Предки русских людей, в течении тысячелетий говорили на разных диалектах древнерусского языка, имеющих корни слов из языка ариев — пра-санскрита (ведического санскрита), который лежит в основе всех индоевропейских языков. Не найти в мире другого языка, который бы, как русский язык, сохранил в своей структуре столько древнейших (архаичных) слов из ведического санскрита (Риг-Веда).
Обожествляя силы природы , люди поклонялись им, придавая человеческий характер этим божествам. Силы природы можно было умилостивить, принося какие-то жертвы и подношения богам.
Агни — Agni — Огонь был Богом во всех его проявлениях, от солнца на небе, до огня домашнего очага и жертвенного костра. Огонь почитался в трёх формах: огонь, солнце и свет (на санскрите «cveta» – цвета, света — белый, светлый). Дом для семьи был первым рукотворным храмом, в котором молилась семья. Домашний очаг стал семейным святилищем, а Огонь – первым божеством в доме…
Агни — один из главнейших богов ариев, ему посвящено в Риг-Веде около 200 гимнов.Тексты гимнов Риг-Веды впервые были записаны около 2500 г. до н.э.
В гимнах Риг-Веды наши предки обращались к огню очень просто и доверительно, как к отцу родному, с надеждой на помощь и поддержку: 1.Аghni-mī-e – Агни-мие — огне мой, 2. aghniḥ — агни — огне, 3. aghninā – Агнина — Огнина; 4. aghne – огне!; 5. aghnir – Агнир — Огнир; 6. satyam-aṅghiraḥ — сатьям-огнира — святой (истинный) огонь; 7. upa-tv-āghne dive-dive — упа- те-огне диве-диве — уповаю к тебе, о Агне, боже-боже (диве-диве). Агни – бог огня и защитник домашнего очага.
Прочтите фразу на ведическом санскрите: «Деха ме агни» — Дай мне огня. (в др. рус. яз.- ДАяти, деха ми – дай мне). На санскрите — дай — dai ; Давать, дади — dadi — дающий (рус. в детской речи: «дадишь»). Даван – davan — Даванье. Датар — datar — дающий. Дана — dana — Щедрость, дань.
Асур, асура – asur, asura- «господин», «владыка», светлые духи, впервые встречаются в Риг-Веде (созвучно рус.слову — «соль») в Ригведе Асура был эпитетом светлого бога Варуны. в Риг-Веде, слово «соль» — asura (RV) означает «духовное, божественное«, принадлежащее Асурам (Asuras). В Библии asur — «соль» упоминается, в выражении — «Вы — соль Земли» — так называют святых апостолов и праведников, которые своими молитвами спасают род людской, и своим молитвами о мире они не дают миру портиться, так же, как соль не даёт портиться продуктам.
В Ведах «Ам» (А-У-М) — oM, AM — слово уважительного согласия и официального признания истины, слово АМ переводится, как «да, воистину», «да будет так», как священный возглас «Аминь», произносимое вначале и конце чтения Вед или любой молитвы. В Упанишадах, на языке хинди (Hindu), «А-У-М» употребляется, как мистическое название триады богов Вишну — Шива — Брахма (Vishnu, Siva, Brahma).
В ведическом санскрите Бхага — Bhaga — БОГ, Доля, удача, судьба, наследие, богатство, (родственные слова в рус. яз. БОГАтый, уБОГий…). Древние славянские волхвы проповедовали, что «два суть бози: един небесный, другой во аде» и верили в Белбога и Чернобога (дьявола). Древние славяне приносили жертвы и молились не только светлым богам, но пытались, на всякий случай, умилостивить и Чернобога, изображаемого в виде зверя. Поморские славяне называли его: Царни бу.
Бага — Bhaga — бог. Бага ме — Bhaga me! — Боже мой!
