Вечные фильмы-сказки Александра Роу.

кино-сказочник александр Роу

Александр Роу сделал (1906—1973) огромный вклад в развитие российского кино. Его фильмы наполнены сказочными героями, музыкой, волшебными чудесами… Режиссёр поставил более 20 детских фильмов по мотивам русских народных сказок. Все фильмы-сказки Александра Роу очень добрые и родные, они увлекают детей в мир поэзии, в чудесный таинственный мир, где герой борется за правду и где добро всегда побеждает зло.

Русская народная сказка уходит своими корнями в вечную народную мудрость, поэтому и фильмы-сказки Александра Роу принадлежат вечности.

кино-нет для детей ничего полезнее сказок

«Это кино вечное, ведь любой фольклор имеет приметы своего времени, которых мы, воспринимающие его современными глазами, можем и не замечать… Александр Роу проник в самую суть русского фольклора, поэтому в его фильмах чувствуется потрясающее обаяние доброты. Это один из самых добрых режиссеров мирового кино…», — с гордостью писал известный киновед Н. Клейман о фильмах величайшего советского кинорежиссера Александра Роу, чьё 115-летие со дня рождения мы отметим 8 марта 2021 года.

кино-варвара-краса

Мало найдётся на постсоветском пространстве людей, не знакомых, а, главное, не любящих такие знаменитые фильмы, вариации на темы русских народных сказок, как «Василиса Прекрасная» (1939), «Кащей Бессмертный» (1944), «Марья-искусница» (1959), «Огонь, вода и медные трубы» (1967), «Варвара-краса, длинная коса»(1969), «Золотые рога» (1972).

кино-Новые похождения кота в сапогах

А так же фильмы-сказки снятые по классическим произведениям русской и мировой литературы – по сказке Ершова «Конёк-Горбунок» (1941), «Новые похождения Кота в сапогах» (1958) по пьесе Сергея Михалкова «Смех и слёзы», «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961) Николая Гоголя, современной литературной сказки «Королевство Кривых Зеркал» (1963), по повести Виталия Губарева.

кино-королевство кривых зеркал

Жителям Крыма особенно дороги эти киносказки, потому что большая часть фильмов Александра Роу снималось на Ялтинской киностудии — старейшей киностудии СССР. Неповторимые крымские пейзажи, уникальная природа помогли перенести творческие замыслы режиссера в сказочный мир. «Финист – ясный сокол» (1975), «Варвара-краса, длинная коса» (1969), «Кощей бессмертный» (1944) и другие герои этих фильмов-сказок обитали в Крыму.

Ай-Петри -rjhj

Больше всего Александр Роу любил вершину и склоны Ай-Петри над Ялтой и красивейшие скалы Никитской расселины у Массандры. А исполнительница роли Варвары-Красы Татьяна Клюева до сих пор живёт в Севастополе.

1949-Любовь Орлова на вершине Ай-Петри

1949-Любовь Орлова на вершине Ай-Петри

Любовь кинорежиссера к крымскому полуострову проявилась и при создании им документальных фильмов. Киноочерки Александра Роу «Артек», «Крым», «День чудесных впечатлений» –  об удивительном уголке нашей необъятной Родины и о «царстве детворы» – Всесоюзном пионерском лагере «Артек» зрители увидели в 1949 году.

кино-по щучьему велению

Первый фильм-сказка АлександраРоу «По щучьему велению» (1938) был встречен насторожено, но самоходная печка и говорящая щука так понравились не только детям, но и взрослым, что режиссёру заказали новую сказку о борьбе добра и зла

Советские актеры, исполнители ролей главных героев фильмов-сказок Александра Роу, стали хорошо известны зрителям — это Георгий Милляр в роли Бабы Яги и красавец Сергей Столяров в роли русского сказочного богатыря в фильме «Василиса Прекрасная» (1939).

кино-конёк горбунок

Александра Роу справедливо называют первым киносказочником нашей страны, ставя рядом с ним только имя Александра Птушко (1900 — 1973), снявшего в 1935 году полнометражный мультипликационный и игровой кинофильм «Новый Гулливер», по мотивам романа Джонатана Свифта, «Сказка о рыбаке и рыбке» (1937) Александра Пушкина. В 1939 году Александр Птушко поставил ещё один полнометражный мультипликационно-игровой фильм — «Золотой ключик» по сказке Алексея Толстого, который не только выступил автором сценария, но и принимал активное участие в съёмках.

кино александр птушко

На Западе Александра Птушко называют «советским Уолтом Диснеем», он занимался экранизацией древнерусских былин, русских народных сказок, произведений русской литературы. Его фильмы пользовались большим успехом не только в СССР, но и в странах западной Европы. В Великобритании первый советский широкоэкранный фильм со стереозвуком режиссёра Птушко «Илья Муромец» (1956) вышел под названием «Былинный герой и чудище» (The Epic Hero and the Beast), в США — «Меч и дракон» (The Sword and the Dragon); американский вариант был перемонтирован на студии Роджера Кормана, как и ряд других сказок Александра Птушко и Александра Роу.

кино сказка о царе салтане

Совместный советско-финский фильм «Сампо» (1958) режиссёра Птушко шёл в американском прокате под названием «День, когда замерзла Земля» (The Day the Earth Froze), «Сказка о царе Салтане» прошла по экранам западной Европы, Центральной и Южной Америки, а «Садко», выпущенный в 1953 году, вновь прошёл на экранах Америки в 1962 году под названием «Волшебное путешествие Синдбада» (The Magic Voyage of Sinbad). Фильм «Алые паруса»(1961) , по повести Александр Грин и, «Сказка о потерянном времени» (1964) по сказке Евгения Шварца снимали в Крыму.

