Вербное воскресенье в живописи и поэзии

0-верба

В 2024 году Вербная неделя начнётся 22 апреля и закончится 28 апреля — Вербным воскресеньем. После наступит Страстная неделя — 7 дней перед Пасхой. А уже 5 мая православные отметят Пасху. Всю предшествующую Пасхе неделю называют Вербной. Есть и другие названия: Цветная неделя, Цветоносная или Вербохлёст.

В Вербное воскресенье православные христиане празднуют одно из важнейших библейских событий — Вход Господень в Иерусалим, который символизирует вход человека в Рай.

По словам всех четырёх евангелистов, в день входа Господня в Иерусалим жители Священного города приветствовали Иисуса Христа как Спасителя, устилая Его дорогу пальмовыми ветвями. В России и других странах с холодным климатом пальма не растёт, поэтому вместо пальмы в церквях освещали вербу, а христианский праздник Входа Господня в Иерусалим имеет народное название — «Вербное воскресенье». Первое упоминание об использовании вербы в богослужении находят в «Изборнике Святослава» 1073 года.

Вербное воскресенье для поэта Константина Бальмонта ассоциировалось в первую очередь с распустившимися ветками, для художника Бориса Кустодиева — с народными гуляньями, а для Вячеслава Шварца — с традиционным шествием патриарха на ослике.

0-верба5

Издревле на Руси символом христианского праздника Вход Господень в Иерусалим была верба — первое нежное растение, распускающееся весной и символизирующее новую жизнь. В Вербное воскресенье православные христиане с букетами вербы в руках идут в церковь для освещения, потом приносят её домой и сохраняют весь год. Верба приносит в дом особую атмосферу мира и тепла.
Вербное воскресенье до сих пор вдохновляет художников и поэтов на создание новых картин и стихов, посвящённых этому светлому и радостному весеннему празднику.

0-Вячеслав Шварц. «Вербное воскресение в Москве

Картина Вячеслава Шварца «Вербное воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти» (1865 год)

У древних иудеев был обычай: правитель не входил в город пешком, а въезжал туда верхом. Если царь восседал на лошади, это означало желание войны, а на осле гости прибывали только с благими пожеланиями. Жители Иерусалима, как правило, приветствовали правителя пальмовыми ветвями. Эти традиции нашли отражение в живописи Шварца: его патриарх едет на ослике в белой попоне, а участники шествия несут пальмовые ветки.

0Савицкий- Инок

«Инок». 1897 год. Художник Константин Савицкий.
Главным героем своего полотна художник сделал серьёзного и задумчивого священнослужителя, который расположился у окна в Вербное воскресенье или после него — понять это можно по пушистым веткам вербы в цветной вазе.

0Нестеров-

 «Вход Господень в Иерусалим». Картина Михаила Нестерова
Михаил Нестеров как православный художник тоже не мог не обратиться к библейскому сюжету: его иудеи приветствуют Спасителя, расстилая под ноги Его ослу свою одежду и «усыпая» путь зелёными ветвями.

Вербы распустились на реке.
Ангелы запели вдалеке.
Вдалеке, но слышно хорошо,
Как Иисус в Ершалаим вошёл.

Прямо к Храму едет на осле.
Ветви пальм летят ему вослед.
Нет ещё тернового венца.
Только радость у людей в сердцах.

«Аллилуйя» — крики там и тут.
Руки нищих тянутся к Христу.
Провожают взглядом, говорят:
«Иудея встретила Царя!»

«Аллилуйя!» И вечери ждут
В тихом Гефсимании саду.
Ждут. И багряница не снята
У подножья чёрного креста.

На порфире скорбной пурпур цел.
Нет слезы кровавой на лице.
В Храм людей ведёт он за собой.
«Аллилуйя!» — крики над толпой.

В Храм ведёт. Улыбка на лице.
Знает он, что ждёт его в конце.
Знает он. Спокоен. Светел взгляд…
У гробницы ангелы сидят.

Город за стеной, но видно им,
Как Иисус вошёл в Ершалаим.
Пронеслись века. Весна. Покой.
Вербы цвет над русскою рекой.

Владимир Захаров.

0-Вербный торг у Спасских ворот на Красной площади в Москве

«Вербный торг у Спасских ворот на Красной площади в Москве» (1917). Картина Бориса Кустодиева
Для живописца Вербное воскресенье — это не только церковный праздник, но и народные гулянья: на его полотне вверх взмывает стая птиц, и ещё сотни воздушных шаров, а нарядные люди покупают ветки вербы и угощения к празднику. В этот день верующие позволяют себе послабление в посту — например, могут есть икру.

верба---

Верба милая, серебряный пушок,
Прутья розовые, снежная весна.
Снегом пенится метель на посошок,
Все дороги завалила белизна,
И над нею только головы плывут,
Только головы и лица ходоков,

Серебристого дыханья вербный прут
Разрастается кустами облаков.
И несут они детей над головой,
Дети старше их намного, и о том —
Свет, искрящийся в лавине снеговой,
Свет, играющий серебряным прутом.

