Александр Александрович Дейнека (20 мая 1899 — 12 июня 1969) — советский российский живописец, график и скульптор. Считается одним из самых значительных русских модернистов-фигуративистов первой половины ХХ века.
Романтик соцреализма
Огромные полотна и небольшие зарисовки выдающегося мастера XX столетия по сей день вызывают восторг зрителей и открывают красоту гармонично развитого советского человека. Его картины и рисунки изображают жанровые сцены, а также красоту созидательного труда и спорта.
Источником неистребимого жизнелюбия Дейнеки и позитивного мышления художника стал Севастополь. Его первая творческая командировка в Севастополь состоялась в 1934 году. Программа была насыщенной, ему предстояло побывать на боевых кораблях и в школе лётчиков. 35-летний художник ликовал во время первого полёта над Чёрным морем.
«Сердце в такт скорости усиливает темп, комок жути и восторга подкатывает к горлу. Солнце над вами, а под вами в расплавленном бесконечном пространстве – блеск воды. Воздух прозрачен и плотен, как стекло. Вы живёте!» – передаёт он впечатления от полёта.
А вот ощущения Александра Дейнеки от выхода в море:
«Торпедный катер повышает обороты. Бежит плавной линией берег, развёртывается пелена неба и остренькой волной дрожит вода. Думаю о ритме. С нервным холодком радуюсь, что почувствовал пейзаж. По-хозяйски решаю, как всё это ляжет на холст».
Звонкая, весёлая синева
Восторг от боевой техники СССР не смог затмить чувства, которые рождались в душе художника в величественном городе. Год спустя на персональной выставке в Москве Дейнека представил серию картин, раскрывающую красоту Севастополя и характеры его жителей.
Состояние безмятежности удивительно просто передано в картине «Севастополь. Вечер». В жёлто-розовом мареве летнего дня – несколько фигурок. На пустынной улице, ещё не остывшей от полуденного летнего зноя, спускаются с холма в центр два матроса в парадной белоснежной форме и их загорелая спутница в белом сарафане.

Дейнека. Водная станция Динамо, 1927
Акварель «Водная станция «Динамо» отражает энтузиазм молодёжи предвоенных лет, гармоничную силу красоту и молодости.
Соревнование по плаванью на «Водной станции «Динамо»
Предчувствие подвига
Главным итогом поездки в Севастополь стала работа «Будущие лётчики». Сюжет картины кажется простым и незатейливым, трое друзей наблюдают за полётами гидропланов и в перерывах между заплывами, загорают на тёплых камнях набережной.
Картина «Будущие лётчики» наполнена ярким солнцем, синевой моря, голубизной неба, молодостью, излучающей оптимизм.
Безбрежность пространства подчёркивает ожидание счастья покорения пятого океана. И никто ещё не знает, что через три года начнётся война…
На картине отражён реальный эпизод о котором вспоминала знаменитая лётчица Марина Раскова, когда она принимала участие в испытаниях гидросамолётов в Севастополе и это зрелище в предвоенное время собирало на набережной множество народа. В сюжете «Гидропланов» легко узнать уголок Приморского бульвара.
Строгая и красивая
Лето 1934 года принесло художнику не только радость творчества. В Севастополе Александр Дейнека познакомился со статной брюнеткой Серафимой Лычёвой, которая вскоре завладела сердцем художника. Помимо неброской притягательности Симуха, как называл её художник, обладала массой ценнейших качеств, она владела английским и немецким, играла на рояле, имела безупречный вкус в одежде и была дочерью крупного чиновника, старого большевика, героя Гражданской войны.

Дейнека -панно на Всемирной выставке в Париже в 1937
Серафима стала для Дейнеки и музой, и опорой, и защитой, и олицетворением идеала женщины. В творчестве художника известно около 10 её портретов. Самый экстравагантный украсил павильон СССР на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Гигантское панно изображало идущих в светлое будущее лучших представителей советского народа, а рядом со знаменитыми лётчиками шагала Серафима с букетом цветов.
Во многом благодаря семейству Лычёвых художник получил возможность посетить Америку в 1935 году. Однако темп жизни в США оказался сродни скорости севастопольских катеров и самолётов. «Начинаю мечтать об отдыхе в Крыму», – плачется главный оптимист отечественного искусства.
Люблю большие планы
Крупноформатные работы открывали зрителю просторный, радостный и движущийся мир. Типичным примером являются мозаичные потолки на станции метро «Маяковская» в Москве. На плафонах показано уходящее ввысь небо.
«Глубинные мозаики» как будто пробивают толщу земли и создают чувство сопричастности к полёту. Это впечатление полёта подарил Дейнеке Севастополь, и мастер воплотил его в столице.
Лазоревый простор густо населён реалиями советской жизни. В воздухе на мгновение замерли самолёты, планёры, разноцветные купола парашютов. Среди небожителей немало спортсменов – прыгуны в воду, прыгуны с шестом, волейболисты, лыжники.
На некоторых панно хорошо угадываются черноморские образы: матрос-сигнальщик даёт указания гидроплану, мать с ребёнком окружают характерные элементы севастопольской архитектуры – ступени лестницы и часть балюстрады.
«Прекрасный образец монументально-декоративного стиля символизирует победную поступь социализма», – отмечает критик.
Оптимистическая трагедия
В 1942 году Александр Дейнека увидел фотографии разрушенного фашистами Севастополя. «Их горе было моим горем», – признавался художник, решивший немедленно отразить на полотне, как отчаянно защищают свою землю его «Будущие лётчики».
Автор показал «оптимистическую трагедию» Севастополя, создав предельно обобщённый и в то же время максимально достоверный образ. Реализации идеи способствует цветовая гамма картины.
Кромешный ад сражения символизирует залитое огнём тёмно-красное небо и мышиного цвета мундиры солдат вермахта. Однако моряков Дейнека изобразил в белых одеждах. Это не отвечало суровой правде жизни, но соответствовало глубинной истине и раскрывало духовный смысл произведения. Жестокое сражение на руинах белокаменного города есть борьба праведных, сильных воинов света и обречённых на смерть чёрную силу фашистов.
Простая картина мира
«Я любил Севастополь ещё по молодым годам, любил его весёлых жителей, синее море, зелень парков, лестницы улиц», – писал Дейнека.
Душевная привязанность нашла отражение в его послевоенном творчестве. Во второй половине 50-х годов прошлого века Александр Александрович вернулся в Севастополь, в ставший для него родным городом.
К этому времени советская власть совершила очередное чудо. В послевоенное время Севастополь был буквально возрождён из пепла всего за 10 лет. Существенные перемены начались и в общественно-политической жизни СССР после смерти Иосифа Сталина, а новый руководитель страны Никита Хрущёв открыл эпоху «оттепели».
Тёплые ноты зазвучали и в новых работах певца идеального мира. Живописные произведения «В Севастополе», «В Крыму», «На юге», мозаика «Хорошее утро» пронизаны, лучами солнца и неподдельным оптимизмом.
Жизнерадостные, наслаждающиеся жизнью люди показаны не только в труде, но и в отдыхе и спорте. Крепкие обнажённые тела олицетворяют гармонию физического и духовного здоровья простого советского человека.
Мечты художника о счастливой стране обретают зримые, осязаемые очертания.