Иван Петренко.
Различные догадки порождают разнообразные украшения алтаря. Конструкция мраморного алтаря богато декорирована орнаментом в ионическом стиле и надписью в четыре строки. К сожалению, невозможно узнать, какое послание было выбито на мраморном алтаре, поскольку ещё в древности почти всю фразу наспех срубили. До наших дней сохранились лишь отдельные буквы на древнегреческом.
На поверхности плиты остались лишь отдельные буквы от целой надписи: ONI, видимо, буквы имени ДИОНИС. Причина, по которой была уничтожена такая длинная надпись, тоже пока покрыта тайной.
«Главные торжества, посвященные Дионису в Северном Причерноморье, назывались Дионисиями. О них упоминается в ольвийских и херсонесских декретах III в. до н. э.
В письменных и эпиграфических источниках Дионисии занимают первое место по количеству немногих упоминаний о праздниках в Северном Причерноморье. Здесь до появления местных виноградников древние праздники виноградарей отмечались лишь по традиции. На Боспоре и в Херсонесе уже в V-IV вв. до н. э. греческие колонисты сумели акклиматизировать виноград.
Во время орфических мистерий вспоминали миф о Дионисе Загрее (Великий охотник), сыне Зевса и Персефоны. Там рассказывалось о битве Диониса с титанами, во время которой он превращался в разных животных. Когда бог принял образ быка, титаны сумели схватить его за рога и ноги и, разорвав на части, стали поедать. В это время появилась Афина, она спасла сердце Загрея, вложила его в гипсовую фигуру и вдохнула в неё жизнь, а Зевс наказал титанов, поразив их молниями. Воскрешенный обрёл бессмертие, став Дионисом-Загреем, кости же его растерзанного тела погребли в Дельфах.
Трагическая судьба Диониса Загрея и его возрождение после гибели аллегорически истолковывались посвященными в мистерии как символ новой жизни, которая ждет их после смерти. Орфики полагали, что каждого человека можно считать частью одного космического существа; подобно Дионису Загрею участник мистерии — мист умирает, распадаясь на части, и затем вновь возрождается в загробном царстве.
Праздники Диониса приобрели особое значение на Боспоре с последней трети V в. до н. э., когда здесь акклиматизировался виноград. После прихода к власти в 438 г. до н. э. Спартока, основателя династии Спартокидов, правивших до I в. до н. э., культ Диониса стал одним из ведущих.
Торжества проходили в театре и у храма бога, находившегося в южной части Пантикапея у подножия горы Митридат. В храме или около него стояла великолепная статуя Диониса. В поврежденном виде её нашли в 1865 г.; бог Дионис представлен безбородым кудрявым юношей в коротком хитоне и плаще, у ног сидит его священное животное пантера.
Когда Боспорское царство оказалось под властью Митридата Евпатора, праздники Диониса в первой половине I в. до н. э. приобрели новый характер. Ведь царь считал себя воплощением бога Диониса и представал в его образе во время празднеств. По описанию Плутарха известно, как в театре Пергама (там находилась резиденция царя после его побед над римлянами в Малой Азии) устроили представление апофеоза Митридата. С помощью каких-то приспособлений к нему, словно с неба, спускалась Ника и венчала его как нового бога (Plut. Sulla. 11). Нечто подобное, вероятно, происходило и на боспорских праздниках Диониса, когда Митридат обосновался в Пантикапее. Культ Митридата-Диониса стал официальным в Боспорском царстве , о чем известно по надписям из Пантикапея и Фанагории.» (Скржинская М.В. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье. Глава VI. Праздники Диониса в городах Северного Причерноморья.)
Судя по всему, беломраморный алтарь был привезён в Боспорское царство (Крым) из другого места, поэтому первоначальное послание стало, говоря современным языком, неактуальным, и его убрали.
«Скорее всего, мраморная плита была повторно использована, поскольку изготовить такую вещь стоит очень дорого и занимает это много времени. Поэтому вместо того, чтобы заказывать новую, проще было использовать готовую. Это обходилось дешевле», — объяснил Петренко.
В конце полевого археологического сезона-2022 года находку сдадут в Лапидарий Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника в Керчи, где реставраторы смогут собрать воедино все фрагменты алтаря.