Вербное воскресенье: история и традиции праздника

01-Джотто. Капелла Скровеньи, фрескаВход Господень в Иерусалим — Вербное воскресенье — один из 12 двунадесятых (главных) праздников Православная церковь отмечает в последнее — шестое — воскресенье Великого поста. В 2017 году этот день выпадает на 9 апреля.
Этот преходящий праздник бывает ровно за неделю до Христова Воскресения.

Что мы празднуем в Вербное воскресенье?

Вход Господень в Иерусалим описан всеми четырьмя евангелистами. О нём повествуют и Матфей (в 21 главе своего Евангелия), и Марк (в 11 главе), и Лука (в 19), и Иоанн (в 12 главе).

В Евангелии от Матфея (21:1–7) сказано, что апостолы по указанию Иисуса взяли в Вифании ослёнка и ослицу. Иоанн Богослов в своём Евангелии просто упоминает, что Христос, найдя молодого осла, сел на него.

В Евангелиях Марка и Луки говорится, что Иисус, приближаясь к Иерусалиму и находясь вблизи Елеонской горы рядом с Виффагией и Вифанией, отправил двух учеников за молодым ослом, указав, где он привязан и что ответить, если спросят. Так и произошло. Ученики нашли животное, отвязали его, на вопрос «Зачем отвязываете?» отвечали, что ослик надобен Господу, и привели к Иисусу.

Иисус Христос въехал в Иерусалим на осле. У иудеев существовал древний обычай, согласно которому правители, одержав победу над врагами, въезжали в город на конях или ослах. На Востоке въезд в город на осле был символом мира, а верхом на коне — символом войны.

В то время Иудея была захвачена римлянами, и иудеи ожидали обещанного священным писанием и пророками освободителя от иноземного господства. Верили, что Мессия — Спаситель Израиля — явится в Иерусалим на Пасху. Иисуса Христа встречали как Мессию, так как знали о чуде воскрешения Лазаря, совершённом накануне.

Встречали его иудеи, как Царя, согласно той же древней традиции, — с пальмовыми ветвями, цветами, подстилая на Его пути свою одежду.

Они кричали Христу: «Осанна* Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне (т. е. — достоин хвалы, от Бога посланный) Царь израилев! Осанна в вышних!» Осанна (ивр. הושיע נא‎, hôšî‘â-nā’ — спаси, мы молим) — торжественное молитвенное восклицание, краткая молитва, древний хвалебный возглас.

Исполняя пророчества Ветхого Завета, Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим, но не как Царь земной или победитель на войне. А как Царь, царство которого не от мира сего, как победитель греха и смерти. Ворота, через которые, по преданию, въехал Иисус, существуют до сих пор. Только они уже многие века наглухо замурованы.01-Вход Господень в ИерусалимКак ещё называют праздник «Вход Господень в Иерусалим»?

Последнее воскресенье перед Пасхой также называют «Неделей ваий» — «вайи» по-гречески означает «пальмовые ветви».

Латинское название праздника — Dominica in palmisПальмовое воскресенье, (буквально: «Господень день в пальмах»). В современных европейских языках сегодня используется именно название «Пальмовое», например в английском — Palm Sunday.

В русских богослужебных книгах называется также Неделей Цветоносной, потому что Христа в Иерусалиме встречали цветами, а в просторечии — Вербным воскресеньем. Это связано с тем, что пальмовые ветви в славянских странах заменяют ветками вербы, а также ивы и ветлы. Эти растения распускаются в России одними из первых. 01-Вход Господень в Иерусалим-иконаКак празднуют Вербное воскресенье православные христиане?

Вербу освящают в храмах накануне, в субботу вечером на Всенощном бдении: после прочтения Евангелия читается 50-й псалом, затем святой водой окропляют ветви. После этого их раздают молящимся, и прихожане стоят до конца службы с вербой и зажжёнными свечами. Обычно окропление повторяют и в само Вербное воскресенье на Литургии, служится Литургия Иоанна Златоуста.

Традиции праздника

В допетровскую эпоху в Вербное воскресенье совершался торжественный выезд патриарха «на осляти», белом коне, снаряжённом наподобие осла; он символизировал въезд Иисуса Христа в Иерусалим. Вместо пальмовых ветвей Патриарх раздавал с Лобного места вербы и листья папоротника царю, архиереям, боярам, окольничим, думским дьякам и народу.

У православных христиан есть обычай хранить освящённые вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. В некоторых местностях существует благочестивый обычай класть освящённые вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освящёнными ветвями.

В Вербное воскресенье за трапезой разрешается рыба.

Источник: http://www.aif.ru/lent_easter/aboutlent-easter/verbnoe_voskresene_istoriya_i_tradicii_prazdnika?utm_source=aif&utm_medium=free&utm_campaign=main

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org