Вешнее равноденствие и Сороки

22-марта--

Во вторник, 20 марта, в 19:19 по московскому времени весна официально вступила в своих права с точки зрения астрономии. Солнце взошло почти точно на востоке, зашло почти точно на западе, день сравнялся с ночью, а астрономическая зима окончательно и бесповоротно уступила место весне.

20 марта. Василий‑капельник, Павел Капельник, Омельян.

Это День весеннего равноденствия, который называли настоящим началом весны, праздником природной гармонии и равновесия. «День с ночью меряется, зима кончается, а весна начинается».«С Василия весна идёт».  Обычно в этот день наступало тепло, сопровождавшееся капелью с сосулек. «На Василия‑капельника с крыш капает, а за нос цапает».

Примечали погоду: «Если на Омельяна подул южный ветер — к грозовому лету».  «Если в этот день капель – будет хороший урожай льна и конопли». 20 марта — День обновления жизни и второй встречи весны (первая встреча — на Сретение, третья — на Благовещение), в этот день было принято покаяться во всех грехах, чтобы радостно встречать весну с лёгким сердцем. Следовало в этот день молиться иконе Божией Матери «Споручница грешных». «Если с крыши пласт снега сорвётся — это грехи тяжкие на землю падают».

22-марта

21 марта – День вербы. Вербоносица. К этому дню обычно распускается верба (ива, ветла, ракита, тальник)Считалось, что в цветущей вербе обитают берегини-хранители. С лечебной целью употребляют кору, листья и сережки вербы; при этом кору надо собирать до цветения, а сережки — в пору цветения. Сохранилось поверье, что верба тяжесть из дома изгоняет. В старину вербой хлестали тело для легкости. А когда голова болела, то веточку вербы разминали, клали под платок, на голову – и головная боль отступала.

22-марта-

— 22 марта — Сорок Сороков, Сороки.

На Сороки вторая встреча весны. Про этот день говорили: «На 40 мучеников день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается».   День отдыха для женщин, день массового прилёта птиц. «На 40 мучеников – 40 птиц прилетает». «Прилетел кулик на Сороки из заморья, принёс весну из неволья». «В этот день из-за моря сорок пичужек прилетает, в каждой стае — по сорок, и первыми – жаворонки». Исстари в этот день на Руси пекли из ржаной или овсяной муки фигурки жаворонков, сорок шариков‑«орехов» («сороки святые – колобаны золотые»), выпекали 40 «жаворонков», вестников весеннего обновления природы. По этому дню определяли погоду на следующие 40 дней: «Если тепло, то сорок дней будут тёплыми, и урожайный год, а если холодно – жди сорок холодных утренников», если утренники будут идти подряд, тогда заморозки закончатся в мае, а лето будет тёплое. 

С 22 марта и до Зосимы‑пчельника (30 апреля) считается сорок утренних морозов. Если на Сороки тепло, будет сорок дней теплых, а если холодно – жди сорок холодных утренников. «Тёплые Сороки сулят июньские заморозки и дожди, а если холодные Сороки – жди холодные утренники до Зосима — 30 апреля». «Чайка прилетела – скоро лёд пойдёт, зяблик – к стуже, жаворонок – к теплу». Если утренники с этого дня продолжаются постоянно – лето будет теплое. Если на Сорок святых пал мороз – урожай на просо. «Если сороки и галки прилетели на Сороки – к теплу», «Журавли прилетели – тепло принесли». В этот день готовили к будущему посеву семена тыквы. «Гречу сеять — пропусти сорок морозов после Сорока Сороков».

«Если ночью или в этот день будет снег – жди много грибов». Окуривали дом дымом защитных трав. Запасали в этот день воду, обладающую целебной силой.22-марта---

Народные поверья и обычаи на 22 марта.

В день Сорока Сороков поминали усопших, посещали их могилы, заказывали о своих близких, родных обедню или поминовение на приношение. Это листок с заголовком «Об упокоении», в котором перечисляются имена умерших, крещеных и не покончивших жизнь самоубийством. Не забывали помянуть «родителей» во время трапезы. Обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Он описан ещё у пророка Иеремии. У древних иудеев было обыкновение в утешение об умершем преломлять для них хлеб. Сорока мученикам молились женщины, чтобы муж или сын благополучно вернулись с войны.

Начиная с этого дня, бросали ежедневно по одному «ореху» на улицу, призывая мороз: «Мороз, Красный нос! Вот тебе хлеб и овес! А теперь убирайся по добру, по здорову». Это сорокадневное кормление мороза связывалось с народной приметой о том, что после 9 марта бывает еще 40 ночных заморозков.

22-марта-----

23 марта. Василиса‑вешней воды указательница.

Народные поверья и обычаи: Про этот день говорили: «У Василисы – весенние заботы; отвести воду от дома, чтобы в подпол вода не ушла». Крестьяне отводили от дома воду, ходили на речку рыбачить, так как примечали: «Когда в лунку уже бегут весенние ручьи, хорошо ловится плотва». «Если на Василису день мглист — лён будет волокнист», «Если в этот день туман – середина мая тёплая будет», «Туман снег съедает», «Пасмурный день – к хорошему урожаю льна», «Иней и туман в этот день нагоняют дождь на Исакия Змеевика (12 июня)».

