Во вторник, 20 марта, в 19:19 по московскому времени весна официально вступила в своих права с точки зрения астрономии. Солнце взошло почти точно на востоке, зашло почти точно на западе, день сравнялся с ночью, а астрономическая зима окончательно и бесповоротно уступила место весне.
20 марта. Василий‑капельник, Павел Капельник, Омельян.
Это День весеннего равноденствия, который называли настоящим началом весны, праздником природной гармонии и равновесия. «День с ночью меряется, зима кончается, а весна начинается».«С Василия весна идёт». Обычно в этот день наступало тепло, сопровождавшееся капелью с сосулек. «На Василия‑капельника с крыш капает, а за нос цапает».
Примечали погоду: «Если на Омельяна подул южный ветер — к грозовому лету». «Если в этот день капель – будет хороший урожай льна и конопли». 20 марта — День обновления жизни и второй встречи весны (первая встреча — на Сретение, третья — на Благовещение), в этот день было принято покаяться во всех грехах, чтобы радостно встречать весну с лёгким сердцем. Следовало в этот день молиться иконе Божией Матери «Споручница грешных». «Если с крыши пласт снега сорвётся — это грехи тяжкие на землю падают».
21 марта – День вербы. Вербоносица. К этому дню обычно распускается верба (ива, ветла, ракита, тальник). Считалось, что в цветущей вербе обитают берегини-хранители. С лечебной целью употребляют кору, листья и сережки вербы; при этом кору надо собирать до цветения, а сережки — в пору цветения. Сохранилось поверье, что верба тяжесть из дома изгоняет. В старину вербой хлестали тело для легкости. А когда голова болела, то веточку вербы разминали, клали под платок, на голову – и головная боль отступала.
— 22 марта — Сорок Сороков, Сороки.
На Сороки вторая встреча весны. Про этот день говорили: «На 40 мучеников день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается». День отдыха для женщин, день массового прилёта птиц. «На 40 мучеников – 40 птиц прилетает». «Прилетел кулик на Сороки из заморья, принёс весну из неволья». «В этот день из-за моря сорок пичужек прилетает, в каждой стае — по сорок, и первыми – жаворонки». Исстари в этот день на Руси пекли из ржаной или овсяной муки фигурки жаворонков, сорок шариков‑«орехов» («сороки святые – колобаны золотые»), выпекали 40 «жаворонков», вестников весеннего обновления природы. По этому дню определяли погоду на следующие 40 дней: «Если тепло, то сорок дней будут тёплыми, и урожайный год, а если холодно – жди сорок холодных утренников», если утренники будут идти подряд, тогда заморозки закончатся в мае, а лето будет тёплое.
С 22 марта и до Зосимы‑пчельника (30 апреля) считается сорок утренних морозов. Если на Сороки тепло, будет сорок дней теплых, а если холодно – жди сорок холодных утренников. «Тёплые Сороки сулят июньские заморозки и дожди, а если холодные Сороки – жди холодные утренники до Зосима — 30 апреля». «Чайка прилетела – скоро лёд пойдёт, зяблик – к стуже, жаворонок – к теплу». Если утренники с этого дня продолжаются постоянно – лето будет теплое. Если на Сорок святых пал мороз – урожай на просо. «Если сороки и галки прилетели на Сороки – к теплу», «Журавли прилетели – тепло принесли». В этот день готовили к будущему посеву семена тыквы. «Гречу сеять — пропусти сорок морозов после Сорока Сороков».
«Если ночью или в этот день будет снег – жди много грибов». Окуривали дом дымом защитных трав. Запасали в этот день воду, обладающую целебной силой.
Народные поверья и обычаи на 22 марта.
В день Сорока Сороков поминали усопших, посещали их могилы, заказывали о своих близких, родных обедню или поминовение на приношение. Это листок с заголовком «Об упокоении», в котором перечисляются имена умерших, крещеных и не покончивших жизнь самоубийством. Не забывали помянуть «родителей» во время трапезы. Обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Он описан ещё у пророка Иеремии. У древних иудеев было обыкновение в утешение об умершем преломлять для них хлеб. Сорока мученикам молились женщины, чтобы муж или сын благополучно вернулись с войны.
Начиная с этого дня, бросали ежедневно по одному «ореху» на улицу, призывая мороз: «Мороз, Красный нос! Вот тебе хлеб и овес! А теперь убирайся по добру, по здорову». Это сорокадневное кормление мороза связывалось с народной приметой о том, что после 9 марта бывает еще 40 ночных заморозков.
23 марта. Василиса‑вешней воды указательница.
Народные поверья и обычаи: Про этот день говорили: «У Василисы – весенние заботы; отвести воду от дома, чтобы в подпол вода не ушла». Крестьяне отводили от дома воду, ходили на речку рыбачить, так как примечали: «Когда в лунку уже бегут весенние ручьи, хорошо ловится плотва». «Если на Василису день мглист — лён будет волокнист», «Если в этот день туман – середина мая тёплая будет», «Туман снег съедает», «Пасмурный день – к хорошему урожаю льна», «Иней и туман в этот день нагоняют дождь на Исакия Змеевика (12 июня)».
