Весь мир – театр.
В нём женщины, мужчины – все актёры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той.
(Уильям Шекспир, перевод Т. Щепкиной-Куперник;
ПСС, под ред. А. А. Смирнова,
М.-Л.: Academia, 1937, Т. 1. С. 239-360).
27 марта Международный День театра – профессиональный праздник всех театральных работников и ценителей искусства. Всемирный День Театра учреждён в 1961 году в Вене на IX конгрессе Международного института театра при ЮНЕСКО, под девизом: «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами».
Каждый артист, сценарист, постановщик, осветитель, костюмер, любой, кто имеет отношение к театральной жизни, считает этот праздник важным и значимым. Ежегодно 21 марта отмечается Международный день кукольника.
Из истории театра
Театр считается древнейшим способом развлечения. Слово «театр» произошло от древнегреческого «theatron» и означает «место для зрелищ». Упоминание о первой театральной постановке датируется 2500 годом до нашей эры. Первая театральная игра состоялась в Египте, сюжетом послужили образы египетской мифологии — истории бога Осириса. Это было зарождением долгой и прочной связи между театром и религией. В древней Греции театр стал формироваться как искусство, устанавливались четкие определения трагедии и комедии, а также других театральных форм. Древнегреческие театральные представления также использовали мифологические образы.
Традиционно в театре играются два наиболее популярных жанра — комедия и трагедия, символами которых стали театральные маски.
Впервые профессиональный театр появился в Древней Греции. Он строился на огромное количество зрителей, посмотреть представление могли не только богатые люди. Артисты вживались в роль настолько, что были готовы умереть на сцене.
Первоначально ставились только трагедии, комедийные постановки появились позже. Показывали пьесу один раз. Драматург был не только автором и постановщиком, но и непосредственным участником действия.
В городах Северного Причерноморья, как и всюду в Элладе, строились театры для проведения дионисийских и других праздников, но пока только в Херсонесе обнаружены архитектурные остатки театра. На его месте в средние века стоял христианский храм. При исследовании руин храма О. И. Домбровский в 1954 г. нашёл под ними несколько каменных скамей и ступенек лестницы, в которых археолог узнал фрагменты здания античного театра.16
Херсонеситы построили каменный театр в III в. до н. э.; архитектор ориентировал его так, что солнце освещало проскений в любое время дня. Само здание театра соответствовало хорошим образцам своего времени, о чём свидетельствуют рустованные квадры, прекрасно пригнанные один к другому, и каменные скамьи с изящным профилем. От украшавшего театр мраморного фриза сохранился небольшой фрагмент с изображением богини Гармонии — спутницы Муз и Харит, покровительниц музыкального и драматического искусств.17
Театр в Херсонесе существовал до IV в. н. э. и четырежды капитально перестраивался. Согласно реконструкции О. И. Домбровского, во II в. н. э. он вмещал около 3000 человек. Фасад проскения был выполнен в дорическом ордере; по размерам орхестры и проскения здание мало отличалось от театров Эллады, но значительно уступало многим по количеству мест для зрителей, что объясняется небольшим населением города.18
В херсонесском театре постоянно проводились Дионисии и другие разнообразные празднества. Вероятно, здесь в III в. до н. э. Сириек читал своё историческое сочинение, за которое соотечественники наградили его золотым венком (IPE I2. 344).
История русского театра можно считать началась с уличных представлений бродячих артистов, гусляров, скоморохов, веселивших народ на ярмарках, где устраивались первые театральные зрелища.
Русская театральная школа богата и разнообразна. Многие специалисты сходятся во мнении, что она уникальна и служит образцом для подражания и изучения для многих зарубежных школ. Считается, что придворный театр 17 века создал предпосылки и прочную основу для развития театрального ремесла в России.
При Петре I появился публичный театр, здание которого называлось «комедийной храминой». Спектакли в нем давала немецкая труппа. И хотя такой вид зрелищ не очень полюбился народу, он положил начало театральной деятельности России.
