В поисках берега спасения.

В VII — IV вв. до н.э. Эллада состояла из маленьких государств, где существовали демократические города-республики, так называемые полисы. Но демократия была доступна только свободным гражданам, а значительную часть населения со­ставляли рабы.

VI в. до н.э. тесно стало жителям в каменистой Элладе, сжигаемой летним солнцем. Плодородной земли всем не хватало, да, еще непримиримая классовая борьба и торговая конкуренция вынуждали многих греков искать другие земли на чужбине и устраивать там свою жизнь. А тут еще одна беда обрушилась с востока: персы разгромили Лидийское царство Креза и приступили к захвату Ионии. Милет в те времена был самый могущественным и богатым городом Ионии в Малой Азии. Огонь и смерть катились по малоазийской земле. Жители в страхе поспешно бросали нажитые места и уплывали в неизведанные края, в поисках мира и спокойной жизни.

Волну  миграции успешно организовал и осуществил город Милет. Под его главенством возникли колонии на берегах Понта Эвксинского (Чёрного моря), такие как Ольвия в Бугском заливе, в Тавриде — Феодосия, Нимфея, Тиритака, Мир-мекия, Керкинитида, в Тамани — Фанагория, Гергомонасы и другие.

Морской путь первых колонистов пролегал из дивной Ионии, что в Эгей­ском море, вдоль побережья Понта Эвксинского в Керкинитиду.

Городская  община Милета, решила отправиться в поисках более безопасного места для жизни подальше от Эллады, чтобы основать поселение, колонию (по-гречески: апойкию)  за далеким морем (Пон­том Эвксинским).

Во главе общины стоял ойкист (в архаическую эпоху — архагет) один из сыновей греческого правителя-тирана. Ему не хватало царского трона для управления даже малой частью Ионии. Вся власть от отца досталась старшему брату. Отправляясь в колонию он становился её властителем, на это и рассчитывал ойкист Каркин (Краб).

Он умело командовал людьми и управлял всеми делами и колонисты почитали его как героя, даже город назвали его именем Каркинитида.

Из родительского дома ойкист, глава общины, вынес огонь, зажженный от священного огня Гестии, чтобы потом зажечь на новом месте пламя своей общины.

Демократизация строя привел к развитию и воспитанию у греков своего особого восприятия жизни, когда героем становится не сверх­человек, обладающий силой льва, мудростью змеи, а простой и свободный гражданин, владеющий каким-либо ремеслом, обладающий человеческим хитроумием, смекалкой и не отступающий перед жизненными трудностями.

Обра­зцом для греческого искусства становится стройный юноша, атлетического сложения, с красивым, пропорциональным телом, подобный Амастриду.

Это был молодой мужчина, хорошо сложенный, образованный, владевший несколькими ремёслами, но любил он больше всего свой быстроходный корабль, умело управлял парусами и вёслами, умел ориентироваться по звёздам, хорошо знал береговую линию, вдоль которой предстояло плыть долгие месяцы.

В своих предыдущих плаваниях Амастрид открыл далекий пустынный край и теперь был готов туда повести за собой своих соплеменников.

Священ­ный огонь из очага богини Гестии поместили в большую амфору с чешуйчатым орнаментом, залив её дно, хорошо горевшим оливковым маслом.

Решившись отправиться в дальние края, жители Милета собирались недолго, взяли только самое необходимое — оружие, инструменты, продукты и воду, зерно и семена для посева на новом месте. Перед отходом кораблей вся община собралась на агоре — главной площади в центре города, среди белых стен и красных черепичных крыш. Мраморные статуи богов и героев окружали храмы и общественные здания. Прощай, Эллада!

Колонисты — авантюристы мечтали достичь неведо­мых берегов ранней весной, чтобы успеть  посеять там семена будущего богатого урожая. Поспешное отплытие колонистов походило на бегство – многочисленные персидские войска вступили  на территорию Ионии.  И поплыли корабли греков по морским просторам в поисках удобных и пригодных земель для устройства поселений и городов, и открыли солнечный пустынный, песчаный  берег Керкинитиды.

Неспокойно зимнее море, буря разбросала все пять кораблей в разные стороны по бурному Понту, казалось, гибель неминуема и тогда Амастрид отдал команду выбросить за борт жертвенную амфору с оливковым маслом, чтобы умилостивить морского бога Посейдона.  (Посейдон, Посидо́н или Посидаон (др.-греч. Ποσειδών, микен. po-se-da-o, беотийская форма Потидаон) — в древнегреческой мифологии бог морей, вытеснивший культ прежнего бога моря Нерея.)

И море приняло этот дар, морской шторм вскоре стих. Попутный ветер весело раздувал паруса и просмоленные корабли, сверкая большими нарисованными глазами на носу, наконец-то, достиг долгожданного берега и благополучно вошёл в песчаную бухту залива. Закатное солнце за спиной сверкало на морской глади и тонуло золотыми лучами в морском просторе, а впереди,  до самого горизонта, простиралась зелёная равнина, слива­ясь с весенним, синим небом.

Весенняя земля Керкинитиды празднично расцветала и расстила­лась разноцветным ковром степных тюльпанов и маков. А дальше от берега простирались бескрайние степи, цветущие разнотравьем, и поля пышного, плодородного чернозема. О такой земле можно только мечтать!

Белая и чистая соль в прибрежных озерах, море плещется рыбьими стаями, всё песчаное побережье на рассвете кишит крабами – Крабья бухта — Керкинитида!

Значит, не только на родине рай , а есть еще прекрасные и удивительные места, где можно безбедно жить, только надо хорошо потрудиться.

На месте Керкинитиды в догреческий период истории существовало поселение скифов, о чём свидетельствуют монеты-рыбки, монеты-стрелки, своеобразные денежные знаки представляющие собой настоящие скифские наконечники стрел. Эти монеты использовали древние греки и скифы в торговле между собой.

Но только с приходом на побережье Каламитского залива греков это поселение обрело своё имя в истории и стало упоминаться древними авторами. Керкинитида в переводе Крабье место или Крабья бухта.

С приходом греков в Керкенитиде появился монетный двор, где стали отливать монеты-дельфинчики, эта традиция связана с почитанием покровителя мореплавания Аполлона Дельфийского — главного божества греческого города Милет. А монеты-стрелки ар­хеологи связывают с культом Аполлона Врачевателя, популярным в ранних ионийских колониях, покровителя и защитника колонистов.

С нами осталось всё из далекого прошлого: древнегреческие ионическое и милетское амфоры, орудия труда, обычаи, опыт, боги Афродита, Посейдон, Аполлон, Дионис и часто сопровождающий их дельфин, как символ моря, морской стихии, любви и благородства, свободы и скорости. Дельфина потом долгое время будут изображать на монетах Керкинитиды.

Эту историю поведал мне осколок большой амфоры с двумя ручками, поднятой со дна моря, с нацарапанной наивной надписью «Амастрид – Пасейдону», она и сейчас вызывает трепетную радость, за спасённые во время зимнего шторма греческие корабли.

You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply

spam protection *

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org