Военно-голубиная почта в Крыму

голубь с письмом=

Голубиная почта считается древнейшим способом доставки письменных сообщений по воздуху. К её услугам прибегали в Древнем Египте, чтобы оповестить население о разливе Нила, в Древней Греции — для передачи имён победителей Олимпийских игр. Есть сведения и о том, что письма с помощью птиц передавали даже индейцы майя, инки и ацтеки.

Военно-голубиная почта – один из способов связи, с помощью которой письменные сообщения доставляли почтовые голуби. При посылке письма с голубем, сообщение, в сильно уменьшенном формате, вкладывали в легкую металлическую трубочку, которая прикреплялась на спине или на лапке голубя. В среднем дальность голубиной связи со стационарных станций достигала трёхсот километров.

Почтовые голуби прекрасно летают и могут преодолевать большие расстояния на высокой скорости. Тяга голубей к родному гнезду носит прямо-таки мистический характер.

голуби-почта-во франции

Первая официальная линия голубиной почты была открыта в 1870 году во Франции. Во время франко-прусской войны (1870-1871 г.г.) году прусская армия осадила Париж, французы организовали специальный «голубиный почтамт», чтобы наладить связь между осаждённым Парижем и остальной страной.

Известно множество случаев, когда благодаря своей пространственной памяти и лётным способностям голуби, преодолев тысячи километров, возвращались в свою голубятню. Так, увезённый из Парижа в Германию голубь был выпущен из клетки только через четыре года, и уже на второй день он очутился в родной голубятне. Как они находят дорогу? Учёные затрудняются ответить на этот вопрос. Возможно, голуби чувствуют магнитное поле земли и каким-то непостижимым образом высчитывают координаты своей голубятни.

Голуби породы почтари

В России первую регулярную почтово-голубиную связь организовал князь Голицын в 1854 г. Трасса длиной в 90 верст проходила между его поместьем в Москве и имением в деревне Симы. В Российской Империи военно-голубиной почтой, как секретным способом доставки военной корреспонденции по воздуху, начали пользоваться в инженерных войсках в ходе русско-турецкой войны в 1877 году.

голубиная почта

В 1887 году было учреждено первое подразделение Санкт-Петербургской станции почтовых голубей при воздухоплавательной команде военного ведомства для связи с Москвой. Затем открылся ряд крупных станций постоянной военно-голубиная почты в нескольких военных округах на южной и западной границах. В 1887 году в русской армии была учреждена военно-голубиная почта для связи с осаждёнными крепостями в военное время.

почта-голубь

В 1893 году на окраине Севастополя была создана военно-голубиная станция. Размещалась она на холмистой окраине города, которая с давних времён носила название Цыганской слободки. Личный состав станции составляли: один офицер, один надзиратель, два надсмотрщика и 250 голубей.

В 1913 года, перед Первой мировой войной на станции в Севастополе насчитывалось уже около тысячи голубей. Лётчики севастопольской школы авиации брали с собой в полёт клетку с почтовыми голубями на случай непредвиденной аварийной посадки. С помощью пернатых почтальонов они сообщали о своём местонахождении и причине аварии.

Советская власть продолжила традицию голубиной почты, при Осоавиахиме был создан единый центр голубиного спорта. В конце 20 годах прошлого века возникла идея передать всё голубеводства в стране под контроль Рабоче-Крестьянской Красной армии (РККА), но, наверное, правильно, что не осуществили задуманное.

Голуби в годы войны 1914-1917

Во время Гражданской войны барон Врангель, оставляя Крым в 1920 году, забрал с собой всех почтовых голубей Севастопольской станции и продал их в Германию. Однако через некоторое время многие из увезённых из Крыма голубей поодиночке вернулись в родной Севастополь, пролетев по прямой около двух с половиной тысяч километров.