В период правления дочери царя Петра I императрицы Елизаветы театр стал похожим на тот, к которому мы привыкли сейчас. Именно в этот период открылся Императорский театр, а в Петербурге – Александринский. Их особенностью было участие в спектаклях как русских, так и иностранных артистов.
Одним из основателей профессионального русского театра был Федор Григорьевич Волков. Будущий актер, поэт, живописец, музыкант и скульптор родился в Ярославле, в купеческой семье в 1729 году. Волков учился в Москве у немецких промышленников, тогда же посещал театральные представления студентов Славяно-греко-латинской академии. Вернувшись к семье в Ярославль, в 1750 г., Волков организовал свою труппу «охочих комедиантов» и стал давать представления. Деятельностью артистов заинтересовалась императрица Елизавета Петровна, она вызвала труппу в Санкт-Петербург. Вскоре Федора Волкова и его брата Григория причислили к придворному императорскому театру. В 1756 г. был создан «Русский для представления трагедий и комедий театр», в котором Волков занял место «первого актера». Фёдор Григорьевич прославился в трагедийных ролях, например, Оскольда в трагедии А.П. Сумарокова «Семира».
Фёдор Волков участвовал в заговоре против императора Петра III, и после восшествия на престол Екатерины II был возведен в дворянское достоинство. В честь коронации императрицы Екатерины II Волков организовал грандиозный трехдневный маскарад «Торжествующая Минерва», во время которого простудился и вскоре ушел из жизни.
Портрет Волкова, представленный в постоянной экспозиции Исторического музея в Москве, был написан неизвестным художником по оригиналу Антона Павловича Лосенко. На картине Волков изображен с атрибутами музы трагедии Мельпомены, с маской и мечом в руках.
22 июля 1795 года в Москве в имении графа Николая Шереметева открылся театр-дворец «Останкино».
Основной расцвет театральной деятельности пришёлся на XIX-XX век, подарив нам множество талантливых людей.
Международный институт театра (МИТ) при ЮНЕСКО — крупнейшая в мире неправительственная организация, занимающаяся исполнительским искусством.
Национальные центры, региональные советы и комитеты представлены в почти 100 странах мира. Советский Союз получил членство в Международном институте театра ещё в 1959 году. С 1961 года СССР, а затем Россия — постоянный член его исполнительного комитета.
Президентами исполнительного комитета в Международном институте театра России при ЮНЕСКО в разное время были народные артисты СССР Михаил Царев и Михаил Ульянов. С 2007 года президентом МИТ в России является народный артист СССР, художественный руководитель Государственного академического Малого театра Юрий Соломин.
Российский центр МИТ включает в себя ряд известных театров, театральных организаций, компаний и физических лиц и существуют за счет членских взносов.
Театральные традиции.
Вотъ видишь — мы несчастны не одни:
На мировой, необозримой сцене
Являются картины во сто раз
Ужаснее, чем на подмостках этих,
Где мы с тобой играем.
(Шекспир. Полное собрание сочинений,
перевод П. Вейнберга (1867)
Библиотека великих писателей под ред. С. А. Венгерова.
СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1903. Т. 3. С. 2-58.)
Празднование Международного дня театра — это дань не только драматургам, режиссерам и актерам, но и другим многочисленным профессионалам, связавших свою жизнь со сценой — художников по декорациям, костюмеров, художников, музыкантов, осветителей…
День театра – это не только праздник для профессиональных деятелей искусства, но и прекрасная возможность для зрителей приобщиться к прекрасному, сокровенному миру, таящемуся за театральным занавесом!
В этот день, как правило, организуются торжественные мероприятия, концерты, проводятся мастер-классы по актерскому мастерству, благотворительные спектакли, премьеры новых постановок, встречи с талантливыми артистами. Мировые деятели культуры оставляют послания актерам театра и деятелям искусства.