22-марта----

24 марта. Антип‑зубник, Заря‑кукушка.

Этот день, совпадающий с ранним началом сокодвижения березы, считался началом весенних работ в саду. «Всполашивается зорька утренняя, кукушкой голос подает», 

Народные приметы, поверья и обычаи: В этот день чтили память священномученика Антипа, целителя от разных хворей и, в первую очередь, утешителя зубной боли. Если этот день уносит холода, то летом будет тёпло. «При первой кукушке брякни деньгами, чтоб водились».

22-марта------

25 марта. Феофан‑проломи наст.

В этот день было принято кормить птиц – помощников садовода — конопляным и льняным семенем. «Если утром появится туман, то в этот год будет большой урожай льна и конопли». «По ночам припадающие к земле туманы гонят снег пуще дождей», «Феофан прогонит наст». Если на Феофана лед по затонам не тает, а тонет, то весь год будет тяжелым. Еще примечали, с какой стороны от муравейников начал таять снег: если с южной стороны, то лето будет коротким и холодным.

Народные поверья и обычаи на 25 марта: В этот день отмечался сход снежного покрова и полное оттаивание почвы. По народному поверью, на Феофана защищали лошадей от нечистой силы, болезней и от удара молнии. Считалось, что лошади от ключевой воды добреют и даже не боятся лихого глаза. С этой целью их водили к источнику и поили с серебра, погружая в воду серебряную монету или кольцо.

-1-баба марта-

— 26 марта – Никифор. Считалось, что с этого дня, когда нельзя ничего одалживать.  «Если к этому дню уже прилетели гуси, то год будет урожайным», «Если гуси в воде полощутся — скоро быть теплу».

С этого дня начинали просыпаться медведи. У наших предков медведь считался человеком‑оборотнем, обросшим или одетым в звериную шкуру. У славян существует большое количество «сказаний» о превращении медведя в человека и наоборот. Известны «сказания» о сожительстве человека с медведем и рождении у такой пары потомства (сказка об Иване Медвежье Ушко).

Некоторые части медвежьего тела считались священными — медвежья лапа и коготь, пользовались особым почитанием, ибо играли особую роль в обрядах. По медвежьей лапе, например, гадали. С культом лапы связана «страшная» русская народная сказка о медведе на липовой ноге: старик отрубает у медведя лапу, приносит её домой, старуха варит её и поёт «порочащие» медведя стихи, но медведь приходит к старикам на липовой ноге и убивает старуху.

3-весна

— 27 марта – Фёдор Скотник. В этот день особо обихаживали домашних животных. «Если на Федора мороз — и всю неделю будет мороз».

Народные приметы: На Федора‑скотника мороз – и всю неделю мороз. Гром – к плодородному лету. Облака плывут быстро и высоко – к хорошей погоде.

Народные поверья и обычаи: В этот день «обихаживали» домашних животных: выводили скотину во двор, чистили и скребли её, заговаривали от дурного глаза, от неспокойствия. Об этом дне говорили: «На Федора‑скотника не ленись – скотинке поклонись».

Интересно, что крестьяне никогда не говорили – «домашние животные», всегда только – «скотина». За скотиной надо было ходить да смотреть, чтобы беды какой не случилось: «Скотину водить – не разиня рот ходить». Семью было трудно прокормить без коровы: «Корова на дворе – харч на столе».Большим подспорьем в хозяйстве крестьяне считали свинью: «Свинья – копилка: что в неё положишь, то и возьмёшь». Существовали и особые тайны ухода за свиньями: «Свиней скликать, глядя в окно, – в огород не полезут», «Если загонять свиней в хлев есть, то свинья поест поросят».

В этот день примечали: «Как только лещина украсит сережками, земля больше не будет промерзать, можно сеять редис, мак».

чайки-

28 марта. Лесное ухоженье

Народные приметы: Прилёт чаек – к вешнему теплу. Если грачи летят прямо на гнездо – к дружной весне. Журавли летят низко, быстро, молча – жди скорого ненастья.

Народные поверья и обычаи: День этот назывался «Лесное ухоженье» в знак чествования леса, который был кормильцем и поильцем крестьян, давал грибы, ягоды, дичь и мясо, травы целебные и коренья полезные. А если в этот день особенно страшно воют в лесу волки, спать не дают, то избавиться от этого можно, перевернув подушку – сразу сном спокойным заснешь. Чтобы не заблудиться в лесу, произносили особый заговор.

весна-цветёт

29 марта. Савин день.

Тележный день. Положено было снарядить телегу, укрепить колеса и оглобли приладить: «На Саввина сани покинь, телегу подвинь». «Крути-не крути зима, морозь-не морозь, а весна уже вошла в свои права», «На Саввина солнца хоть и нету, а вода всё одно – бежит», «Если этот день тёплый, то и весна будет теплой».