Багадена — Bhagadena — Богдан
Багапушан — Bhagapujan – богопочетание (Пушан — Pujan — Почёт, пошана )
Багаматри — Bhagamatri — богоматерь
Бага-су-слуша — Bhagasusrusha — богослужение
Багатва — Bhagatva — божество (богатство)
Врата — Vrata — рота, клятва, зарок
Блас – bhlāska – блеск, блик, сиять. Бласт, блаштати — bhlaṣtati – блестать, блестеть, сверкать
Барм – bharman – бремя, карма.
Буд, будити – budh, budhyate – будить. Прабхата — Prabhata — утро. Прабуд — Prabodh — проБУДиться. Прабодхана — Prabodhana — пробуждающий (Будда – «Пробудившийся»). Сам-а-сам-будха — Sammāsambuddha — само-«пробужденный», «просветленный» — так называют Гаутаму Верховного Будду. ) ( родственные слова в рус. яз.: будить, проБУЖДение…)
Бхалла — Bhalla — благо.
Вач — Vac — речь, говорить. Вака — vaca — слово, фраза (ср. рус. вяк, вякать, ВЕЧЕ, вести). В Риг-Веде богиня Вач (Вак) — Vac — это богиня Слова, Речи. Наши предки обожествляли Речь, само Слово было Божеством. Святое Слово в образе богини Вак было посредником между миром людей и миром богов. Трудно найти народ, который бы так же верил СЛОВУ, как русские. Православные христиане и сейчас убеждены, что в СЛОВЕ таится особая СИЛА ( в переводе с санскрита Śīla — СИЛА означает НРАВСТВЕННОСТЬ). В нравственности была сила русской патриархальной семьи, а девизом любого вида деятельности на Руси было: «Слово и Дело».
Вся природа мифах и сказаниях наполнялась разумной жизнью, чувством, умом и словом. Обращаясь к природе человек всегда находит сочувственный отклик. В плеске волн, в шёпоте древесных листьев, в треске раскалывающейся скалы, в свисте ветра и шуме водопада, реве и мычании животных, крике и пении птиц, жужжании насекомых- в каждом звуке, раздающемся в природе, поселяне слышат таинственный разговор – ВАЧАНА.
Слова, означающие свет и тепло используются для выражения счастья, красоты, здоровья, блага, богатства и плодородия; напротив, слова, означающие мрак и холод ассоциируются со злом, войной, несчастьем, болезнью, нищетой и неурожаем, смертью. За владычество над миром между богами света и тьмы происходит вечная борьба, вражда (на санскрите Враджья – vragia — Враг (рус. враг, вражья, вражина);
Врата — Vrata — клятва, заРОк. (родственное слово в рус. яз.: врать…)
Вратья — vratya– врун, отступники, среди людей арийского происхождения, не придерживающиеся всех установлений Риг-Вед. (родственное слово рус. яз.: изВРАТить). Нечистая сила не знает семейных уз и блуждает по свету, не имея мирного пристанища. У патриархальных племён издревле воспитывались нравственные семейные отношения, запрещались браки между кровными родственниками, порицалось мужеложство. Тьма, холод, мрак ночи, зло, смерть и болезни — ненавистники жизни и враги праведных светлых богов.
Во всех религиях небо — жилище божества, его престол, а земля – подножие. Солнце — это глаз божества, а ветер — его дыхание. На санскрите- Ваю —vaiu– бог ветра, воздух. Ваюх – vaiuh — веющий, ветер, воздух.
В Риг-Веде упоминается первое верховное божество Неба — Варуна, он создаёт свет и время, выводит в путь солнце и звезды. Имя первого в Риг-Веде верховного бога Варуна, в древнегреческой мифологии трансформировалось в имя Уран — первого бога титана, бог неба, супруг Геи (Земли). Как имя Варуна, так и имя Уран происходят из пра-индоевропейского языка Риг-Веды, где префиксы: пир-, пиро-, пер-, пра-, = pir-, piro-, per-, pra- означают — «первый», «первородный». Слово пурвья — purvya — 1) первая 2) восток, 3) впереди.
