Во многих странах западной Европы ночь с 30 апреля на 1 мая называют Вальпургиевой ночью, по имени христианской святой Вальпурги (или Вальбурги), монахини, жившая в Англии в 8 веке. В 761 году она прибыла в Германию, стала настоятельницей крупного миссионерского бенедиктинского монастыря Хайденхайм, и одной из самых влиятельных женщин христианской Европы. Она умерла в 779 году. Канонизация святой Вальбурги состоялась 1 мая в 870 году папой римским Адрианом II.
Во многих странах на территории Европы с дохристианских времён, в ночь на 1 мая широко отмечался языческий праздник весны и плодородия. Христианской святой Вальпурги, всю жизнь боровшейся с язычеством, не повезло в том, что её имя стали использовать в названии языческого празднества — Вальпургиева ночь.
В наше время в России этот праздник не очень распространен, так как во многом перекликается с древнеславянским днём Ивана Купалы и западным Хеллоуином. Но некоторые традиции всё же имеются. Например, в Вальпургиеву ночь некоторые жители частных домов и дачники предпочитают сжигать накопившийся за холодное время года мусор.
Другие же отправляются на сборы трав, третьи предпочитают написать свое самое заветное желание на кусочке ленты, которую можно повесить на своеобразный «майский шест» или просто на дерево. К тому же, в нашей стране 1 мая наступают длинные выходные, которые многие решают провести на даче. Почему бы не отметить накануне день расцвета весны и плодородия?
История праздника «Весны и Труда».
Кельты в ночь на 1 мая отмечали праздник Белтейн, а германцы, англичане, чехи, словаки некоторые другие народы в это время водили хоровод вокруг Майского дерева.
В древности у кельтов существовала легенда о том, что богиня изобилия Дану, подарила людям своего племени знания и они стали — Туату-де-Данаан — — «люди науки, которые были богами», «Дананн» означает слово «дан» = «знание». Эквивалентами богини Дану и её народа Туата-де-Данан в уэльской истории являются богиня Дану и её дети. Богиня Дану отождествляется с богиней знания Деа. Бригантия на британских надписях, в ирландских — «бриг» = «сила» или «ремесло», в уэльских — «бри» =«честь», «слава». Богиня Бригантия или Бригит, подобно богине Весте, была одновременно богиней земного плодородия и огня, её жрицы зажигали священный огонь.
Легенды рассказывают о том, что сыновья богини-прорицательницы друидессы Бригиты, три бессмертных бога мудреца прибыли в Ирландию 1 мая — в праздник Бельтайн, и научили людей всем ремёслам. Не зря 1 мая мы отмечаем, как день Труда. Из «Разговора двух Мудрецов»:
«Я СЫН Ремесла,
Ремесла, сына Внимания,
Внимания, сына Размышления,
Размышления, сына Знания,
Знания, сына Вопроса,
Вопроса, сына Поиска,
Поиска, сына великого ЗНАНИЯ,
Великого Знания, сына Великого Разумения,
Великого Разумения, сына Понимания,
Понимания, сына Ума,
Ума, сына трёх богов Ремесла» [Пер. С. В. Шкунаева.]
Древние кельты совершали магические ритуалы в центре мегалитического круга на холме «Beltany» (Бельтайн), примерно в 3000 году до н.э., с тех пор и сам языческий праздник стал называться Bealtaine — Бельтайн, или «огонь Беля» иль Белобога; это ирландское божество сопоставимо с галльским Беленусом. Согласно древним легендам, язычники кельты собрались вместе на вершинах холмов, чтобы зажечь священный огонь в честь солнца, во время наступления нового сельскохозяйственного периода года.
Бельтайн (Bealtaine) был одним из четырех крупных кельтских фестивалей древней Ирландии, его отмечали 1 мая в ознаменование начала лета.
«Первый день мая должен был, по представлениям кельтов, являться моментом рождения летнего солнечного бога Луга (Лунгасад)».
Во многих странах на территории Европы с дохристианских времен, широко отмечается праздник в ночь на 1 мая , получивший название Вальпургиева ночь. Праздник знаменует собой приход весны, посвящён плодородию и началу полевых работ.
У германских народов существовала легенда, что именно в эту ночь, с 30 апреля на 1 мая, собиралась на холме вся нечистая сила. Именно так — «бесовскими плясками» называли языческие праздники христианские миссионеры, призывавшие язычников отказаться от языческих богов и прийти в христианскую церковь. Язычники, даже принявшие христианство, продолжали разжигать костры на холме Бельтана, водить хороводы, призывая на поля тепло солнца. Сейчас об этом празднике напоминает традиция разжигать большие костры на возвышенностях и обращаться к светилу.