Народные поверья и обычаи: Про Савин день говорили: «Вешний день, что ласковое слово», Солнца хоть и нет, а вода все одно бежит». В этот день крестьяне готовили телегу к первому весеннему выезду: «На Савина сани покинь, телегу подвинь».

7

30 марта. Алексей Теплый

Народные приметы: Алексей‑водотёк с гор потоки принесёт, рыба на ставу тронется, а зиму‑зимушку на нет сведет. Каковы на Алексея ручьи (большие или малые), такова и пройма (разлив).

В этот день славили березу – она считалась символом мира и чистоты помыслов. Именно в этот день собирали березовые почки для лечения, пили целебный березовый сок и делали березовый квас. «На Алексия — с гор вода», «Алексий зиму-зимскую на нет сводит», «Если холодно на Алексия, то весна запоздает», «Если в этот день тепло — то и дальше весна тёплая и дружная, то и май будет теплым». «Ясный день – к урожаю плодов в садах», «Коли ясный день, обилие ручьев, цветение мать-и-мачехи – к сильным весенним разливам», «Какие в этот день будут ручьи, такова и пойма: если ручьёв много — готовься к наводнению», «Если Алексий откроет ключи и воды – к доброму году», «Если солнце восходит в красных кругах – к плодородному году». «На Алексия Тёплого доставай улья».

Народные поверья и обычаи: На Алексея Теплого доставали ульи. А в южных областях начинали сеять овес и ячмень: «На Алексея Теплого сани покинь, а телегу подвинь». В этот день устраивали гусиные бои.

Белые гуси в лавандовом раю

Гусиные бои.

Гусиным боям в России не одно столетие, из истории известно, что их показывали еще Петру I, и тот был очень доволен этой потехой.

Гусиные бои проходили по весне. С ними связано множество примет, поверий, традиций. К примеру, опытный гусятник, вытаскивая корзину с гусями из дома, выходил из дверей спиной вперед. Говорили, что без этого удачи не видать. Саму корзину с гусями лишний раз не открывали, гусей не беспокоили. Павловские старожилы рассказывают еще и о том, что в корзину с гусями надо положить бутылку водки, тогда удача обязательно на твоей стороне будет.

В боях участвовали гусаки не моложе года. Предел боевой карьеры гуся 10–15 лет. Хотя каликинские гусятники рассказывают об одном уникальном гусе, который прожил больше 20 лет и был практически непобедим. Но это, все же, был исключительный гусь. Сам поединок длился около 15 минут. Сначала гусятники огораживали гусиный круг – это место священное, туда допускались только гуси и их хозяева. Подбадривать или подзадоривать своего гуся разрешалось только словами, и уж тут любителям гусиного боя равных не было. В этот момент они забывали обо всем на свете: ласковым голосом хвалили своего гусака, истошно и не всегда цензурно просили его повыдергивать все перья противнику и хвост еще заодно выдрать, и тут же снова переходили на нежный тон, уговаривая гусыню подзадорить своего гусака. Вот гусыне позволялось все. Все дело в том, что середина марта выбрана для проведения гусиных боев совсем не случайно, это время, когда у гусей начинается пора любви. И дерутся гуси не просто так, а за свою любимую гусыню, или, как говорят гусеводы, «любошную» гусыню. Знатоки уверяют, что если у гуся нет любимой, то драться он ни за что не будет.

За боем следил опытный охотник‑гусевод. Гусиная схватка лишена жестокости и кровопролития, все потери сводятся к нескольким перьям. А вот правила здесь строгие. Бить друг друга птицы могут только крыльями, клевать противника позволительно только в шею и крылья. Если гусь схватит противника за голову или за ноги, то за это его отправляли в суп. Чистая победа присуждалась гусаку тогда, когда он обращал противника в бегство.

Говорят, что для того, чтобы гусак стал злее, его можно угостить сырой печенкой. Многие гусятники делали ставку не на злость, а на стойкость и кормили своих птиц мягкими пряничками, потому что мозгу нужен сахар, а стойкость должна быть осознанной.

Гусятники жили весь год победой на весенней поляне. Гусиные бои – это не только красивое зрелище, но и селекция. Именно в результате боев выявляются лучшие гуси боевой породы. Гусеводы со всей округи приезжали покупать гусят от победителей‑гусаков.

P1130192

31 марта. Кирилл‑дери полоз. Трофим-Евкарп. «На Трофима-Евкарпа и спереди, и сзади — зима», «На Трофима марток продерёт холодок».

Народные приметы 31 марта: Если к этому времени на склонах появляются первые цветы мать‑и‑мачехи, сон-травы, то это верный признак тепла в конце марта и начале апреля.

Народные поверья и обычаи на 31 марта: Название этого дня означает, что дороги портятся, ездить становится трудно. Крестьяне песнями, припевками отмечали появление первых «комаров‑толкунов».

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org