Даж, даг, дах — dag, dah — жечь, гореть, от этого глагола ведического санскрита происходит имя славянского бога Солнца — Дажьбог. (готск. dags, немец, tag -день.). В Ипатьевской летописи написано: «и после (Сварога) царствовал сын его именем Солнце, его же наричють Дажьбог…». Молитвы к солнцу произносят, обращаясь на восток, на восход Солнца.
Дахана – dahana — горящая – (родственные слова в рус.яз.: дых, дыхание…) одно из имен богини зари, утра Ушас — ushas- в ведийской литературе.
Даванати — Dhavanati — звонит
Дванака — Dhvanaka — звонок, звонарь
Девос –deiwos -«небесный» или «сияющий» (родственные слова рус. яз.: удивительный, Дивный)
Девос –deiwos — от корня див — diw — «светиться» (родственные слова рус. яз.: дева, диво, дивный, диву даюсь).
ДИВ – div– быть прекрасным, чистым, блистать, светиться (родственные слова рус. яз.: Диво-дивное, диво, Дева )
дива – diva — диво, небо , чудо, диковина, невидаль
дивайя – divaia — божественный, чудесный (родственные слова рус. яз.: диво, дева )
дивья – divia — дивный. дивьян — divian — небесный
Дур – dur — Дурной, плохой. дуракша – dur—akṣa — близорукий (др. рус. акша — akṣa — око)
Дура — dura — Отвернувшийся от Бога. («Ква аса дура атма?» – где этот злодей?)
Деус – Dyeus — бог Неба и небесного света и «Бог ясного неба» — день, денница — одно из древнейших божеств «Риг-Веды». Dyaus pitar — «Деус-отец», Отец Божий. (питар -pitar — пить, питатель, кормилец). Деус — День, происходит от глагола дею (т.е. делаю, деяние, дейня, дейнъ — день), а Ночь (не очъ, т.е. нет очей) — покой, бездействие. Позднее бог Неба Деуус – Dyeus был вытеснен Варуной, позже Варуну вытеснил культ бога Индры. В «Ригведе» культ Деуса уже на стадии угасания, а позднее он совсем исчезает из пантеона арийских богов.
Дванати — Dhavanati — звонит. В текстах Риг-Веды говорится о традиции звонить в колокол перед богослужением.
Дванака — Dhvanaka — звонок
жр, жарате, жараитр — jṝ , jarate, jarayitṛ — жре, жреть, жрать, жратель, жру, жерло — горло. ( в Др. рус.яз.: Жертва, ЖРЕТИ богам, Жретися – приносить в жертву. ЖРУ — приношу жертву, закалаю. Жрецъ — тот, кто приносит жертву. Жертвище — капище). Жру, в смысле истребляю, снедаю посредством огня, (мы говорим: огонь пожирает) произошло слово жертва (иначе всесожжение), жертвенник, жрец, жертвоприношение.
жаритва — jaritvā -жертва
жаритр — jaritṛ— жрец
Ид – iḍ — принесение жертвы, молитва. (рус. Идол — изображение объекта почитания)
Ида — īḍā – идол (в рус. Идол — изображение объекта почитания.
Ила — ilā — 1).поток, 2).речь, 3).земля. (связано с ида — iḍa –идол. Ида – поток речи, восхваляющей бога Огня-Агни. Ира — irā – ил, земля в воде, жижа.)
Иста, истани — iṣṭa, iṣṭani – истина (от глагола ста – stha – стоять, настаивать.)
Ишта — iṣṭa – иста, остов, одобрение. (Родственные слова в рус яз.: остов, исток, истина,основа; укр.яз. íстина).
Знак колеса-солнца на стенах христианского храма в Mangup Kale, в Крыму
Кала — kala — время, «колесо времени» — символ вечности и бесконечности. Кала – kala – Время, в Риг-Веде воплощён в образе нестареющего тысячеглазого коня о семи поводьях. (в др. рус. КОЛО — колесо, круг, повозка, телега; родственное слово «коли» — когда? и КАЛендарь — «колесо времени») .