«В детстве мне очень нравилось бегать на Голубинку, так мы называли территорию воинской части, которая находилась неподалеку – рассказывал ветеран Александр Черноцкий. – Во дворе стояла огромная голубятня, к которой вела лестница. Это был большой квадратный домик, который хорошо просматривался с моря и наполовину выглядывал из-за высокого забора со стороны города. Настоящий сказочный дворец из стекла или пластмассы с полукруглой крышей, удобными гнездами внутри. Во время войны его накрывали маскировочной сеткой. Птиц там было столько, что и не сосчитать. Каждое утро их выпускали полетать. Недалеко от нас жил голубятник Шурка Скидник, он специально выпускал в это время своих голубей, как бы заманивая птиц со станции. Затем брал голубей, которые попадали к нему, и возвращал морякам за плату. Те рассчитывались, как правило, продуктами. Мы знали, что птиц держали не для забавы, предназначены они были для связи. В специальных клетках пернатых вывозили в Балаклаву и окрестности Севастополя. У каждого голубя на лапке было специальное медное колечко, куда закладывалась записка с информацией. Птиц выпускали, и через некоторое время они возвращались в свою голубятню. Мне доставляло огромное удовольствие ездить на служебной линейке с матросом Пантелеем в район Балаклавы и вместе с ним выпускать голубей на свободу».

голубь с письмом

В 1930 годы военные пытались использовать голубей для связи подводных лодок с Севастополем – главной базой Черноморского флота. С помощью хитроумных решений был сделан специальный контейнер-пенал, в который помещали голубя, и капсулой с птицей выстреливали с подводной лодки. Достигнув поверхности воды, контейнер автоматически раскрывался и освобождал голубя. Но не все контейнеры раскрывались, и плавающая капсула с птицей могла стать достоянием противника. Кроме того, выяснилось, что быстрое преодоление расстояния из глубины до поверхности моря не все голуби переносят одинаково хорошо. Часть из них могла не взлететь сразу и поэтому тонула вместе с контейнером. Другие же голуби, взлетев, теряли ориентацию. Этот необычный эксперимент по использованию голубей для выполнения такого специфического задания был проведён только в Севастополе.

Развитие проводной электросвязи, а также радиосвязи постепенно вытеснило в военном деле военно-голубиную связь. Главным достоинством военно0голубиной почты, по-прежнему, оставалась высокая скрытность, но недостатков было всё-таки больше. Прежде всего, зависимость от погоды, небольшая дальность, а главное – ненадёжность, не было уверенности, что сообщение доставят по назначению.

И всё же в начале Великой Отечественной в стране провели «голубиную мобилизацию», изъяв у населения несколько тысяч птиц. Голубей использовали как в регулярных войсках, так и для связи между партизанскими отрядами. Там, где было по каким-то причинам невозможно протянуть линию связи, выручала птица. Во время Великой Отечественной войны, несмотря на совершенство технических средств связи, многие донесения передавались на голубиных крыльях.

Голуби в годы войны 1941-1945

Наряду с другими подразделениями связи во время Великой Отечественной войны севастопольская военная голубиная станция входила в состав Службы наблюдения и связи Крыма. Во время обороны Севастополя почтовые голуби использовались для связи с партизанами. Но в большинстве случаев полёты птиц были обречены на неудачу, очень часто бесстрашные крылатые посланцы попадали под обстрел неприятеля, так как немцы знали об этом способе связи.

«В июне 1942 года голубиная станция в Севастополе подверглась жестокой атаке вражеской авиации, – вспоминает Александр Гиляров, чей дом до войны находился рядом с голубятней. – Два немецких самолёта прицельно бомбили голубиную станцию и бросали зажигалки. Видимо, чтобы не промахнуться, забросали ими все близлежащие улицы. Во время этого налёта три зажигалки попали и в наш дом. Сбрасывая их с крыши, я обратил внимание, что маскировочная сетка на голубиной станции сброшена и двое моряков работают в будке. Один ломом разбивал стенки, пытаясь освободить птиц из огненного плена, а второй обливал будку водой из шланга. От обоих моряков шёл дым и пар. Воду им подавали ручной помпой, которую качали несколько военных. Было такое впечатление, что голуби не хотят покидать свой дом. Будка сильно горела, в воздухе стоял едкий запах горящей пластмассы. Через некоторое время от голубятни остался один каркас. Большинство птиц погибло».

голубка

Так трагически закончилась история севастопольской военно-голубиной станции. Старожилы рассказывают, что оставшихся в живых почтовых голубей немцы увезли с собой, но птицы вернулись в разрушенный город. На месте военно-голубиной станции сегодня частное строительное предприятие, а рядом как – воспоминание о полувековой истории станции – улица Почтовая.

Крымский познавательный журнал «Полуостров сокровищ», выпуск №6.

Both comments and pings are currently closed.

Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u1372913/data/www/evpatori.ru/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org