Вспоминая свои языческие традиции, древние шотландцы, ирландцы, валлийцы, германцы и многие другие народы водили хороводы 1 мая вокруг «майского дерева», поэтому и сейчас в народном календаре 1 мая обозначен как праздник весны.
В конце 8 века появились верования в том, что в ночь перед первым днём третьего внесенного месяца ведьмы, черти, бесы и вся нечистая сила собираются вместе.
Что празднуется в Вальпургиеву ночь?
После распространения в Европе христианства традицию языческого кельтского праздника Бельтайна — 1 мая, пытались побороть, или «подвести» к этой дате какой-то христианский праздник. Однако, языческий обряд оказался живучим, поэтому многие жители продолжали собираться в ночь на 1 мая на пустырях и праздновать расцвет весны.
Из числа языческих праздников этот праздник остаётся одним из самых противоречивых. С одной стороны, это праздник прихода весны, расцвета природы и плодородия, который собирал языческий народ в хороводы вокруг священного костра. С другой стороны этот языческий праздник был настолько проклят христианской церковью, что все языческие обряды назывались церковниками не иначе, как «сборище нечисти и нечестивцем», «безумных плясок у костра» и «разгулом демонов».
Традиции праздника.
В разных странах Вальпургиева ночь отмечается по-разному, но с каждым годом традиции празднования заимствуются жителями той или иной местности.
Жители Германии встречают Первомай в национальных костюмах, с песнями, танцами вокруг майского дерева и весёлыми ярмарками. Нередко в Германии первомайские митинги политических партий в больших городах заканчиваются драками и потасовками.
В Финляндии в ночь с 30 апреля на 1 мая начинается веселый студенческий карнавал Ваппу, когда гуляет вся страна. Название Ваппу происходит от имени католической святой Вальпурги, то есть финский карнавал – это вся та же старая-добрая Вальпургиева ночь, которую празднуют и в других Скандинавских странах.
Финские студенты обычно разгуливают в белых фуражках и пьют игристое вино. Утром на демонстрации сил обычно не остается – хотя энтузиасты, конечно, всегда найдутся. Они до сих пор проходят в крупных городах, однако в народе Первое мая называют не Днём труда, а Днём кукушки – эта птичка появляется на календарях и сувенирах.
В Норвегии Первое мая считается Международным днем борьбы трудящихся за свои права. В Парижском конгрессе II Интернационала, на котором и было решено отмечать Первое мая, принял участие Карл Йеппесен, который предложил проводить в Норвегии майские демонстрации.
В Англии первого мая устраивали весёлые гулянья вокруг майского дерева, представлявшего собой тонкий берёзовый ствол, украшенный весенними цветами и разноцветными лентами. Этот праздник зародился благодаря древним ритуалам, которые помогали земледелию и воскрешению всего живого на земле. В некоторых английских деревнях и сегодня проводятся первомайские гулянья. В Лондоне 1 мая дети ходят по домам и продают цветы. Вырученные монеты принято бросать в колодец желаний.
Дети Греции ранним первомайским утром отправляются на поиски «первой ласточки». Завидев птицу, дети начинают петь песни-веснянки, за что получают от соседей гостинцы — орехи, конфеты и другие сладости.
Французские празднования 1 Мая посвящены Деве Марии. В её честь проводят фестивали, в которых принимают участие юные девушки. Есть у французов и ещё одна интересная традиция — ранним утром 1 мая выпивать стакан парного молока. Для того, кто соблюдает этот обычай, считается, что весь год сложится удачно.
В Испании День труда совпадает с Зелёным Сантьяго – праздником цветов и влюбленных. Зеленый Сантьяго – испанская альтернатива Дню святого Валентина, когда все влюбленные имеют шанс признаться в чувствах. Раньше в это время были популярны так называемые «ромерии» в ските Сан-Фелипе-и-Сантьяго, известном как Сантьяго-эль-Верде, то есть «зелёный». «Ромерия» происходит от «ромерос» – так называли паломников, которые следовали поклониться святым местам. «Ромерия» – это яркий праздник с шествиями в национальных костюмах и церковной службой.