Юнна Мориц,1998

Елизавета бём Вербное воскресенье Елизавета Бем пасхальные открытки

Елизавета Бём. Вербное воскресенье.

Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.

Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.

Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!

В Воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для святого дня.

Александр Блок. Вербочки. 1-10 февраля 1906

Серафима Блонская — Девочки. Вербное воскресение. 1900 г. 

Серафима Блонская — Девочки. Вербное воскресение. 1900 г.

Стихотворение Константина Бальмонта «Вербы» (1903)

Вход Господень в Иерусалим ассоциируется у поэта с ветками вербы — как и у большинства православных.

Вербы овеяны
Ветром нагретым,
Нежно взлелеяны
Утренним светом.

Ветви пасхальные,
Нежно-печальные,
Смотрят весёлыми,
Шепчутся с пчёлами.

Кладбище мирное
Млеет цветами,
Пение клирное
Льётся волнами.

Светло-печальные
Песни пасхальные,
Сердцем взлелеяны,
Вечным овеяны.

0-верба0

Стихотворение Сергея Есенина «Сохнет стаявшая глина…» (1914)
В строках известного «певца русской природы» описание родных пейзажей перемежается с евангельскими мотивами — например, сосны и ели кричат человеку, который едет на ослике: «Осанна!» — таким восклицанием когда-то иудеи приветствовали Христа. «Осанна» — хвалебный возглас и одновременно краткая молитва.

Сохнет стаявшая глина,
На сугорьях гниль опёнок.
Пляшет ветер по равнинам,
Рыжий ласковый ослёнок.

Пахнет вербой и смолою,
Синь то дремлет, то вздыхает.
У лесного аналоя
Воробей псалтырь читает.

Прошлогодний лист в овраге
Средь кустов, как ворох меди.
Кто-то в солнечной сермяге
На ослёнке рыжем едет.

Прядь волос нежней кудели,
Но лицо его туманно.
Никнут сосны, никнут ели
И кричат ему: «Осанна!»

Владимир Россинский — Катание в Вербное воскресенье на Красной площади, 1910-е годы.

Владимир Россинский — Катание в Вербное воскресенье на Красной площади, 1910-е годы.

Стихотворение Ивана Бунина «Вход в Иерусалим» (1922)

Русский классик, путешествия по Ближнему Востоку, посетил Иерусалим. Свои впечатления он передал в поэзии:

«Осанна! Осанна! Гряди
Во имя Господне!»
И с яростным хрипом в груди,
С огнём преисподней
В сверкающих гнойных глазах,
Вздувая все жилы на шее,
Вопя всё грознее,
Калека кидается в прах
На колени,
Пробившись сквозь шумный народ,
Ощеривши рот,
Щербатый и в пене,
И руки раскинув с мольбой —
О мщенье, о мщенье,
О пире кровавом для всех обойдённых судьбой —
И Ты, Всеблагой, Свете тихий вечерний,
Ты грядёшь посреди обманувшейся черни,
Преклоняя свой горестный взор,
Ты вступаешь на кротком осляти
В роковые врата — на позор,
На пропятье!

Константин Юон — Вербный базар на Красной площади. 1916 г.

Константин Юон — Вербный базар на Красной площади. 1916 г.

Вербная неделя. Стихотворение Аполлона Майкова

Что это сделалось с городом нашим?
Право, совсем не узнаешь его!
Сдернута с неба завеса туманов,
По небу блеск, на земле торжество!

С вербами идут толпы за толпами,
Шум, экипажей ряды, пестрота,
Машут знаменами малые дети,
Лица сияют, смеются уста!

Точно какой победитель вступает
В город — и все пробудилось от сна…
Да, победитель!
И вот ему птицы
Словно уж грянули: «Здравствуй, Весна!»

Таисия Афонина — Натюрморт с вербой

Таисия Афонина — Натюрморт с вербой

Философское стихотворение современного русского поэта Владимира Захарова. СМЕЙСЯ, ПЛАЧЬ, УМИРАЙ, ЖИВИ

Смейся, плачь, умирай, живи,
Жертва, клятва, восторг, вина —
Это всё имена любви,
Это всё любви имена.

Все созвездия, все миры,
Что увидеть, услышать смог —
Это вечной любви дары,
Это Слово и это Бог.

Дом, община, народ, страна,
Что, сгорая, воскреснет вновь —
Это всё любви имена,
Это Бог и Его Любовь.

Крест на куполе, вербы, храм,
Воскресенье, весна, цветы —
Это всё любви имена,
Это я и, конечно, ты.

Екатерина Кизилова — Вербное Воскресенье, 2007 г.

Екатерина Кизилова — Вербное Воскресенье, 2007 г.

 Вход Господень в Иерусалим — один из почитаемых праздников в Христианстве. Как видите, он нашел широкое отражение в искусстве. Вербному воскресенью посвящали картины, стихи. В живописи праздник представлен в различных жанрах — натюрмортах, пейзажах, портретах. Разные авторы, в том числе и лирики, представляли свое личное видение, но все работы объединены одним — чувством радости. Эту радость они передают зрителю и читателю в искусстве. Радость, связанную с приходом весны, приближением светлого Христова воскресенья и символом вечной жизни.
Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org