Именно колесо, как символ времени и вечного Солнца мы находим в древнеиндийской архитектуре храмов, и в скифских курганах, и в дохристианских храмах есть символы бога Солнца .
В Крыму можно увидеть символы коло-солнца в Мангуп-КАЛЕ — ранне-христианском государстве Феодоро.
Асваз, эквос – asvas, еk(w)os — конь. Крылатый Конь — воплощение бога Агни (бога Огня) и посредник между двумя мирами, перевозящий души умерших в поднебесье. В «Ригведе» небо сравнивается с крылатым конем, украшенным жемчугами. Ашвины — крылатые солнечные божества, «обладающие конями» или «рожденные от коня».
В мифологии позднего индуизма Калкин — «белый конь» десятое воплощение бога Вишну, (Вышнего, Всевышнего) грядущего судьи человечества.
Каляда — kāla+da – «Коло+дарование», «Солнце+дар», ритуал зимнего солнцестояния, когда силы жизни (Солнце) побеждает силы смерти (Тьмы) и природа начинает новый годовой цикл. Рождество — Рождение «жизненного цикла», нового Солнца (коло) – языческий праздник. Римский kalendae – «первый день месяца», буквы « к» редко встречается в латыни- calendarium.
Кинвин, киндин, килкин — kinvin, kindhin, kilkin – конь, лошадь, (от корня «кин» — kin – кiнь, конь) В Ведах и в религии Язычников Солнце изображалось, как конь, движущийся по небу. Имя славянского солнечного бога Хорс, Хорос. (EN. Horse – лошадь) . Хорс — hṛṣ — неразрывно связан с огнём и солнцем.
Киндин — kindhin – «светящийся, обладающий блеском». В Риг-Веде лошадь упоминается рядом с богами Агни, Индра, Сурья и других. Сура+да+швам — sūrādaśvaṃ — конь+Солнца (Риг Веда 1.163.2).
Кнас – knas – сиять, светить. (родственное слово в рус. яз.: князь, княжий, княжеский…)
Кродха – krodha — кротость- богиня, мать демонов гнева в др. инд. мифологии. (Кродха – krodha — гнев.) (родственные слова в рус. яз.: Кротость, кротко, кроткий…).
Кона — koNa — угол, четыре угла
Кубера — kubera – кумир, идол для поклонения, злой дух тьмы. Кубера — бог богатства и сокровища (по рус. Кубышка), властитель Севера, царь царей; (в рус. языке имя Кубера – Сибера — Сибирь). Якши — демонические существа, горные духи, хранители сокровищ Куберы, происходят от ракшасов. В Ригведe ракшасы — ночные бесы, оборотни, в облике зловещих животных или птиц.) (в др.рус. яз.: КОБЬ — волхование, гадание; счастье, удача, прикобить — приворожить могла колдунья КИБЕЛА, Кубера).
Куд – kud – кудесник, чудесник (в др. рус.: кудаяти – лгать)
Купа+ка – kupā+ka – купать, от слова Купа – kūpa – яма, вырытая для воды, и имеет прямую семантическую связь со словом » копать» и «купель» – небольшая яма для воды, вырытая в сухом русле речки.
Майя — māyā, букв. «не это», то есть не реальный мир, а созданная творцом иллюзия, сверхъестественные силы,иллюзия, нереальность, обман, волшебство, колдовство (RV) магия; нереальный или иллюзорный образ, фантом, призрак. Майя является иллюзией не оттого, что она лишена бытия, а оттого, что она — преходяща. (родственные слова рус. яз.: Маячить, то есть возникать и пропадать — маяк). Человек и часто предаётся иллюзиям, майе, из-за своего неведения (авидья ), он строит ложные представления о существующем мире – это и есть Майя. (в укр. языке: «маячня» — бред).
