Вербное воскресенье в живописи и поэзии

0-верба

Вербное воскресенье для Константина Бальмонта ассоциировалось в первую очередь с распустившимися ветками, для Бориса Кустодиева — с народными гуляньями, а для Вячеслава Шварца — с традиционным шествием патриарха на ослике.

1 апреля православные христиане празднуют одно из важнейших библейских событий — Вход Господень в Иерусалим, за которым следует страстная неделя, муки и смерть Христа, предвещающая великую радость светлого Воскресенья. Вход Господень в Иерусалим символизирует вход человека в Рай.

По словам всех четырёх евангелистов, в этот день Иисус Христос въехал в Священный город верхом на осле, а иудеи приветствовали Христа как Спасителя, устилая Его дорогу пальмовыми ветвями.

0-верба5

 

Издревле на Руси символом христианского праздника Вход Господень в Иерусалим была верба — первое нежное растение, распускающееся весной и символизируещее новую жизнь. В Вербное воскресенье православные христиане с букетами вербы в руках идут в церковь для освещения, потом приносят её домой и сохраняют весь год. Верба приносит в дом особую атмосферу мира и тепла.
Вербное воскресенье до сих пор вдохновляет художников и поэтов на создание новых картин и стихов, посвящённых этому светлому и радостному весеннему празднику. 0-Вячеслав Шварц. «Вербное воскресение в Москве

Картина Вячеслава Шварца «Вербное воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти» (1865 год)

У древних иудеев был обычай: правитель не входил в город пешком, а въезжал туда верхом. Если царь восседал на лошади, это означало желание войны, а на осле гости прибывали только с благими пожеланиями. Жители Иерусалима, как правило, приветствовали правителя пальмовыми ветвями. Эти традиции нашли отражение в живописи Шварца: его патриарх едет на ослике в белой попоне, а участники шествия несут пальмовые ветки.

0Савицкий- Инок

Константин Савицкий. «Инок». 1897год.
Главным героем своего полотна художник сделал серьёзного и задумчивого священнослужителя, который расположился у окна в Вербное воскресенье или после него — понять это можно по пушистым веткам вербы в цветной вазе.

0Нестеров-

Картина Михаила Нестерова «Вход Господень в Иерусалим»
Михаил Нестеров как православный художник тоже не мог не обратиться к библейскому сюжету: его иудеи приветствуют Спасителя, расстилая под ноги Его ослу свою одежду и «усыпая» путь зелёными ветвями.

0-Вербный торг у Спасских ворот на Красной площади в Москве

Картина Бориса Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот на Красной площади в Москве» (1917)
Для живописца Вербное воскресенье — это не только церковный праздник, но и народные гулянья: на его полотне вверх взмывает стая птиц, и ещё сотни воздушных шаров, а нарядные люди покупают ветки вербы и угощения к празднику. В этот день верующие позволяют себе послабление в посту — например, могут есть икру.

 

Серафима Блонская — Девочки. Вербное воскресение. 1900 г. 

Серафима Блонская — Девочки. Вербное воскресение. 1900 г.

Стихотворение Константина Бальмонта «Вербы» (1903)

У поэта Вход Господень в Иерусалим ассоциируется в первую очередь с ветками вербы — как и у большинства православных.

Вербы овеяны
Ветром нагретым,
Нежно взлелеяны
Утренним светом.

Ветви пасхальные,
Нежно-печальные,
Смотрят весёлыми,
Шепчутся с пчёлами.

Кладбище мирное
Млеет цветами,
Пение клирное
Льётся волнами.

Светло-печальные
Песни пасхальные,
Сердцем взлелеяны,
Вечным овеяны.

0-верба0

Стихотворение Сергея Есенина «Сохнет стаявшая глина…» (1914)
В строках известного «певца русской природы» описание родных пейзажей перемежается с евангельскими мотивами — например, сосны и ели кричат человеку, который едет на ослике: «Осанна!» — таким восклицанием когда-то иудеи приветствовали Христа. «Осанна» — хвалебный возглас и одновременно краткая молитва.

Сохнет стаявшая глина,
На сугорьях гниль опёнок.
Пляшет ветер по равнинам,
Рыжий ласковый ослёнок.

Пахнет вербой и смолою,
Синь то дремлет, то вздыхает.
У лесного аналоя
Воробей псалтырь читает.

Прошлогодний лист в овраге
Средь кустов, как ворох меди.
Кто-то в солнечной сермяге
На ослёнке рыжем едет.

Прядь волос нежней кудели,
Но лицо его туманно.
Никнут сосны, никнут ели
И кричат ему: «Осанна!»

Владимир Россинский — Катание в Вербное воскресенье на Красной площади, 1910-е годы.

Владимир Россинский — Катание в Вербное воскресенье на Красной площади, 1910-е годы.

Стихотворение Ивана Бунина «Вход в Иерусалим» (1922)

Русский классик, путешествия по Ближнему Востоку, посетил Иерусалим. Свои впечатления он передал в поэзии:

«Осанна! Осанна! Гряди
Во имя Господне!»
И с яростным хрипом в груди,
С огнём преисподней
В сверкающих гнойных глазах,
Вздувая все жилы на шее,
Вопя всё грознее,
Калека кидается в прах
На колени,
Пробившись сквозь шумный народ,
Ощеривши рот,
Щербатый и в пене,
И руки раскинув с мольбой —
О мщенье, о мщенье,
О пире кровавом для всех обойдённых судьбой —
И Ты, Всеблагой, Свете тихий вечерний,
Ты грядёшь посреди обманувшейся черни,
Преклоняя свой горестный взор,
Ты вступаешь на кротком осляти
В роковые врата — на позор,
На пропятье!

Константин Юон — Вербный базар на Красной площади. 1916 г.

Константин Юон — Вербный базар на Красной площади. 1916 г.

Вербная неделя. Стихотворение Аполлона Майкова

Что это сделалось с городом нашим?
Право, совсем не узнаешь его!
Сдернута с неба завеса туманов,
По небу блеск, на земле торжество!

С вербами идут толпы за толпами,
Шум, экипажей ряды, пестрота,
Машут знаменами малые дети,
Лица сияют, смеются уста!

Точно какой победитель вступает
В город — и все пробудилось от сна…
Да, победитель!
И вот ему птицы
Словно уж грянули: «Здравствуй, Весна!»

Таисия Афонина — Натюрморт с вербой

Таисия Афонина — Натюрморт с вербой

Философское стихотворение современного русского поэта Владимира Захарова. СМЕЙСЯ, ПЛАЧЬ, УМИРАЙ, ЖИВИ

Смейся, плачь, умирай, живи,
Жертва, клятва, восторг, вина —
Это всё имена любви,
Это всё любви имена.

Все созвездия, все миры,
Что увидеть, услышать смог —
Это вечной любви дары,
Это Слово и это Бог.

Дом, община, народ, страна,
Что, сгорая, воскреснет вновь —
Это всё любви имена,
Это Бог и Его Любовь.

Крест на куполе, вербы, храм,
Воскресенье, весна, цветы —
Это всё любви имена,
Это я и, конечно, ты.

Екатерина Кизилова — Вербное Воскресенье, 2007 г.

Екатерина Кизилова — Вербное Воскресенье, 2007 г.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org