Александр Роу писал, что «нет в искусстве ничего полезнее для детей, чем сказки», и всем своим творчеством прививал юным зрителям любовь к русской народной сказке.

кино-вечера на хуторе

До Александра Роу сказки в кино снимали, но только в рисованной  мультипликации и в кукольных фильмах.

«Народная сказка сильна своей наивной верой в чудесное, правдивостью человеческих взаимоотношений… Добро всегда побеждает зло, свет – тьму», – так считал режиссер, создавая свои фильмы, наполненные добрыми воспоминаниями своего детского восприятия мира.

морозко-актёр-алексей катышев

Александр Роу экранизировал, в основном, произведения русского фольклора, русские народные сказки, их литературные обработки, старался донести не только содержание и «добрым молодцам урок», но и традиции родной страны. Сказочные кинофильмы любимого режиссера проникнуты оптимизмом и юмором, в них много музыки и фантастичных персонажей, в исполнении любимых всеми актёров. Как отмечают кинокритики, Александр Роу обладал потрясающим чутьём в подборе актерского «сказочного» состава. Трогательную Настеньку в «Морозко» (1964) и не менее трогательную Алёнушку в фильме «Огонь, вода и медные трубы» (1967) сыграла юная фигуристка Наталья Седых, светлокудрый Алексей Катышев, сыгравший «доброго молодца» в двух фильмах-сказках, работал на студии помощником звукооператора. Случайно заметивший его Роу произнес: «Такие глаза созданы для сказки». Актриса Анастасия Зуева в роли сказочницы, «открывала и закрывала» на экране сказки, приглашая детей в волшебный мир сказки.

кино Милляр

У Роу снимались не только «самородки», но и самые популярные профессиональные артисты кино – Сергей Мартинсон (1899 — 1984), Сергей Столяров, Татьяна Пельтцер, Михаил Пуговкин, Людмила Хитяева, Пётр Алейников и многие другие. Самым ярким злодеем в фильмах-сказках Александра Роу, бесспорно, был Георгий Францевич Милляр (1903-  1993), создавший удивительные образы Бабы-Яги, Кащея, Чёрта с Диканьки, Чуда-Юда. Александр Роу настолько ценил удивительные перевоплощения Милляра, что подчас этот талантливый актер исполнял сразу три роли в одном фильме. Например, в «Василисе Прекрасной» он сыграл гусляра, старика-отца и Бабу-Ягу. Роль Бабы Яги Милляр выпросил сам, использовав обоснованные аргументы: «Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Гример только отвернётся, а она тут же реснички себе подрисует». По воспоминаниям Георгия Милляра сам образ его Бабы-Яги родился в Крыму:

«В Ялте я старушку увидел, она коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая…, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба-Яга?…».

Пуговкин в Ялте

Михаил Пуговкин вспоминал: «Роу любил людей, любил артистов. У него была реквизитор, заведовала чаем. На съёмках всегда имелся большой термос с чаем. Это у Роу было вознаграждением. Если мы хорошо сыграем, он говорил: «Луиза, отметьте Михаила Ивановича хорошим чаем!» Он, скажем так, эмоционально всё делал, и чуть ли не стихийно. Он сказку прекрасно чувствовал».

кино-морозко

Актриса Инна Чурикова, сыгравшая в «Морозко» роль Марфушки, вспоминала:

«Сказка мне безумно нравилась, сценарий нравился… У Роу была душа ребёнка, и на его съёмках всё было волшебно: люди, придумывавшие необыкновенные фокусы, умные хрюшки, пни, которые расцветали. Но этот сказочный мир сам режиссёр очень тщательно выстраивал».

 Чудо-юдо высовывает палец из воды и грозит царю: «Должок!»

Чудо-юдо высовывает палец из воды и грозит царю: «Должок!»

Художественный руководитель киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский в одном из интервью с гордостью поведал о «своей первой и самой лучшей роли в кино», когда ему было всего 19 лет, он «сыграл» руку, напоминающую царю о должке в фильме-сказке «Варвара-краса, длинная коса», которую Александр Роу снимал в Крыму. Борис Грачевский называл Крым колыбелью своего кинематографического пути:

«Первое свидание с Крымом было удивительным! Я с Александром Артуровичем Роу поехал снимать крымскую экспедицию картины «Варвара-краса, длинная коса». Роу был абсолютно верен своим кинематографическим традициям: каждую картину он обязательно снимал в Звенигороде и непременно в Крыму… Для меня полуостров просто соединился с великим сказочником, с Ялтинской киностудией, с этими немыслимыми горами и скалами…».

финист ясный сокол

Выдающийся режиссер Александр Роу скончался в Москве, в конце декабря 1973 г., как будто ушел навсегда в одну из своих новогодних сказок. А в 1975 г. вышел в прокат фильм «Финист – Ясный Сокол», снятый Г. Васильевым по сценарию Роу.

На экраны выходят новые сказки, но фильмам Александра Роу обеспечена долгая кинематографическая жизнь, они по-прежнему остаются в числе самых любимых сказок детства. Притягательность волшебных сказок Александра Роу заключена в народной мудрости, любви к Отечеству и родной земле.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org