24 марта. Антип‑зубник, Заря‑кукушка.
Этот день, совпадающий с ранним началом сокодвижения березы, считался началом весенних работ в саду. «Всполашивается зорька утренняя, кукушкой голос подает»,
Народные приметы, поверья и обычаи: В этот день чтили память священномученика Антипа, целителя от разных хворей и, в первую очередь, утешителя зубной боли. Если этот день уносит холода, то летом будет тёпло. «При первой кукушке брякни деньгами, чтоб водились».
25 марта. Феофан‑проломи наст.
В этот день было принято кормить птиц – помощников садовода — конопляным и льняным семенем. «Если утром появится туман, то в этот год будет большой урожай льна и конопли». «По ночам припадающие к земле туманы гонят снег пуще дождей», «Феофан прогонит наст». Если на Феофана лед по затонам не тает, а тонет, то весь год будет тяжелым. Еще примечали, с какой стороны от муравейников начал таять снег: если с южной стороны, то лето будет коротким и холодным.
Народные поверья и обычаи на 25 марта: В этот день отмечался сход снежного покрова и полное оттаивание почвы. По народному поверью, на Феофана защищали лошадей от нечистой силы, болезней и от удара молнии. Считалось, что лошади от ключевой воды добреют и даже не боятся лихого глаза. С этой целью их водили к источнику и поили с серебра, погружая в воду серебряную монету или кольцо.
— 26 марта – Никифор. Считалось, что с этого дня, когда нельзя ничего одалживать. «Если к этому дню уже прилетели гуси, то год будет урожайным», «Если гуси в воде полощутся — скоро быть теплу».
С этого дня начинали просыпаться медведи. У наших предков медведь считался человеком‑оборотнем, обросшим или одетым в звериную шкуру. У славян существует большое количество «сказаний» о превращении медведя в человека и наоборот. Известны «сказания» о сожительстве человека с медведем и рождении у такой пары потомства (сказка об Иване Медвежье Ушко).
Некоторые части медвежьего тела считались священными — медвежья лапа и коготь, пользовались особым почитанием, ибо играли особую роль в обрядах. По медвежьей лапе, например, гадали. С культом лапы связана «страшная» русская народная сказка о медведе на липовой ноге: старик отрубает у медведя лапу, приносит её домой, старуха варит её и поёт «порочащие» медведя стихи, но медведь приходит к старикам на липовой ноге и убивает старуху.
— 27 марта – Фёдор Скотник. В этот день особо обихаживали домашних животных. «Если на Федора мороз — и всю неделю будет мороз».
Народные приметы: На Федора‑скотника мороз – и всю неделю мороз. Гром – к плодородному лету. Облака плывут быстро и высоко – к хорошей погоде.
Народные поверья и обычаи: В этот день «обихаживали» домашних животных: выводили скотину во двор, чистили и скребли её, заговаривали от дурного глаза, от неспокойствия. Об этом дне говорили: «На Федора‑скотника не ленись – скотинке поклонись».
Интересно, что крестьяне никогда не говорили – «домашние животные», всегда только – «скотина». За скотиной надо было ходить да смотреть, чтобы беды какой не случилось: «Скотину водить – не разиня рот ходить». Семью было трудно прокормить без коровы: «Корова на дворе – харч на столе».Большим подспорьем в хозяйстве крестьяне считали свинью: «Свинья – копилка: что в неё положишь, то и возьмёшь». Существовали и особые тайны ухода за свиньями: «Свиней скликать, глядя в окно, – в огород не полезут», «Если загонять свиней в хлев есть, то свинья поест поросят».
В этот день примечали: «Как только лещина украсит сережками, земля больше не будет промерзать, можно сеять редис, мак».
28 марта. Лесное ухоженье
Народные приметы: Прилёт чаек – к вешнему теплу. Если грачи летят прямо на гнездо – к дружной весне. Журавли летят низко, быстро, молча – жди скорого ненастья.
Народные поверья и обычаи: День этот назывался «Лесное ухоженье» в знак чествования леса, который был кормильцем и поильцем крестьян, давал грибы, ягоды, дичь и мясо, травы целебные и коренья полезные. А если в этот день особенно страшно воют в лесу волки, спать не дают, то избавиться от этого можно, перевернув подушку – сразу сном спокойным заснешь. Чтобы не заблудиться в лесу, произносили особый заговор.
29 марта. Савин день.
Тележный день. Положено было снарядить телегу, укрепить колеса и оглобли приладить: «На Саввина сани покинь, телегу подвинь». «Крути-не крути зима, морозь-не морозь, а весна уже вошла в свои права», «На Саввина солнца хоть и нету, а вода всё одно – бежит», «Если этот день тёплый, то и весна будет теплой».