Мокша — mokṣa – это возвышенное состояние сознания, в котором материя, время, пространство и вся реальность, рассматриваются как майя.
Мокша — mokṣa — освобождение души от тела, как спасения в христианстве. (В Др. рус. яз.: МОКША, МАКОШ – mokṣa- языческий идол Мокша, Макош – бог смерти) . Мокшана – mokṣana- разрывающий связи.
Mitra – Митра — бог договора, общественного согласия, дружеских союзов. Митра стало означать «друг» и «доля». (от слова Mita – измеренный, умеренный ( в рус.яз.: метр, Митя, Дмитрий , мера). В древнегреческой мифологии Диметра — богиня плодородия.)
От корня ведического санскрита —прг, -прс = prg ( -prc) — рассеивать, окроплять, (родственные слова в рус. яз.: прыснуть, прыскать..) происходит имя Славянского бога Перуна, бога Неба и отца бога Сварога. Перун признается богом земного огня, принесенного им с небес в дар людям, бог морей и рек, владыка дождевых облаков, грома, молнии, ветра и бури. Перунья, Перкунья — Percunija – один из эпитетов Богородицы, жены Перуна. Парганья, парджанья – Parjanya, parganya – богиня молниеносной тучи. (родственные слова в рус. яз. прыскать, прыскунья).
Риг (рич) — ṛc —«хвала, стих» (Риг-Веда -ṛgveda — «хвала знанию»).
Рай — Rayi — рай
Сабха — sabhaа — Собор, ( в Японии созвездие Плеяд называли «Семь Счастливых Богов», и Сумару или Субару-«собираться вместе». В др. славянских легендах Плеяды – это Стожары, и более древнее название Бабы, поэтому и Бабье лето).
Савитар – savitar— Бог солнца, светило, впервые упоминается в Риг-Веде. (родственные слова в рус. яз.: свет и все однокоренные слова). В древней Руси существовал обычай приветствовать восход солнца земным поклоном (солнцепоклонство), обращение к Савитару созвучно русскому «Святый Боже!». Савитар = «Свет, витаю тебе!» (по рус.:»Свет, приветствую тебя!»)
Савитри – savitri — богиня, персонификация гимна богу Савитару (Ригведа).
Посмотрите эту схему, на которой показано единство огня, солнца, языка и жертвы. Синие и чёрные линии — прямые семантические связи, красные линии — аллегорические (метафорические) связи отражённые в Ведах. Это только маленькая часть той древней матрицы нашего языка в центре которого лежит сакральная лексика.
Саурьика — saurika — рай, небеса. Древнерусское слово «ирья» — рай, встречается в поучении Владимира Мономаха: «И сему ся подивуемы, како птица небесная из ирья идут».
Санта — Santa — свят, святой
Свар, сувар — Svar, Suar, sva(h)r — сверкать, Сиять, небесное сияние происходит от корня -су — su — рождать, творить. (В др. рус.яз.: солнце- Сварог, Сварожич).
Сварга — Svarga — небо, рай. ( В др. рус. -Небесный Бог, Дед Богов Сварог — бог неба и его сын Сварожич – бог огня и молний) ожидают людей в небесном Рае или Сварге.
Сварог — Svarоg — старший Бог Рода Божьего, то есть бог всех богов — и небесных, и подземных (из пекла). Род выступает в двух ипостасях: как Бог всей Вселенной, и как домашний бог-предок, пращур. Богом Неба у древних славян был Сварог, сын Перуна – прежнего бога неба.
Как светило вечное, пробуждающее земную жизнь, божественное, чистое, ослепительное в своем сиянии, солнце почиталось божеством милосердным и благим. Солнце у древних славян было синонимом счастья и божеством судьбы.
Самана – samana — шаман, аскет-мистик.
Сома, Хома (Haoma) — бог-напиток, божественный напиток, нектар, амброзия. Слово Сома происходит из ведического санскрита от корня слова Сау -sau- (Sanskrit су- su- ) «сочиться, выдавливать «, т.е. Саума — sau-ma — это напиток (сок), приготовленный путем, выдавливания.
