В 2024 году Вербная неделя начнётся 22 апреля и закончится 28 апреля — Вербным воскресеньем. После наступит Страстная неделя — 7 дней перед Пасхой. А уже 5 мая православные отметят Пасху. Всю предшествующую Пасхе неделю называют Вербной. Есть и другие названия: Цветная неделя, Цветоносная или Вербохлёст.
В Вербное воскресенье православные христиане празднуют одно из важнейших библейских событий — Вход Господень в Иерусалим, который символизирует вход человека в Рай.
По словам всех четырёх евангелистов, в день входа Господня в Иерусалим жители Священного города приветствовали Иисуса Христа как Спасителя, устилая Его дорогу пальмовыми ветвями. В России и других странах с холодным климатом пальма не растёт, поэтому вместо пальмы в церквях освещали вербу, а христианский праздник Входа Господня в Иерусалим имеет народное название — «Вербное воскресенье». Первое упоминание об использовании вербы в богослужении находят в «Изборнике Святослава» 1073 года.
Вербное воскресенье для поэта Константина Бальмонта ассоциировалось в первую очередь с распустившимися ветками, для художника Бориса Кустодиева — с народными гуляньями, а для Вячеслава Шварца — с традиционным шествием патриарха на ослике.
Издревле на Руси символом христианского праздника Вход Господень в Иерусалим была верба — первое нежное растение, распускающееся весной и символизирующее новую жизнь. В Вербное воскресенье православные христиане с букетами вербы в руках идут в церковь для освещения, потом приносят её домой и сохраняют весь год. Верба приносит в дом особую атмосферу мира и тепла.
Вербное воскресенье до сих пор вдохновляет художников и поэтов на создание новых картин и стихов, посвящённых этому светлому и радостному весеннему празднику.
Картина Вячеслава Шварца «Вербное воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти» (1865 год)
У древних иудеев был обычай: правитель не входил в город пешком, а въезжал туда верхом. Если царь восседал на лошади, это означало желание войны, а на осле гости прибывали только с благими пожеланиями. Жители Иерусалима, как правило, приветствовали правителя пальмовыми ветвями. Эти традиции нашли отражение в живописи Шварца: его патриарх едет на ослике в белой попоне, а участники шествия несут пальмовые ветки.
«Инок». 1897 год. Художник Константин Савицкий.
Главным героем своего полотна художник сделал серьёзного и задумчивого священнослужителя, который расположился у окна в Вербное воскресенье или после него — понять это можно по пушистым веткам вербы в цветной вазе.
«Вход Господень в Иерусалим». Картина Михаила Нестерова
Михаил Нестеров как православный художник тоже не мог не обратиться к библейскому сюжету: его иудеи приветствуют Спасителя, расстилая под ноги Его ослу свою одежду и «усыпая» путь зелёными ветвями.
Вербы распустились на реке.
Ангелы запели вдалеке.
Вдалеке, но слышно хорошо,
Как Иисус в Ершалаим вошёл.
Прямо к Храму едет на осле.
Ветви пальм летят ему вослед.
Нет ещё тернового венца.
Только радость у людей в сердцах.
«Аллилуйя» — крики там и тут.
Руки нищих тянутся к Христу.
Провожают взглядом, говорят:
«Иудея встретила Царя!»
«Аллилуйя!» И вечери ждут
В тихом Гефсимании саду.
Ждут. И багряница не снята
У подножья чёрного креста.
На порфире скорбной пурпур цел.
Нет слезы кровавой на лице.
В Храм людей ведёт он за собой.
«Аллилуйя!» — крики над толпой.
В Храм ведёт. Улыбка на лице.
Знает он, что ждёт его в конце.
Знает он. Спокоен. Светел взгляд…
У гробницы ангелы сидят.
Город за стеной, но видно им,
Как Иисус вошёл в Ершалаим.
Пронеслись века. Весна. Покой.
Вербы цвет над русскою рекой.
Владимир Захаров.
«Вербный торг у Спасских ворот на Красной площади в Москве» (1917). Картина Бориса Кустодиева
Для живописца Вербное воскресенье — это не только церковный праздник, но и народные гулянья: на его полотне вверх взмывает стая птиц, и ещё сотни воздушных шаров, а нарядные люди покупают ветки вербы и угощения к празднику. В этот день верующие позволяют себе послабление в посту — например, могут есть икру.