Народные поверья и обычаи: Про Савин день говорили: «Вешний день, что ласковое слово», Солнца хоть и нет, а вода все одно бежит». В этот день крестьяне готовили телегу к первому весеннему выезду: «На Савина сани покинь, телегу подвинь».
30 марта. Алексей Тёплый
Народные приметы: Алексей‑водотёк с гор потоки принесёт, рыба на ставу тронется, а зиму‑зимушку на нет сведет. Каковы на Алексея ручьи (большие или малые), такова и пройма (разлив).
В этот день славили березу – она считалась символом мира и чистоты помыслов. Именно в этот день собирали березовые почки для лечения, пили целебный березовый сок и делали березовый квас. «На Алексия — с гор вода», «Алексий зиму-зимскую на нет сводит», «Если холодно на Алексия, то весна запоздает», «Если в этот день тепло — то и дальше весна тёплая и дружная, то и май будет теплым». «Ясный день – к урожаю плодов в садах», «Коли ясный день, обилие ручьев, цветение мать-и-мачехи – к сильным весенним разливам», «Какие в этот день будут ручьи, такова и пойма: если ручьёв много — готовься к наводнению», «Если Алексий откроет ключи и воды – к доброму году», «Если солнце восходит в красных кругах – к плодородному году». «На Алексия Тёплого доставай улья».
Народные поверья и обычаи: На Алексея Теплого доставали ульи. А в южных областях начинали сеять овес и ячмень: «На Алексея Теплого сани покинь, а телегу подвинь». В этот день устраивали гусиные бои.
Гусиные бои.
Гусиным боям в России не одно столетие, из истории известно, что их показывали еще Петру I, и тот был очень доволен этой потехой.
Гусиные бои проходили по весне. С ними связано множество примет, поверий, традиций. К примеру, опытный гусятник, вытаскивая корзину с гусями из дома, выходил из дверей спиной вперед. Говорили, что без этого удачи не видать. Саму корзину с гусями лишний раз не открывали, гусей не беспокоили. Павловские старожилы рассказывают еще и о том, что в корзину с гусями надо положить бутылку водки, тогда удача обязательно на твоей стороне будет.
В боях участвовали гусаки не моложе года. Предел боевой карьеры гуся 10–15 лет. Хотя каликинские гусятники рассказывают об одном уникальном гусе, который прожил больше 20 лет и был практически непобедим. Но это, все же, был исключительный гусь. Сам поединок длился около 15 минут. Сначала гусятники огораживали гусиный круг – это место священное, туда допускались только гуси и их хозяева. Подбадривать или подзадоривать своего гуся разрешалось только словами, и уж тут любителям гусиного боя равных не было. В этот момент они забывали обо всем на свете: ласковым голосом хвалили своего гусака, истошно и не всегда цензурно просили его повыдергивать все перья противнику и хвост еще заодно выдрать, и тут же снова переходили на нежный тон, уговаривая гусыню подзадорить своего гусака. Вот гусыне позволялось все. Все дело в том, что середина марта выбрана для проведения гусиных боев совсем не случайно, это время, когда у гусей начинается пора любви. И дерутся гуси не просто так, а за свою любимую гусыню, или, как говорят гусеводы, «любошную» гусыню. Знатоки уверяют, что если у гуся нет любимой, то драться он ни за что не будет.
За боем следил опытный охотник‑гусевод. Гусиная схватка лишена жестокости и кровопролития, все потери сводятся к нескольким перьям. А вот правила здесь строгие. Бить друг друга птицы могут только крыльями, клевать противника позволительно только в шею и крылья. Если гусь схватит противника за голову или за ноги, то за это его отправляли в суп. Чистая победа присуждалась гусаку тогда, когда он обращал противника в бегство.
Говорят, что для того, чтобы гусак стал злее, его можно угостить сырой печенкой. Многие гусятники делали ставку не на злость, а на стойкость и кормили своих птиц мягкими пряничками, потому что мозгу нужен сахар, а стойкость должна быть осознанной.
Гусятники жили весь год победой на весенней поляне. Гусиные бои – это не только красивое зрелище, но и селекция. Именно в результате боев выявляются лучшие гуси боевой породы. Гусеводы со всей округи приезжали покупать гусят от победителей‑гусаков.
31 марта. Кирилл‑дери полоз. Трофим-Евкарп. «На Трофима-Евкарпа и спереди, и сзади — зима», «На Трофима марток продерёт холодок».
Народные приметы 31 марта: Если к этому времени на склонах появляются первые цветы мать‑и‑мачехи, сон-травы, то это верный признак тепла в конце марта и начале апреля.
Народные поверья и обычаи на 31 марта: Название этого дня означает, что дороги портятся, ездить становится трудно. Крестьяне песнями, припевками отмечали появление первых «комаров‑толкунов».