Сурья — Surya — Солнце
Таттва — tattva — «этость», «таковость». Слово «таттва» — tattva -состоит из «тат» — tat — этот, такой и «твам» — tva — ты, тебе. Таттва означает «истинную сущность», «качество всего» «реальность», «первоэлемент».
Таттва – tattva — это Единство «тат»- tat — божественной природы и «твам» — tva — индивидуума, то есть «таттва» можно перевести: «Вселенная есть ты», так как макрокосмос и миркокосмос Едины. Мировая душа (лат. anima mundi) — единая внутренняя природа мира, мыслимая как живое существо, обладающее стремлениями, представлениями и чувствами.
Таттва — tattva -это изначальный, божественный первоэлемент в индуистской метафизике и одновременно, таттва – это процесс непосредственного «познания» пяти первоэлементов мира (Огонь, Воздух, Вода, Земля, Эфир).
Фразы на санскрите: «Тат твам аси»— tat tvam asi — «то ты еси», «то ты есть». «Атат твам аси» — atat tvam asi — «то не ты», «не тот ты есть».
Татха – Tathā — таким образом, это этот, истинность. Татхата – tathatā — таковость
Татхагата – tathā-āgata, tathā-gata — «Достигший Таковости», «Достигший Истины»- так называют Гаутаму Сакья-муни (или Шакьямуни) — «мудрец из рода Сакья».
Татхагата — «тот, кто так пришел», «либо «тот, кто так ушел», так называл себя Будда Гаутама, вместо местоимений «мне», «я» и «сам». Гата — Gata — «ушедший», от корня гам — gam — «путешествовать». Агата — Āgata -«приходить». Татхагата буквально означает либо «тот, кто ушел в таковость», либо «тот, кто прибыл в таковость».
Трита — бог, олицетворение молнии. (трита – trita — третий). Древнее ведийское божество, упомянутое в «Ригведе». Трита – бог отпускающий грехи и принимающий вину на себя — прообраз Иисуса Христа. Это был триединый Бог, Его свет троичный (III, 26, 7), у него три головы (I, 146,1), три силы, прибежища и языка (III, 20, 2; VIII, 39, 8), три жилища – небо, земля и души людей (Любовь – это бог в душе!). Огонь дружествен к людям, соединяет супругов, приносит жизнь и достаток, уничтожает врагов и тьму.
Харша — harṣa (hṛṣ) — трепетный момент восторга или радости, подъём волос, шерсти, ощетинивание ( в англ. harṣa — ошетинивание, в рус. Шершавый; в англ. hard — твёрдый, har + da — дающий эрекцию, подъём. В рус. яз. — ХОРОШО, хорош, хороша…)
1). харша — harṣa — радость, удовольствие, счастье.
Харшу — hṛṣu – Агни, огонь; солнце; месяц, радостно, счастливо, хорошо.
По-французски — heureux (heureuse) – радостный, счастливый, довольный, удачливый, блаженный. Hereux Noel и Heureuse année – Хорошего нового года! С Новым годом!
2). харша — harṣa — эрекция, сексуальное возбуждение, страстное желание, похотливость. Херъ — буква древнерусского алфавита, её нет ни в греческом, ни в финикийском алфавите. Знак -X -существовал за тысячи лет (5000-4000 до нашей эры) до появления финикийского алфавита в письме Винча. В языке деванагари был знак Х, который имел название ваджра+крати — vajrakṛti – «имеющий формы ваджры». Ваджра — vajra — твёрдый, мощный, дубина (др.инд. vajra-, авест. wazra-).
Ваджра олицетворяет мужской половой орган и космическую силу Индры. Ваджра — vajra — молния бога Индры. Индра по ведической традиции – царь богов и дэвов, правитель неба и Сваргалоки (Небесного мира богов), бог грома, молнии и войны.