В Италии первый день мая все стараются выехать за город, есть и те, кто специально наряжает Майское дерево, вокруг которого водят хороводы – встретить этот обычай можно, как правило, в небольших городах. В некоторых деревнях дерево потом выкапывают – на счастье, а в церквях в этот день идут службы в честь святого Иосифа.
В Италии молодые люди в ночь на 1 мая ходили от жилища к жилищу и носили с собой «майскую зелень» — украшенную лентами ветку весеннего цветущего дерева. Если кто-то из юношей хотел сделать предложение своей возлюбленной, то оставлял эту ветку у входа в её дом. Если девушка забирала ветку себе, то она принимала это предложение.
В США 1 Мая не самый любимый праздник, но в школах часто проводятся вечеринки, на которых выбирают майскую королеву.
В Чехи, помимо Дня труда, отмечают 1 мая День любви. Такая интересная трактовка праздника связана с поэмой «Май» Карела Гинека Махи (1836 год), первое четверостишье которой многие в Чехии знают наизусть.
«Был поздний вечер – юный май
Вечерний май – томленья час.
И горлинки влюбленный глас
Звучал, тревожа тёмный гай»,
– именно эти строки придали празднику оттенок романтики. В этом году первомайские празднования в Праге пройдут у Петршинской башни.
Словаки и чехи в ночь с 30 апреля на 1 мая ставили «майское дерево» — очищенную от коры ель или пихту, украшенную лентами, словно лучами весеннего солнца, и цветами, конфетами, кренделями. Вокруг майского дерева, установленного на главной площади города, водили хороводы.
Хорваты и словенцы проводили праздники для юного поколения — юноши и девушки ходили по домам, желали всем добра и хорошего урожая, за что получали вознаграждение.
Есть поверье, что травы и растения, сорванные в Вальпургиеву ночь, получают волшебную силу. В этом смысле праздник напоминает день Ивана Купала, отмечаемый славянами, когда тоже считалось, что собранные травы становились магическими и защищали от тёмных сил.
Собиратель русских сказок Александр Афанасьев писал, что у русских тоже было поверье о том, что в эту ночь ведьмы слетаются на Лысую гору, чтобы отчитаться перед Сатаной, а потом поучаствовать в пире и демонических плясках.
Есть поверье, что травы и растения, сорванные в Вальпургиеву ночь, получают волшебную силу. В этом смысле праздник напоминает день Ивана Купала, отмечаемый славянами, когда тоже считалось, что собранные травы становились магическими и защищали от тёмных сил.
Собиратель русских сказок Александр Афанасьев писал, что у русских тоже было поверье о том, что в эту ночь ведьмы слетаются на Лысую гору, чтобы отчитаться перед Сатаной, а потом поучаствовать в пире и демонических плясках.
В наше время в России этот праздник не очень распространен, так как во многом перекликается с древнеславянским днём Ивана Купалы и западным Хеллоуином. Но некоторые традиции всё же имеются. Например, в Вальпургиеву ночь некоторые жители частных домов и дачники предпочитают сжигать мусор, накопившийся за холодное время года.
В южных районах страны люди отправляются на сборы трав, иные предпочитают написать свое самое заветное желание на кусочке ленты, которую можно повесить на своеобразный «майский шест» или просто на дерево желаний. К тому же, в нашей стране 1 мая наступают длинные выходные, которые многие решают провести на даче, поэтому почему бы не отметить накануне день расцвета весны и плодородия?
На Руси май не жаловали. Помните – «В мае родиться — весь век промаяться. В мае жениться — век маяться»?
Слово «май» к нам пришло из Византии: до этого наши предки довольствовались месяцем «травень». Маей же эллины называли одну из многочисленных богинь плодородия: она к нам пришла от греком с Православной верой.
Русский меткий ум тут же связал имя нимфы Майи с глаголом «маяться». «Маяться» значит «томиться», а не страдать, как трактуют некоторые филологи. Томление означает созревание, ожидание счастья, чуда, второго пришествия. Мы видим, как умершая зимой природа снова пробивается к жизни через набухшие почки, через благоухания жасмина и сирени, через зелёные травы, через мысли и желания. Начинается чудо весеннего возрождения природы, начинается новый круг развития из зародыша маленького зерна. И каждый круг – это новая надежда на то, что бытие, наконец, обретёт смысл.
Май для русского православного человека – это мост между Пасхой и Троицей. Это время максимального томления святых апостолов по Спасителю, которое заканчивается для них в Пятидесятницу сошествием Духа Святого.