Верба милая, серебряный пушок,
Прутья розовые, снежная весна.
Снегом пенится метель на посошок,
Все дороги завалила белизна,
И над нею только головы плывут,
Только головы и лица ходоков,
Серебристого дыханья вербный прут
Разрастается кустами облаков.
И несут они детей над головой,
Дети старше их намного, и о том —
Свет, искрящийся в лавине снеговой,
Свет, играющий серебряным прутом.
Юнна Мориц,1998
Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!
В Воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для святого дня.
Александр Блок. Вербочки. 1-10 февраля 1906
Стихотворение Константина Бальмонта «Вербы» (1903)
Вход Господень в Иерусалим ассоциируется у поэта с ветками вербы — как и у большинства православных.
Вербы овеяны
Ветром нагретым,
Нежно взлелеяны
Утренним светом.
Ветви пасхальные,
Нежно-печальные,
Смотрят весёлыми,
Шепчутся с пчёлами.
Кладбище мирное
Млеет цветами,
Пение клирное
Льётся волнами.
Светло-печальные
Песни пасхальные,
Сердцем взлелеяны,
Вечным овеяны.
Стихотворение Сергея Есенина «Сохнет стаявшая глина…» (1914)
В строках известного «певца русской природы» описание родных пейзажей перемежается с евангельскими мотивами — например, сосны и ели кричат человеку, который едет на ослике: «Осанна!» — таким восклицанием когда-то иудеи приветствовали Христа. «Осанна» — хвалебный возглас и одновременно краткая молитва.
Сохнет стаявшая глина,
На сугорьях гниль опёнок.
Пляшет ветер по равнинам,
Рыжий ласковый ослёнок.
Пахнет вербой и смолою,
Синь то дремлет, то вздыхает.
У лесного аналоя
Воробей псалтырь читает.
Прошлогодний лист в овраге
Средь кустов, как ворох меди.
Кто-то в солнечной сермяге
На ослёнке рыжем едет.
Прядь волос нежней кудели,
Но лицо его туманно.
Никнут сосны, никнут ели
И кричат ему: «Осанна!»
Стихотворение Ивана Бунина «Вход в Иерусалим» (1922)
Русский классик, путешествия по Ближнему Востоку, посетил Иерусалим. Свои впечатления он передал в поэзии:
«Осанна! Осанна! Гряди
Во имя Господне!»
И с яростным хрипом в груди,
С огнём преисподней
В сверкающих гнойных глазах,
Вздувая все жилы на шее,
Вопя всё грознее,
Калека кидается в прах
На колени,
Пробившись сквозь шумный народ,
Ощеривши рот,
Щербатый и в пене,
И руки раскинув с мольбой —
О мщенье, о мщенье,
О пире кровавом для всех обойдённых судьбой —
И Ты, Всеблагой, Свете тихий вечерний,
Ты грядёшь посреди обманувшейся черни,
Преклоняя свой горестный взор,
Ты вступаешь на кротком осляти
В роковые врата — на позор,
На пропятье!
Вербная неделя. Стихотворение Аполлона Майкова
Что это сделалось с городом нашим?
Право, совсем не узнаешь его!
Сдернута с неба завеса туманов,
По небу блеск, на земле торжество!
С вербами идут толпы за толпами,
Шум, экипажей ряды, пестрота,
Машут знаменами малые дети,
Лица сияют, смеются уста!
Точно какой победитель вступает
В город — и все пробудилось от сна…
Да, победитель!
И вот ему птицы
Словно уж грянули: «Здравствуй, Весна!»
Философское стихотворение современного русского поэта Владимира Захарова. СМЕЙСЯ, ПЛАЧЬ, УМИРАЙ, ЖИВИ
Смейся, плачь, умирай, живи,
Жертва, клятва, восторг, вина —
Это всё имена любви,
Это всё любви имена.
Все созвездия, все миры,
Что увидеть, услышать смог —
Это вечной любви дары,
Это Слово и это Бог.
Дом, община, народ, страна,
Что, сгорая, воскреснет вновь —
Это всё любви имена,
Это Бог и Его Любовь.
Крест на куполе, вербы, храм,
Воскресенье, весна, цветы —
Это всё любви имена,
Это я и, конечно, ты.