Особой мощью обладала двойная Ваджра (Viśva Vajra). Этот древнейший символ перешёл в православное христианство — Косой крест, мужское творящее начало – это древнейший символ, связанный с плодородием.
3). харша — harṣa — персонификация сына Дхармы. Хорс — hṛṣ — неразрывно связан с огнём и солнцем.
Муда харша — Mudā harṣa – связь, дающая сильную радость, жгучее сексуальное желание, удовольствие, радость.
Эрос — Έρως (h)eros — родственно слову harṣa. По-французски herse — борона, по-англ. harrow — борона.
Чуда, куда – cuda — чудак, глупец (родственные слова рус. яз.: Чудо, чудь, Чудо-Юдо, чудаковатость, чудаковатый, чудачествовать, чудачить, чудачка, чудесить, чудесник, чудесница, чудесность, чудесный, чудесный, чудила, чудиться, чудиться, чудиха, чудище, чудный, чудовище, чудовище, чудовищное, чудовищность, чудодей, чудодейственное, чудодейство, чудодействовать, чудотворение, чудотворец, чудотворная, чудной.).
Сближают также с др.-инд. -а-кутис — ā-kūtiṣ -(ж.род) «умысел», кавис — kavíṣ (м.род) — «учитель, мудрец» (родственные слова в рус. яз.: кудесник, кудо, кудь, кудесы, чую, чуять, чуть…)
(ч) КУДАЯТИ – cudayati — лгать. (в др.рус. КУДО – кудесник. КУДЪ — вождь. КУДЕСЫ – чудеса).
Щрава — śrava — Слово
Щраваха — śravaḥ — хвалебное слово, громкая хвала (Слава)
Щраванья — śravaṇīya — Славяне, означает «славные». Говорим славяне, разумеем слава. Говорим слава, разумеем слово. Имя славяне происходит от славные потому, что словесные, одаренные словом люди. Язык Славянский — славный памятник по своей древности, величию и природному совершенству.
Щраваньа — zravaNa — «приобретение знания, мудрости», учение
Щравана — śrāvaṇa — учить, «приобщаться к ведам»
Имя древнеславянского бога ЯРИЛО происходит от корня слов ведического санскрита:
Яр, Жар– jar — зреть, созревать. (родственные слова в рус. яз.: яр, яровой, ярый, жар, вар, пар, ярость, жаркий…).
яра, жара – jara– любовник ( родственные слова в рус. яз.: жаркий, яркий, ярый, яростный…). На многих славянских языках весну называют ЯРО потому что она яркая, ярая, яровая, ярка, ярко, жарко. Немецкое jahr это славянское — яро. По-немецки Весна — frhjahr или fruhling. Слово fruhjahr – состоит из двух слов fruh (рано) и jahr (год) – «ранний год». Слово fruhling – из двух слов fruh (рано) и ling — нет значения в немецком языке, вероятно, заимствованное славянское слово «лето», так что fruhling – «раннее лето».
Имя Геракл происходит из ведического санскрита, откуда берут свои истоки все индо-европейские языки. В ведическом санскрите есть слово Яр, Жар – jar , что означает » зреть, созревать». В русском языке сохранились родственные слова, образованные от ведического корня «яр» — яровой, ярый, жар, жаркий… И если русское слово ЯРО произнести по-гречески, получим имя греческой богини Ήρα – Hera – ГЕРА, а присоединив русское слово «СЛАВА» , произнесённое по-гречески κλεος (слава), получим греческое имя – Ήρακλεος – ГЕРАКЛЕОС – ГЕРКУЛЕС (сокращённо ГЕРАКЛ), что соответствует славянскому имени ЯРОСЛАВ. Если мы переведём слово HERO с греческого языка на русский, то получим слово ГЕРОЙ, отсюда следует, что греческое Ήρα — ГЕРОЙ, и латинское слово HEROS — ГЕРОЙ является латинизированным вариантом русского слова ЯРЫЙ и слова ГЕРОЙ.
ГАЯТРИ-МАНТРА (Риг-Веда, 3.62.10).
«Ом бур бувах суваха
Тат Савитур варень-ям
Барго Девасья дхимахи
Дхийо йо-нах прачч-хо-даят»
Практически каждому слову из этой Великой мантры Риг-Веды, написанной на ведическом санскрите, соответствует корень слова русского языка:
ОМ — Аминь, «Да будет так!».
БУР — Бурая, Земля.
БУВАХ — Бывание, прибудет.
СУВАХА — Сверху, Сварга, на Небесах.
ТАТ – Тот (местоимение Бога).
САВИТУР — Светлый Бог, Бог Солнца, Советник.
ВАРЕНЬ-ЯМ – Верный нам, надёжный
БАРГО — оберег, бережно.
ДЕВА-СЬЯ – Бог-сам, Сам Бог.
ДИМАХИ – Думает
ДИЙО – (от «дхи») вдохновенно
ЙО-НАХ — о нас
ПРАЧЧ-ХОДАЯТ — Просим, умоляем, ходатайствуем.
Русский перевод ГАЯТРИ-МАНТРЫ (Риг-Веда, 3.62.10).:
Да пребудет земля под небесами,
Ты, светлый бог, надёжа (надёжный)
Оберегаешь нас Сам и думаешь
Вдохновенно о нас, молящихся, умоляющих.
Божества древних славян. Ал. С. Фаминцын. Санкт-Петербург – 1884 год
Хорс-Дажьбог значит Конь-Солнце Божества древних славян. Ал. С. Фаминцын. Санкт-Петербург – 1884 год
Все слова по теме «Вначале было СЛОВО…» взяты из санскрита — английского словаря и относятся к «Риг-Веде» — древнейшей части индийских Вед, написанной на ведийском санскрите. В санскрит-английском словаре все слова из «Риг-Веды» отмечены буквами (RV)
На этом сайте началась публикация частей нового словаря Russian-Sanskrit Dictionary of Common and Cognate Words: http://borissoff.wordpress.com/current-project/
Мне всегда нравилось читать исторические сведения. На эту страничку привёл поиск живого огня. Огонь и дерево неразрывно связаны. Согласен, что огонь связан с семейным очагом, хотя его можно разжечь и на улице, а не только на газовой плите, печи, камине или в духовке
Самые древние солнечные диски, праобразы индусских дхармачакр, найдены недалеко от Москвы в Сунгире. Им около 25-28 тыс. лет
http://www.museum.vladimir.ru/unique/disk?menu=collect
С тех пор этот символ неизменно присутствует в культуре практически всех народов Евразии.
Благодарю вас за интересный комментарий. Артефакты ещё раз подтверждают историческую общность культур, распространившихся на обширных территориях Евразии.
Русские летописи свидетельствуют о том, что древние греки называли Русь — «Великая Скифь», а народы Руси — скифами. «Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки „Великая Скифь“.»
В русских летописях XVII века подчёркивается, что народы средневековой Руси являются потомками народов Великой Скифии (см. «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске»).
Византийские источники часто называют скифами Русь.
Почти 25 веков назад Геродот записал в своей «Истории» название племён живущих в Северном Причерноморье — Скифы. Геродот считает, что скифы обитали на территории Северного Причерноморья, как минимум, несколько веков до прихода туда греков.
Археологические раскопки подтверждают, что скифская культура выделилась из «срубной культурно-исторической общности» эпохи поздней бронзы (XVIII—XII в.в. до н.э.) распространённой в степной и лесостепной полосе Восточной Европы между Днепром и Уралом, но имеющая характерные памятники в Западной Сибири.
По Геродоту самоназвание скифов – Сколоты, а персы называли их саками.В источниках III—IV веков нашей эры «скифами» называют готов.
Возможно, самоназвание скифов «сколоты» происходит от корня «с-коло-т», то есть «с-коло-ит» или «с-коло-идущие» , «с солнцем идущие».